Антон Липовский: Да. Ну и мы обещали, мы анонсировали еще одного эксперта. С нами на связи Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018». Алихан, здравствуйте! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Антон Липовский: Мы, конечно же, должны поговорить теперь про школу. Безусловно. Алихан Динаев: Здравствуйте! Антон Липовский: Алихан, вы как педагог и лучший учитель года, вы 100% понимаете, как выстраивается день ученика, что называется, изнутри. Сколько надо времени тратить на домашние задания? Нужно ли успевать все на свете при нынешней программе? Ну и, конечно же, можете по возрастам поделить на категории? Алихан Динаев: Да, конечно. Я прежде всего отвечаю на тот вопрос, который вы задавали гражданам на улице, спрашивая, успевают ли ваши дети, сколько времени занимает. Я бы рассказал об одном интересном исследовании, которое проводилось в России. Анастасия Семенова: Давайте. Алихан Динаев: У родителей спрашивали и у школьников спрашивали, сколько времени ваши дети проводят за выполнением домашних заданий. И удивительным образом оказывалось, что родители всегда дают меньшую оценку, чем дети проводят за домашними заданиями на самом деле. Это такой интересный момент: родителям кажется, что их дети проводят меньше времени, чем они проводят на самом деле. Практика показывает, и исследования показывают, что российские дети – одни из самых загруженных школьников во всем мире. Да, есть, конечно, страны вроде Южной Кореи или Китая, где еще больше времени тратят на выполнение домашнего задания. Но Россия и российские школьники стабильно занимают лидирующие места во всех рейтингах, во всех исследованиях по времени, которое занимает у детей выполнение домашних заданий. Есть еще один очень интересный факт, который можно привести касательно международных исследований: Россия занимает первое место в мире по доле учителей, которые всегда и регулярно задают домашние задания. В России 98% учителей задают домашние задания. То есть только 2% не задают. Хотя в некоторых странах это доля она меньше 50%. Говоря о том, сколько времени должны проводить дети за выполнением домашнего задания, понятно, что здесь нет каких-то, наверно, однозначных ответов, каких-то строгих, жестких временных рамок. Анастасия Семенова: Потому что от ребенка зависит. Да? Алихан Динаев: Да. Безусловно, зависит от ребенка. Зависит, мне кажется, от его личных интересов и мотивации к обучению. Это зависит, безусловно, от родителей и от учителя. Это зависит, я бы еще сказал, от времени. Потому что совершенно очевидно, что ближе к моменту выставления четвертных или полугодовых оценок, ближе к моменту ЕГЭ дети готовятся гораздо активнее и тщательнее к экзаменам и к учебе в целом. Анастасия Семенова: Да. Это понятно. Но вот запомнилась мне мама, которая сказала с юмором, что ей приходится уговаривать ребенка сделать домашнее задание. Что вы посоветуете родителям? Как быть в такой ситуации? Нужно ли уговаривать ребенка? Как с ним договориться? Алихан Динаев: Я тут не могу не вспомнить, как моя мама уговаривала меня в свое время не делать домашнее задание, поскольку я слишком много сидел над математикой и прочими предметами. В данном случае мне сложно сказать, нужно ли заставлять детей, уговаривать их. Понятно, что если у ребенка нет интереса к той же математике, физике, обществознанию и истории, родителям очень сложно пробудить в нем этот интерес. Мне кажется, нужно не заставлять, а нужно предлагать какие-то иные формы активности. То есть если ребенку не интересна физика, может быть, вместе с ним сходить в планетарий и посмотреть на наш безграничный и прекрасный космос. Может быть, дать ему интересный, вместе посмотреть какой-нибудь фильм, посвященный космосу. Может быть, дать ему прочитать какую-нибудь необычную книгу с необычными, необыкновенными, удивительными фактами о космосе или о том мире, в котором мы живем. Мне кажется, что здесь можно попробовать уговорить. Но если не получается, если мы видим, что эффекта нет, нужно, во-первых, наверное, обратиться к учителям и спросить у них, в чем проблема и как они контролируют этот процесс. А во-вторых, искать какие-то обходные пути, которые могли бы заинтересовать ребенка тем или иным предметом. Антон Липовский: Алихан, скажите. Не могу не спросить. У вас в классах были перегружены дети? Вы таких замечали? Чем они отличаются, я не знаю. И каков их график, например? Алихан Динаев: Безусловно, такие есть. Я работаю со старшими классами – 10-11-й класс, и я прекрасно вижу, как сильно и как, не побоюсь этого слова, ужасно устают наши дети в школе. Потому что 11-й класс – время подготовки к ЕГЭ. Они до двух, до трех часов иногда проводят время в школе, а после, как чуть ранее говорила слушательница, зрительница в эфире, они на ходу обедают, бегут в образовательные центры, онлайн-школы, где продолжают подготовку к экзамену. Очень высокая нагрузка. Часто это, конечно, следствие такой активности со стороны родителей, которые предлагают своей дочке, например, и гимнастику, и танцы, и балет, и плавание, и какой-нибудь радиотехнический кружок. И дети очень перегружены. К сожалению, очень часто родители через своих детей пытаются реализовать какие-то, может быть, свои какие-то потребности, интересы и так далее. Антон Липовский: Да. Мы это тоже часто отмечаем. Да, Алихан. Ну и, конечно. У нас остается буквально минутка. Скажите, по вашему мнению, это, знаете, как в известном анекдоте: «Как все успеть, и чтобы за это ничего не было?» А как вы видите вот эту вот схему для родителей, для ребенка? Алихан Динаев: Я своим детям всегда советую сделать план подготовки. И в целом сделать так, чтобы у них было четкое, заранее определенное время для выполнения домашних заданий. Чтобы и они, и родители, их друзья, например, знали, что условно с 20 до 21.30 они делают домашнее задание. И только в пределах этого времени. Это заставит детей повышать свою продуктивность и успевать все необходимое за полтора часа. И это дает им четкое понимание, что эти полтора часа они готовятся и делают домашние задания, а все остальное время могут потратить так, как считают нужным и необходимым. Антон Липовский: Да. Причем на то, что действительно им по-настоящему интересно. Анастасия Семенова: Да. Спасибо большое! Антон Липовский: Алихан Динаев – учитель обществознания и права, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2018». Как всегда, блестяще! Мы вас поздравляем с наступающим Днем знаний! Хорошего вам старта учебного года, Алихан! Анастасия Семенова: Да.