Руслан Арсланов: Белгородская область, вопрос: «А как контролируется питание дошкольников?». Вот это хороший вопрос, может быть, мы его и зададим нашему эксперту, который с нами на связи? Анастасия Семенова: Да, сейчас с нами на связи, да, Ольга Панова, президент Союза «Здоровье наших детей». Здравствуйте, Ольга, доброе утро! Ольга Панова: Доброе утро! Анастасия Семенова: Ну смотрите, вроде бы взрослые все понимают, как нужно, и правильные вещи они и по телефону говорили, и писали нам на наш портал. А вообще, как привить ребенку правильное пищевое поведение? Потому что многие пишут, что дома не приучили, и потом в школе они это отказываются есть. Хотя, в принципе же, это вкусно? Ольга Панова: Здесь со школьными столовыми, вы видите, какая большая разница между тем, что вкусно, хорошо, нравится и не нравится, да? У детей есть определенное отторжение, как бы, той еды, которая в школе есть. Это очень сильно зависит, конечно, от того, какая еда в школе. Я просто сейчас сидела и усиленно анализировала то, что вы говорили и то, что читали. В принципе, когда, конечно, повара в школе есть, это самая лучшая еда, и действительно дети, и она горячая, любят, когда готовят в школе. И тем более, когда повар готовит в школе, он всегда готовит с душой, он видит вот эти вот глаза детей и сам заряжается этой энергией. И частичку любви туда, как мама, знаете, вот в любую еду добавляет. Но сейчас со школами очень интересные ситуации, потому что школ много, а не во всех школах есть пищеблоки, которые позволяют готовить прямо в школе, да? Потому что для того, чтобы это было безопасно, а для школы это очень важно, чтобы питание было безопасным, потому что оно каждый день, очень важно, чтобы было достаточно помещений, и были соблюдены все прямо требования, которые выставляются СанПиНом. Поэтому привозят иногда в школу еду. Анастасия Семенова: Ольга, смотрите, тут прямо крик о помощи: «Ребенок детсадовского возраста ничего не хочет есть ни дома, ни в садике, никакие овощи, никакие фрукты. Только творог, молоко и овсяную кашу, печенье и булку строго без начинки. Уже не знаем, что с ним делать. Вся семья и старшая сестра едят перед ним многое и разное, пример не помогает. Кормлю его утром дома овсянкой, чтоб хотя бы не целый день сидел в саду голодным». Вот как помочь маме? Многие сталкиваются с такой проблемой. Ольга Панова: Здесь вопрос адаптации. Обычно такое происходит, когда ребенок идет в садик. Вот только он пришел в садик. И у меня, например, дочка, когда в садик пришла, она, наверное, не знаю, неделю тоже плохо очень ела. Даже те вещи, которые ей давали, которые знакомые, ей давали, допустим, не в упаковочке, как вот она, допустим, привыкла там молоко пить, а в стакане. Она говорит: «Не, мы такое не пьем». Это вот вопрос адаптации ребенка. И нужно обязательно посмотреть, насколько комфортно ему в садике, насколько у него есть контакт с воспитателями и с детьми. И тогда эта проблема решится, потому что не есть все время ребенок не может. Либо тогда, бывают такие случаи, правда, тоже, что ребенок так категорически не принимает еду, а только та, которая дома. Ну и, кстати, знаете, в чем проблема обычно? Что мама слишком сильно, хорошо готовит, вкусно. Вот. Ну правда. Вот вы смеетесь, это правда. Анастасия Семенова: Так это так и есть, да. Ольга Панова: Допустим, ребенку не нравится, как бы, то, что там. Поэтому, ну, тут у мамы без выбора, надо тогда как-то ситуацию решать с точки зрения того, что ребенок на полдня будет приходить, и потом в обед приходить и кормить. Потому что, если ребенок долгое время, у вас такие перерывы в еде будут, то потом вы получите проблемы с желудочно-кишечным трактом. Анастасия Семенова: И расстройство пищевого поведения. Ольга Панова: Тут очень много, да, очень много всего получите, с чем придется разбираться. И это все отражаться будет на здоровье. Поэтому тут, знаете, в первую очередь, вот там папа был, который интервью давал. Приходит со школы, я спрашиваю: «Ну что ели? Ну как, вкусно?». Вот это самая важная, на самом деле, забота, потому что мы с вами прекрасно понимаем, что оценки, они сегодня пять, завтра два, потом три, четыре, ну, то есть они могут быть разные. И это вопрос подготовленности ребенка, его ответственности. А вот что он поел, и насколько ему вкусно, насколько он сыт, это самый важный момент, потому что это будет отражаться на его здоровье во взрослой жизни. Дайте, отвечу на вопрос. Анастасия Семенова: Да, давайте, да-да-да. Ольга Панова: Ушла в школу. Ну, просто только что круглый стол прошел в Государственной думе по школьному питанию, где непосредственное участие принимала, поэтому для меня тема животрепещущая. Смотрите, вот с точки зрения приучения ребенка есть один простой момент. Мы являемся для своего ребенка самым большим примером. И здесь, если мы, например, пытаемся его приучить к здоровой еде, а сами там, даже если мы втихаря что-то с вами едим, даже если у нас дома есть конфеты и все остальное, то это все будет съедено. И ребенок все равно будет копировать, даже если вы, скажем так, ведете двойную жизнь. Но современным родителям очень тяжело сейчас, тяжело в каком смысле? Не только родителям. Мы с вами не задумываемся об этом, но мы с вами сейчас учимся есть, питаться, точнее, заново. Почему? Потому что в какой-то момент, когда были простые продукты, из которых готовили, и у нас не было такого разнообразия красивых пачек на полках, мы с вами, в принципе, были ограничены выбором. И это было, с одной стороны, хорошо. С другой стороны, сейчас глаза разбегаются, но на полках очень много продуктов, которые калорийные очень, но содержат мало нутриентов и витаминов для организма. И получается так, что мы с вами поели, калорийности набрали, а наш организм с вами абсолютно голодный. То есть мы с вами, объевшись, голодаем. И вот здесь, почему столько много разговоров, всего остального про питания, вот здесь нужно это понимать и совершенно по-другому смотреть на свое питание. Вот. И чтобы приучить детей есть, нужно, в первую очередь, самому начать все-таки… Анастасия Семенова: Правильно питаться, своим примером. Ольга Панова: держать фокус на питании, да. И только своим примером. И вот родители, которые говорят о том, что они уже перед ребенком и одно, и другое, и третье едят, а он все-таки не ест, вот очень правильные родители. Потому что в конечном итоге, ну, чуть-чуть запаситесь терпением. Анастасия Семенова: Сработает. Ольга Панова: В какой-то момент переключится, да, и будет есть. Анастасия Семенова: А что касается подростков? Вот многие пишут, что не надо им запрещать, пусть, может быть, он с тобой съест эти чипсы или сладкую воду выпьет, там, не знаю, раз в неделю. Потому что запреты для подростка – это прямо такая красная лакмусовая бумажка. Руслан Арсланов: Это история, то, что нужно сделать значит. Анастасия Семенова: «Ах, мне нельзя? Пойду и куплю!». Как тут быть? Ольга Панова: А тут очень все просто. Здесь же не только для подростка. Ну, начните себе запрещать. Вы же, как бы, если себе что будете запрещать: «Вот я сегодня себе вот это вот запрещаю», а потом через пять минут: «Ну ладно, с понедельника», да? С ребенком, на самом деле, еще хуже. Почему? Потому что тот же запрет так же психологически работает на ребенка. Но только вы начинаете терять контакт с ребенком еще, вот что самое важное. А тем более в подростковом периоде очень важно сохранить контакт с ребенком. И нужно понимать, вот то, что касается чипсов, газировки, всего остального, это же еще у них определенный способ общения между собой, да? То есть это такое, знаете, как эстафетная палочка. У них же нет возможности, ну, во многих случаях пойти в ресторан посидеть куда-то, да? А разделить трапезу, это же с Руси, да, вот когда какое-то большое дело делали, заваривали кашу, да? Руслан Арсланов: Да. Ольга Панова: Вот «заварить кашу» откуда пошло? Потому что собирал князь всех, варили кашу, и все вместе ели для того, чтоб большое дело сделать. У подростков сейчас, ну, пачка чипсов, на которую они скинулись, как бы, им не хватило карманных денег, – общение, объединение. И этого не надо их лишать. Здесь можно запрещать сколько угодно, но лучше… Анастасия Семенова: Ни к чему хорошему это точно не приведет. Ольга Панова: Нет, не приведет. Но дома не держите этого, ни чипсов, ничего остального. Анастасия Семенова: Отлично. Да, просто время заканчивается, Ольга. Спасибо вам большое! Ольга Панова с нами была на связи, президент Союза «Здоровье наших детей». Спасибо большое! А мы продолжим уже в следующем часе, про корпоративы будем говорить.