Пережить ремонт
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/perezhit-remont-78993.html Петр Кузнецов: У нас в студии Борис Уборевич-Боровский, председатель Московского архитектурного общества. Говорим о ремонте. Очень многие живо реагируют на вот этот первый опрос, с которого мы начали, там несколько, опрос в опросе был, по поводу того, что лето – лучшее время для ремонта. Борис, во-первых, доброе утро.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Борис Уборевич-Боровский: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Спасибо, что до нас доехали, добрались. По поводу сезонности все-таки, действительно, считается, что летом проще, наверное, ехать.
Борис Уборевич-Боровский: Летом, знаете, удобнее. Особенно если у вас какой-то загородный проект, там погода позволяет и так далее. Но я хочу сказать, что летом все дороже, и рабочая сила дороже, и материалы дороже. Материалы вообще все время дорожают, тихонечко дорожают. Мне все время жалуются мои подрядчики, они говорят: «Ну как, буквально вчера была одна цена, а вот я сегодня приезжаю, уже всего на 5%». И так потихоньку, потихоньку, но все поднимается.
Петр Кузнецов: Собственно, услуги самих ремонтных бригад, если пользоваться, они тоже дорожают.
Борис Уборевич-Боровский: Услуги, да. И самое главное, что дефицит рабочей силы, то есть найти строителей летом труднее.
Петр Кузнецов: Особенно с хорошими руками.
Борис Уборевич-Боровский: Да, да, летом труднее, это точно.
Мария Карпова: Вот еще один аргумент в пользу ремонта не летом. Надо ремонт делать, когда включены батареи зимой, а летом надо отдыхать.
Петр Кузнецов: А летом надо отдыхать в Вологодской области.
Борис Уборевич-Боровский: Нет, я бы так не сказал. Не знаю, мне кажется, можно делать и летом, и зимой. Просто, вот скажем, если вы летом собрались делать, то материал, например, лучше купить зимой. Потому что материалы точно будут зимой дешевле, чем когда вы соберетесь через несколько месяцев купить их летом, это точно. Но, не знаю, летом все-таки комфортнее, конечно. Потому что вот сейчас такая погода стоит жаркая, в эту жаркую погоду прекрасно все строительные процессы отлично происходят. Все замечательно. Там погрузка, вы можете у подъезда оставить контейнер, привезти какие-то материалы. Ну, не знаю, по-моему, это удобно и комфортно. Но просто действительно все пытаются строить летом. И поэтому найти действительно квалифицированных, как мы говорили, рабочих – это труднее.
Петр Кузнецов: Вот давайте к этому и перейдем. Выгоднее все-таки самому или нанять бригаду? Вечный вопрос.
Борис Уборевич-Боровский: Нет, я считаю, всегда надо нанимать. И мало того, поскольку я архитектор, я дизайнер, я еще считаю, что должен быть проект. Потому что некоторые у нас пытаются делать ремонт без проектов, то есть: «А мы сами все знаем. Вот мы сейчас поедем, купим материалы, мы сейчас посчитаем площади. Мы сейчас там сделаем даже маленькую переработку».
Петр Кузнецов: В Ютубе посмотрели, сейчас такое же сделаем.
Мария Карпова: Да, мы посмотрели обучающее видео
Петр Кузнецов: Видео посмотрели, вот так же мы сейчас сделаем, всем нормально.
Борис Уборевич-Боровский: Да, да, да. Интернет открыли – все ясно.
Петр Кузнецов: Обзорную экскурсию, да.
Борис Уборевич-Боровский: Вообще не вопрос. Тем более, что у нас очень много дизайнеров, и теперь даже обыватели становятся дизайнерами, то есть все говорят: «А что, вот у меня соседка стала дизайнером, а я что, не могу? Я сейчас буду дизайнером, я сейчас сам себе сделаю интерьер, и все».
Петр Кузнецов: Как часто приходится, если это несколько исполнителей, в том смысле, что один отвечает за дизайн, говорит: «Вот я считаю, что здесь вот эта стена, лучше сюда переставить». Ремонтная бригада приезжает: «Здрасте. Ну вы вообще представляете?», и пошел спор. И третья сторона, собственно, заказчик.
Борис Уборевич-Боровский: Нет, спор – это очень плохо. И всегда хорошо бы, чтобы дизайнер был главным на стройке, это вообще правильно. Вообще архитектор. Что такое архитектор? Архитектор – главный строитель. Вот пирамида, вот там всякие строители, смежники, еще что-то, вот здесь архитектор, не то, что он добивался этой роли, ему поручено, он должен руководить всем. Хорошо, архитектор, дизайнер, ремонт – это все-таки чуть проще, чем строительство. Но надо, конечно, слушаться проекта, который изготавливает все-таки архитектор. И когда строители начинают говорить: «Ой, вы знаете, я уже 30 лет работают, что там эти девчонки вам нарисовали, нет, это вообще не годится, я вам все сделаю лучше, я вообще сто раз это делал, нет, так никто не делает».
Петр Кузнецов: Извините, мне кажется, строители вообще при упоминании слов «дизайнер», «архитектор» …
Борис Уборевич-Боровский: Его, по-моему, дрожь берет.
Петр Кузнецов: Или трясет даже, да.
Борис Уборевич-Боровский: По-моему, дрожь. Но все-таки лучше слушаться кого-то одного, то есть главное, кто придумывает и говорит, что вот так будет красиво. И потом, знаете, что я хотел сказать, что все-таки у нас сейчас все равно остается тенденция на усложнение. Дизайн делают сложный, вот там давайте лепнину, и там давайте вот эти полки, и туда, и вот здесь вот еще что-то воткнем, и все это такое, мешанина. А я все-таки сторонник такого пространства для жизни, там, где просто чистые поверхности. Вот многие любят обои. Я говорю: «Нет, давайте красить стены». Краска – замечательный инструмент. Покрасили стены, у вас воздух, у вас хорошо. И самое главное, что вы всегда можете через два, через три года освежить ваш интерьер, и все будет замечательно. Поэтому я за хорошие материалы, за чистые линии и за пространство. Если пространство хорошо организовано, это, считайте, уже интерьер.
Мария Карпова: Вы говорите, что действительно любят все усложнять. А существует ли какая-то мода? Нет, понятно, моды на интерьеры существуют, но, скажем так, есть ли у нас это в менталитете, что наш человек любит все такое? Немножко чересчур как будто бы, немножко дополнить какие-то ненужные элементы.
Борис Уборевич-Боровский: Это от нашей старой жизни, потому что мы жили немножко неустроенно. Мы либо в коммуналках, либо мы жили в маленьких малогабаритных квартирах. Поэтому сейчас, когда человек думает: «Вот, я заработал, я могу большую квартиру себе купить», тогда он начинает: «Давайте лепнины, колонны, давайте здесь антикварную мебель поставим, давайте тут обои, давайте тут картины развесим». Но это просто немножко от этого. А мне кажется, мы в XXI веке, у нас совсем другая жизнь. Мы же все используем телефоны современные, минималистичные, мы же не берем телефоны с такими трубками, все в золоте, с резными…
Петр Кузнецов: Тут еще нож вытаскивается, открывашка.
Борис Уборевич-Боровский: Или, например, мы же ездим на современных таких машинах, которые просто как мыльницы, такие все ровненькие, чистые. Мы же не на каретах золоченых катаемся. Поэтому я все-таки сторонник того, что человек должен жить просто в пространстве, освобожденном от каких-то лишних деталей.
Петр Кузнецов: Совет. Как понять, хорошая бригада или нет? Понятно, что есть сарафанное радио, как раз многие пользуются, вот у них сделал, у друзей сделал, значит, и ваша бригада, дайте контакты, у вас все хорошо, значит, у нас тоже будет.
Борис Уборевич-Боровский: Очень сложный вопрос.
Петр Кузнецов: Очень сложный, да.
Борис Уборевич-Боровский: Но мы как-то... Нам удается, потому что мы ведем очень много проектов, и у нас уже, знаете, поскольку мы архитекторы, мы с подрядчиком можем сотрудничать 15 лет, 20 лет, то есть у нас уже наработано, и мы знаем все его плюсы, минусы и так далее. Когда вы для себя решили сделать ремонт, и вы один раз за ближайшие 5 лет нанимаете строителей – это очень сложно, но здесь только рекомендации, больше ничего. Но желательно еще как сделать. Вот строительная бригада, их может быть 2-3 человека, там не обязательно должно быть 10-15 человек, 2-3 человека, но желательно поехать и посмотреть, как они делают это на другом объекте, как они сделали другой объект, как они сделали ремонт в другой квартире. Почему? Потому что там все сразу видно. Вы ходите, вы видите, вам это нравится или не нравится. Плинтус, стеночка ровная, дверь с обрамлением, еще что-то. Как строители к этому отнеслись? И еще посмотрите, какой порядок на стройке. Потому что на стройке может быть все навалено, куча каких-то мешков, какой-то хаос. И вроде кажется, что из хаоса потом создастся интерьер. Нет. Все-таки на стройке тоже должен быть порядок. И когда порядок на стройке, значит, строители, наверное, действительно любят свою профессию, делают все хорошо, и следят за порядком на стройке, и это значит хороший результат.
Петр Кузнецов: То есть не просто верить фотографиям, которые показывают: «Вот наши предыдущие работы», а не полениться и съездить, если это возможно, хотя бы на предыдущий объект.
Борис Уборевич-Боровский: Обязательно. Фотографии, вы знаете, какие можно сделать фотографии.
Петр Кузнецов: Конечно.
Борис Уборевич-Боровский: Мы делаем 3D-изображение интерьера, заказчики наши считают, что это фотографии. Понимаете? Поэтому...
Петр Кузнецов: Замажь вот здесь человека в углу, который ест доширак. Вот такие.
Мария Карпова: Кстати, вот это хороший вопрос. Кто должен в принципе общаться с бригадой? Сам заказчик непосредственно? Потому что я ничего не понимаю в ремонте. Я даже если приду на строительную площадку, я не пойму, так они все делают или не так.
Борис Уборевич-Боровский: Нет, все-таки вам нужен архитектор или дизайнер обязательно, даже если это небольшой ремонт. Он должен общаться. Но вообще существует три разные полюса. Это вы – заказчик, архитектор или дизайнер и строитель. Когда трое – это все-таки лучше. Тогда все-таки, как вам сказать, лучше решать любой вопрос, потому что когда трое «за», тогда вы точно решите. Когда двое спорят, то тут и начинает рождаться другая история.
Мария Карпова: Конечно. И еще один из них ничего в этом не понимает.
Петр Кузнецов: Вот, кстати, посоветуйте, чтобы на бедной несчастной девушке еще не нажились эти бригады, ей стоит напрямую сказать: «Вы знаете, я ничего не понимаю в этом», и они сразу: «Ага, сейчас мы накрутим».
Мария Карпова: Это, наверное, от добросовестности зависит.
Петр Кузнецов: Может быть, есть какие-то ключевые слова, которые Марии помогут заявить о себе, несмотря на отсутствие практически всех знаний, как о человеке, который разбирается в деле.
Мария Карпова: А я скажу, что я знаю лично Бориса Олеговича.
Петр Кузнецов: Вот, например, например.
Борис Уборевич-Боровский: Это хороший способ, да. Нет, не знаю, здесь, я еще раз говорю, ключевой все-таки должен быть, ключевой человек – это дизайнер, в моем случае – архитектор, который и вам все скажет, и все объяснит, и строителям объяснит, как и что и сколько стоит. Он ваш консультант. В принципе, архитектура и дизайн – это вообще служба сервиса, то есть мы вам помогаем. Это не брюки шить, конечно, или не химчистка, но все-таки это служба сервиса, мы ваши помощники. И в данном случае вы не обязаны ничего знать. Вы должны спросить: «Борис Олегович, а вы считаете, сколько это стоит?» Я должен вам это сказать.
Мария Карпова: Или, например, я говорю: «Я хочу», у нас недавно была тема кондиционеров, «Я хочу, чтобы кондиционер висел здесь». И именно вы мне скажете, что это здесь невозможно, потому что, не знаю, воздух будет не так циркулировать.
Борис Уборевич-Боровский: Да, это я должен сказать, я должен сказать и с точки зрения дизайна и с точки зрения инженерии, что если вы хотите повесить на стену кондиционер, то вот это – оптимальное место, где он должен висеть. Строитель не скажет.
Петр Кузнецов: Вы упомянули, что-то было такое, раз в пять лет, мы же все-таки раз в пять лет, по-моему, по частоте...
Борис Уборевич-Боровский: Ну, раз в пять лет можно, да.
Петр Кузнецов: Из Иркутской области ремонт делается, ребята, не каждое лето, можно одним летом пожертвовать. А как понять вообще, что ремонт уже необходим? Не когда же все осыпается, правда? Как правило, мы это делаем с эстетической точки зрения прежде всего.
Борис Уборевич-Боровский: Вы знаете, мы устаем. Лет 40-50 назад люди просто мебель переставляли. Они думали, ремонт... А ведь как раньше делался ремонт? Вы помните «Осенний марафон»? Там все газетами заклеено, значит, он обои старается переклеить. Люди просто переставляли мебель и считали, что они немножко освежили, вроде уже что- то по-новому. Но сейчас все-таки другие подходы, и сейчас дизайн так активизировался, такой он быстрый, он так быстро меняется, что мы приходим к себе домой и вдруг понимаем: «Господи, уже все, это уже неинтересно». Включаем, опять же, ваше телевидение или еще какую-то программу, включаем, видим какие-то новые интерьеры, новые подходы, тут рыжие стены, а тут какие-то зализанные диваны, а тут еще что-то. И у нас, конечно, желание, хочется все переделывать. И я вот говорю, если у вас стена покрашена, то вы берете, выбираете другой оттенок, как в том известном фильме говорили «колор», вы выбираете, красите другую стену, немножко мебель там переставили, что-то заменили, шторы можете поменять или еще что-то, и все, у вас уже другой интерьер.
Петр Кузнецов: Готово.
Борис Уборевич-Боровский: Опять же светильники. Есть светильники встроенные, а если вы какой-то торшер поставили, все, новый интерьер. Но в основном это связано не с физическим устареванием, а именно с тем, что мы хотим все время чего-то нового. Но физически, я думаю, что 10-15 лет ремонт все-таки должен держаться, если хорошие строители.
Петр Кузнецов: Так или иначе, да. Если этого не происходит, задумайтесь, может быть, вам нужны какие- то изменения, прежде всего дома, а вы пока еще не понимаете. Борис, но это больше про русского человека. Говорят, если русский человек (может быть, про всех) ремонт начнет, даже косметический, ремонт никогда не заканчивается. Дальше – затянет. Есть ли какой-то способ остановиться все-таки, успокоиться?
Борис Уборевич-Боровский: Знаете, почему так говорят?
Петр Кузнецов: Вот вы сейчас описали: «Здесь переставили, тут заменили, все». А человек все уже, он вошел во вкус.
Борис Уборевич-Боровский: Многим, кстати, нравится сам процесс. Но я все-таки считаю так, что пироги должен печь пирожник, сапоги тачать сапожник. Конечно, есть желание у многих людей, некоторые строят дома, некоторые делают, перестраивают как-то свои участки, делают какие-то навесы и все такое прочее. И многим нравится действительно делать ремонт самому. Но, не знаю, я все-таки за профессионализм в этом, естественно. А если человек все-таки сам решил для себя любимого этим заниматься, ну пусть всю жизнь занимается. Ремонт нельзя закончить, его можно только остановить. Пожалуйста, живи как Бузыкин в этом фильме «Осенний марафон», ты будешь все время с газетами, у тебя будет все время чем-то накрыта вся твоя мебель, и ты будешь все время клеить свои обои. Но это уже образ жизни, это немножко не для меня, но такой образ жизни есть.
Петр Кузнецов: Я знаю способ. Вот с вами соглашается, кстати, телезритель из Смоленской области: «Архитектор, я согласен, это главный специалист». Я думал, вы знаете, архитектор решает, он начинает все, и архитектор должен закончить. То есть когда ты понимаешь, что супруга не останавливается, ее затянуло, приходит Борис, встает посередине комнаты, делает так: «Стоп ремонт». И тогда уже можно закончить.
Борис Уборевич-Боровский: Это вообще-то правильно, да. И, кстати, я хочу сказать, что мы же делаем очень много интерьеров, и закончить – это очень сложная процедура. Вот я сейчас в переписке, целую неделю переписываюсь с моим одним заказчиком, которому уже все сделали, мы говорим: «Слушайте, давайте завозить мебель и уже фотографировать ваш замечательный интерьер». Он говорит: «Нет, я камень не принял, там какие-то пятнышки». Я на объект прихожу, а у него лупа лежит, на столе лежит лупа.
Петр Кузнецов: Сочувствуем.
Борис Уборевич-Боровский: То есть он с лупой по всему объекту ползает, выискивает каждую вот такую штучку и говорит: «Нет, я не принимаю этот камень, потому что это брак. Это надо все перекладывать».
Мария Карпова: Ничего себе.
Петр Кузнецов: Главное, основание есть.
Борис Уборевич-Боровский: Поэтому у архитектора должна быть воля, он должен все-таки заставить всех участников этого процесса сказать: «Все, стоп, ребята, мы закончили, красиво получилось».
Мария Карпова: Вот ремонт закончен, все хорошо, его приняли. Как потом происходит, уже после окончания ремонта, эта коммуникация между архитектором, заказчиком, строителями? Если что-то, не знаю, отвалилось, сломалось, вдруг разонравилось?
Борис Уборевич-Боровский: Как мы делаем. Мы, когда начинаем работу с клиентом, мы ему говорим: «Знаете, мы вас потом не бросим, мы обязательно в течение года-двух всегда будем вам помогать». Год вообще бесплатно. Потом через 5 лет все равно консультативно будем помогать, и строители тоже будут помогать. И это очень важно. Вот один клиент через 20 лет ко мне прибежал, у него ничего не портилось, но сломалась петля, несколько, две петли сломалась в шкафу. Итальянский шкаф, сломалось две петли.
Петр Кузнецов: Безобразие.
Мария Карпова: Как же так.
Борис Уборевич-Боровский: 20 лет прошло. Нашли мы ему петлю, поставили. Но если клиент ведет себя неадекватно, бывают такие, очень редко, но бывают, говорит: «Нет, все, мне все не нравится, вы мне все сделали плохо» и так далее, приходится с ним ссориться, и тогда он остается без гарантийных обязательств, все. Мы к нему не приходим, он звонит, мы ему не отвечаем. Строителей он ищет, он их не находит. Это исключительный случай, но это неприятно. Но такое тоже бывает.
Петр Кузнецов: Я слышал, когда мы делали ремонт, ремонтные бригады очень не любят что-то заделывать за предыдущими. Если вдруг отношения как-то в процессе завершились, они говорят: «Нет, мы за другими…».
Борис Уборевич-Боровский: Да.
Петр Кузнецов: У нас буквально минута остается. Коротко, какие сейчас ремонтные тренды существуют на рынке?
Борис Уборевич-Боровский: Выскочил тренд – стилизованная классика. Я не ожидал, честно говоря. Я был уверен, что все, мы в минимализме, все красиво, материалы, все чисто, такие чистые линии. Но вдруг мы от третьего или четвертого клиента слышим, он говорит: «А мне вот немножко стилизованной классики, чуть-чуть, а то как-то слишком холодно. Дайте лепнинки».
Мария Карпова: Все-таки лепнина.
Петр Кузнецов: Вот с этого, вот с таких и начинается. Мы все-таки за минимализм, Борис.
Мария Карпова: Нет, чуть лепнинки хорошо.
Борис Уборевич-Боровский: Мы публиковали в соцсетях какой-то интерьер, и там лепнинка на этом интерьере, и все, и пошли лайки, лайки, лайки, лайки. Думаю: «О боже, все».
Петр Кузнецов: Решать в любом случае вам, Борис, спасибо большое, вы очень много нам помогли, прокомментировали. Борис Уборевич-Боровский, председатель Московского архитектурного общества. Никуда не уходите, через две минуты во втором часе будем вас приветствовать.