Петр Иванов: Нет никакого глобального потепления, есть глобальные изменения климата, которые ведут к разным сложным ситуациям
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/petr-ivanov-net-nikakogo-globalnogo-potepleniya-est-globalnye-izmeneniya-klimata-kotorye-vedut-k-raznym-slozhnym-situaciyam-70179.html Петр Кузнецов: Петр Иванов с нами на связи, урбанист, социолог города бюро исследований «Гражданская инженерия» из Красноярска.
Петр, можно ли вас называть климатическим мигрантом? Мы как раз уже проанонсировали ваш выход. Телезритель писал: «Не городите чушь, не существует никаких климатических мигрантов. Кто же поедет за хорошим климатом в другой регион?»
Петр Иванов: Ну, слушайте, ну вот в Красноярск я с большим удовольствием приехал за солнечными днями, потому что количество солнечных дней в Красноярске сильно выше, чем в Москве, а это очень сильно влияет на психологическое состояние. В Москве я был более склонен к депрессивным состояниям, потому что просто мне не хватало солнца, а вот сейчас я переехал и чувствую себя заметно лучше.
Петр Кузнецов: Мы много говорим о глобальном потеплении, мы хватаемся за голову, считаем, что против природы не попрешь, будь что будет... Но, может быть, все-таки стоит нам изменить отношение к изменениям в том смысле, что им не противостоять, а к ним приспосабливаться? То есть строить так, чтобы...
Петр Иванов: Слушайте, нет никакого глобального потепления – есть глобальные изменения климата, которые ведут к разным сложным ситуациям, в т. ч. к климатическим катастрофам, в т. ч. к каким-то сложным изменениям. Например, в Красноярске стали очень дождливые лета, это последствие, собственно, глобального изменения климата. Скажем, в Москве стали гораздо более непредсказуемые изменения климата, поэтому климатическую атмосферу Москвы очень сложно предсказывать, и каждый год происходит что-то невероятное. То есть в разных участках нашего мира происходят разные изменения, которые влияют на нашу повседневную жизнь.
Петр Кузнецов: Что может сделать все-таки конкретный человек? Вот элементарно, я сейчас имею в виду не раздельный сбор, а что-то попроще, что бы могло все-таки помочь планете? Или опять же мы возвращаемся к тому, что планете помогать не надо, даже исходя из вашей реплики, что никакого глобального потепления не существует, т. е. в принципе глобальной проблемы нет?
Петр Иванов: Нет, глобальная проблема есть.
Петр Кузнецов: Есть, так. И человек должен помогать?
Петр Иванов: [Глобальная проблема] выражается не только в потеплении. Она выражается в том, что климат немного сходит с ума и становится менее устойчивым. Ну и что можно с этим сделать, большой вопрос, потому что на уровне индивидуального влияния на экосистему мы не так много можем сделать.
Например, мы можем что сделать? Инициировать у себя в многоквартирном доме солнечную генерацию электроэнергии. Отказываясь от генерации, связанной с выбросами СО2, мы тем самым вносим вклад в то, чтобы декомпенсировать вот эти проблемы, связанные с глобальными изменениями климата. Очень сложная операция. Я не могу похвастаться тем, что я преуспел в этом, но это возможный сценарий, что на уровне своего многоквартирного дома мы перейдем на солнечную генерацию.
При этом в таких солнечных городах, как Красноярск, это вполне возможно, потому что у нас достаточно много солнечной радиации, которую мы можем конвертировать в электроэнергию и тем самым компенсировать генерацию, которая у нас устроена с КрасТЭЦ. У нас угольная генерация, притом что рядом с городом находится очень много гидроэлектростанций, но почему-то они направляют свою энергию на какие-то другие участки, нежели на сам город.
Петр Кузнецов: Петр, спасибо!
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: У нас время осталось только на то, чтобы подвести итоги опроса.
Петр Иванов, урбанист, социолог города бюро исследований «Гражданская инициатива» из Красноярска.
Петр Иванов: Нет никакого глобального потепления, есть глобальные изменения климата, которые ведут к разным сложным ситуациям