Переезд в другой город
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/pereezd-v-drugoi-gorod-80140.html Мария Карпова: «Мечтал переехать из Волгограда в Петербург. И переехал в прошлом году, но не по работе, а просто потому, что очень люблю этот город. Очень рад». То есть действительно Петербург лидирует у нас.
Петр Кузнецов: О, вот это очень нетривиальный подход, да.
Мария Карпова: Инна Караева с нами на связи, социолог, исполнительный директор «Ромир». Здравствуйте, Инна.
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Инна Караева: Доброе утро.
Мария Карпова: Инна, все-таки не оставляет меня Петербург. Вот то, что он на первом месте – это ожидаемые результаты опроса? То есть Москва, получается, перестала быть самым желанным городом для учебы, для заработка, вообще для комфортной, не знаю, культурной, просветительской жизни?
Инна Караева: На самом деле, когда мы говорим про исследования, очень важно внимательно читать формулировку. Все-таки формулировка была не «переехать в другой город», а «пожить в другом городе».
Петр Кузнецов: Пожить.
Инна Караева: Да. И это действительно очень важно, потому что, с точки зрения целевой аудитории, треть опрошенных – это непосредственно люди, которые на текущий момент работают в сфере IT. А мы знаем, что пандемия позволила, в том числе в сфере IT, активно сотрудникам работать в рамках удаленного формата, поэтому мобильность у данного кластера граждан повышенная. И возможность в том числе перемещаться по разным городам, попробовать пожить в разных городах – и Санкт-Петербург, и Краснодар, и Москва – позволяет в том числе данному сегменту более просто, собственно говоря, относиться к данному вопросу.
Мария Карпова: Инна, простите, я перебью. Просто там как раз вышли два опроса, очень рядом, то есть между ними буквально два дня.
Петр Кузнецов: Мы это обсуждали.
Мария Карпова: Да. Один был – как раз пожить. А другой был – чтобы переехать на какой-то более длительный срок. И все равно Санкт-Петербург на первом месте, то есть Москва все равно не лидирует.
Инна Караева: На самом деле, если мы говорим про Санкт-Петербург, то здесь два блока. Вы обозначили уже историю учебы, потому что действительно Питер сам по себе поспокойнее, чем Москва. И сейчас, в том числе в рамках своих исследований, мы видим тех граждан, которые проживают в мегаполисах (это в первую очередь москвичи), у которых есть тренд наоборот – миграция из крупных городов, кто работает в рамках удаленного формата, в более малые города.
Зрители, которые подключались, они тоже говорили о том, что есть история комфорта, а есть история уровня жизни и зарплатных ожиданий. И вот это мы точно должны с вами разделять, потому что более спокойные российские города, действительно, с точки зрения качества жизни и комфорта проживания, они в каких-то моментах уже превалируют над городами-миллионниками.
Мария Карпова: Опять же, мы говорили что примерно половина изъявили желание переехать, ну, может быть, переехали бы. А сколько реально переезжают? Ну, то есть вот этот уровень внутренней у нас насколько активный?
Инна Караева: На самом деле сейчас внутренняя миграция не настолько активная – в год это не более 3–3,5%. Но здесь действительно это показатель, который напрямую коррелирует с возрастными диапазонами. Это молодежь, которая, безусловно, приезжает для того, чтобы получить высшее образование, из малых городов в более крупные. В том числе это история трудовой миграции, чтобы закрыть базовые потребности, с точки зрения уровня зарплаты.
Мария Карпова: В каких регионах отток населения больше всего заметен? Откуда чаще всего уезжают?
Инна Караева: На самом деле, когда мы говорим про отток, то это в том числе непосредственно регионы, связанные с Поволжьем. Но, опять же, я, наверное, говорила бы не о региональной специфике, а о типологии городов, потому что есть сельская местность, есть города-миллионники, есть города развивающиеся.
Так, например, тот же самый Санкт-Петербург, Екатеринбург или Нижний Новгород – это те города, которые более активно привлекают. Москва действительно на протяжении долгого промежутка времени лидировала в этих показателях, но и другие города становятся максимально привлекательными как раз для молодежи в первую очередь, для того чтобы сменить непосредственно место проживания.
Мария Карпова: Всегда считалось, что молодежь – самая мобильная часть населения. Но результаты показывают, что больше всего хотели бы переехать россияне от 35 до 40 лет. Все-таки это уже чуть-чуть старше молодежи. В принципе, уже возраст, когда и семья появляется, и какая-то жизнь устоявшаяся.
Петр Кузнецов: И опыта больше, и у тебя резюме насыщенное.
Мария Карпова: Да. Мне кажется, это тоже так достаточно… ну, такой необычный результат.
Петр Кузнецов: А обычным было бы, если бы с 20 до 30, например?
Мария Карпова: Чуть моложе, да, 25–30, мне кажется, даже еще моложе.
Инна Караева: Ну, я просто напомню, что молодежь в России у нас до 35 лет включительно.
Мария Карпова: Да. Вот как раз от 35 до 40 – это уже старше молодежи.
Инна Караева: До 35 лет. Здесь вопрос, опять же, с точки зрения, наверное, уровня профессии. Потому что есть профессии непосредственно в розничной торговле, где довольно-таки сложно представить себе удаленный формат работы.
Когда мы говорим про интеллектуальную сферу, про IT-сферу, где есть возможность непосредственно не в разрезе своего города работать и продолжать, собственно говоря, развиваться карьерно – это в том числе и подталкивает к изменению базового места жительства. В том числе и у людей, которые выросли в разрезе компетенций своих, от 35 до 40, которые могут, собственно говоря, двигаться дальше и развивать в том числе региональные, более крупные, градообразующие предприятия.
Мария Карпова: Инна, спасибо вам большое.
Петр Кузнецов: Спасибо большое.
Мария Карпова: Инна Караева была с нами на связи, социолог.
«Хотели бы ли вы переехать в другой город?» – мы у вас спрашивали в эти полчаса. 35% ответили «да». А насколько готовы – вот что интересно. А 65% – «нет», остаются у себя дома.
Петр Кузнецов: Ну что, неплохо с активностью на самом деле. 35% – это не самая низкий показатель.
Мария Карпова: На самом деле, да, конечно.
Петр Кузнецов: Итак, сейчас новости, а дальше мы переезжаем… У меня просто стул падает, поэтому я уже держусь за стол. Переезжаем к автомобилям, есть о чем поговорить. Нехорошие дела происходят в автосервисах.