Антон Липовский: У нас, собственно, градостроитель-то об этом знает чуть больше, чем мы. Мягко говоря, да? Эксперт еще по развитию территорий с нами на связи, Ольга Гусева. Здравствуйте, Ольга! Мы вас приветствуем. Ольга Гусева: Здравствуйте, коллеги! Здравствуйте! Антон Липовский: Давайте разбираться. Ольга, как вы вообще в целом оцениваете такую инициативу? Речь идет пока про Подмосковье. Но допустим, допустим, пока Подмосковье. А потом могут быть и другие регионы. Нужно ли оно вообще? Ольга Гусева: Давайте разделим. Сейчас, секундочку, машина проедет. Давайте проблему разделим на три части. Первая. У нас весь транспорт такси практически около 90% находится в руках частных. Это не таксопарки, как было раньше. Антон Липовский: Это правда. Ольга Гусева: Соответственно, он может приехать вечером к себе домой, поставить машину. И вы не будете знать: он стоит – ждет клиента. Либо он поставил и ушел с рейса, либо же он просто приехал домой отдыхать. Поэтому места, которые есть для жителей, они должны оставаться. Будут ли они со знаком такси или нет – это вопрос регулирования дворового пространства. Если мы говорим, что нам нужны места для того, чтобы ожидать такси, то здесь есть другая проблема: шлагбаумы, которые не всегда... Вера Круглова: В основном – да. В основном. Ольга Гусева: Вы что-то сказали? Антон Липовский: Не-не, нет! Мы вас слушаем. Пожалуйста. Ольга Гусева: Соответственно, у нас шлагбаумы есть во многих дворах. И это должно регулироваться уже опять правом дома: каким образом пускать на территорию такси или другие виды транспорта. И опять-таки, здесь нужно регулировать не государством, а именно непосредственно дворовыми пространствами. В сюжете было сказано, что, конечно же, машины – это ответственность. И многие дворы не предусматривали такое наличие у нас автомобилизации, скажем так. И сейчас есть проблема с парковками, но ее не решить вот таким решением, как ограничить или разрешить заезды такси. Здесь нужна системная работа по развитию города и созданию наземных парковочных пространств, которые... В свое время была такая программа, но она не нашла, между прочим, кстати, отклика по одной простой причине, что люди не хотели платить за даже вот такое место. Все хотели парковаться во дворах. И сейчас, конечно же, наверное, встала снова проблематика относительно того, чтобы все-таки давайте сделаем места наземной парковки для жителей близлежащих городов, где вот есть старые районы, где нет возможности по-другому парковаться. И здесь вопрос не к такси, а вообще к количеству машиномест и наличию мест, которые сейчас есть, и к автомобилям. И надо решать именно систему другого развития городского транспорта. Я сторонник того, что если есть машина, нужно нести ответственность. Нужно сразу задуматься о том, где вы будете ее хранить. И развивать, конечно же, в первую очередь общественный транспорт. И такси, кстати, в этом смысле – лучшая альтернатива, чем нежели собственный транспорт. Потому что он решает больше задач, чем вы на своем персональном авто. Антон Липовский: Ну так если такси такой полезный транспорт, тогда давайте действительно выделять места, в том числе во дворах. Там же речь идет о доступности, в том числе и для семейных перевозок. В итоге это все равно не выход. Пусть люди контролируют сами, за счет шлагбаумом и прочего. Ольга Гусева: Ну вот именно! Поэтому мы пытаемся на государственном уровне решить то, что на самом деле нужно решать на местном. То есть у вас есть двор. Вы правом дома, взаимодействуя с вашей УК, решаете: каким образом запускать на территорию автомобили. Где-то это система шлагбаума работает автоматически. То есть, как только приходит понимание, камера считывает, что это такси, открывается шлагбаум. То, как у нас сейчас сделано в аэропортах. Когда подъезжает такси, он открывает автоматический шлагбаум. Если подъезжает другой транспорт, то вы берете себе чек на парковку. Здесь можно точно так же решить. Но это не вопрос государственного регулирования. Это настройка системы, которая есть. Но не у всех установлены сейчас шлагбаумы, на которых есть камеры, считыватели, определитель, система машинного распознавания, что это такси или скорая. Или это просто сосед заехал. И опять-таки мы столкнемся с другой проблемой: опять заезжать будут туда таксисты. А может быть, они не живут в этом районе и не приехали за клиентом, а будут отдыхать. Мы как это будем регулировать? Мы как будем ограничивать вот эту зону? Она у нас никак не подсчитана. Камер там относительно того, сколько он стоял, там нет. Мы столкнемся с проблемой, что во многих этих дворах огромное количество таксистов будут просто отдыхать на своих перерывах. Антон Липовский: Конечно. Ну, так называемые отстойники. Да? Вера Круглова: Да. И получается, еще и самим жителям этих домов нужно каким-то образом запретить ставить там свои машины на этом месте. Чтобы, когда подъехало такси, оно не было занято. Как, например, очень часто происходит с местами для инвалидов: очень часто на них паркуются те, у кого даже нет знака. Вот во дворе. Антон Липовский: Ну, главное, чтобы это все в самоуправство не перешло. Вот что важно. Ну вот, кстати, одно из мнений члена Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виталия Ефимова. Он лично высказался, что данное предложение, эта инициатива – она противоречит всем канонам жизни. «Людям надо создавать комфорт для жизни. Деревья нужно сажать, а не организовывать парковки там, где люди должны отдыхать». Собственно, насколько я понимаю, вот на этом мы сейчас, наверное, и завершаем нашу беседу. Ольга Гусева, градостроитель, эксперт по развитию территорий. Ольга, спасибо! Вера Круглова: Спасибо вам Ольга! Антон Липовский: Ну, в общем, достаточно серьезная тема, дискуссия. Судя по нашему порталу. Вера Круглова: Слушай, да. Вот, смотри. Еще пишут телезрители: «У нас рядом с домом школы. И очень много машин везут детей утром. Это проблема». И еще: «Если в Подмосковье будут стоянки такси, то как быть жителям? Это прямое нарушение прав потребителя». Антон Липовский: Да. «Зачем таксистам спать во дворах?» Сообщение из Московской области. Вера Круглова: Кстати, вот на самом деле история парковочных мест у школ и детских садов – это вообще большая проблема. Мне кажется, что здесь вот надо было бы подумать нашим депутатам в Государственной Думе. Антон Липовский: Это еще вопрос повышенной безопасности. Да. Парковка рядом с образовательными учреждениями – это все-таки еще вопрос безопасности. Спасибо за ваши мнения. Спасибо вам большое! Мы, собственно, движемся дальше. Надеемся, что вы в целом разобрались. Ну вот, мировой опыт говорит о том, что надо быть активнее самим прежде всего. Вера Круглова: Да.