По соседству с мамой
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/po-sosedstvu-s-mamoy-69638.html
Петр Кузнецов: Или: «После свадьбы 5 лет с родителями, родили двух детей. Пришлось уехать в село, где дали квартиру», – это из Омской области нам пишут. «Воспитание должно быть правильным. Посмотрите, как живут вместе и молодые, и старые на Кавказе, – потому что воспитание правильное! Уважение детей к старшим и послушание. А у нас с этим стало все как-то сложно».
Я бы хотел оттолкнуться от этого сообщения, потому что у нас сейчас на связи Ольга Симонова, социолог, доцент Высшей школы экономики. Здравствуйте, Ольга Александровна.
Ольга Симонова: Всем доброе утро.
Петр Кузнецов: Очень хочется начать все-таки с итогов опроса, которым мы не поверили, с трудом верится в результаты опроса, по-моему, это «ДОМ.РФ» проводил, я потом посмотрел... где каждый 3-й россиянин живет с родителями до 45 лет, согласно этому опросу. Но это, наверное, один случай, скорее всего, это человек одинокий, не совсем в жизни состоявшийся, особо много не зарабатывающий, и назовем его «вынужденный жить с родителями».
Ольга Симонова: Ну, у меня несколько другие цифры. Я вот смотрела, каждый 4-й россиянин живет с родителями...
Петр Кузнецов: А, ну недалеко ушли.
Ольга Симонова: Да, это ВЦИОМ, по-моему, дает сведения, что каждый 4-й.
Вы знаете, вот это число, вот этот процент складывается, знаете, не только из молодых людей, но и из более, скажем, таких взрослых молодых, которые уже сильно переваливают вот этот брачный возраст и уже родителей не покидают уже по причине того, что за родителями надо ухаживать. Потому что число вот этих молодых взрослых, которые по каким-то причинам не создают собственную семью, живущих с родителями, как раз возрастает. Поэтому, вы знаете, большие цифры все равно показывают то, что дети стремятся жить отдельно от родителей.
И наверное, это связано уже не столько с созданием собственной семьи и, как мы видим, ваши опрошенные подтверждают это, что это не является препятствием, но, скорее всего, с тем, что можно приобрести, скажем так, финансовую независимость от родителей, больше ресурсов, больше мобильности географической, скажем, даже те же крупные города... Поэтому молодые, конечно, уезжают.
Петр Кузнецов: Да, это один случай. Но вот второе ответвление этого явление – это все-таки осознанная жизнь с бабушками и дедушками, т. е. вы молодая семья с ребенком, может быть, с двумя, может быть, еще больше, и вы даже очень комфортно при этом объединяетесь под одной крышей с родителями одного из вас. Как это явление объяснить? И достаточно ли оно все-таки распространено в России?
Ольга Симонова: Конечно распространено, потому что у нас давнишняя эта проблема с нехваткой жилья или со скученностью проживания населения, особенно в определенных социальных прослойках. Мне кажется, эта форма семьи связана как раз с поддержкой, потому что выжить, например, с маленькими детьми очень трудно, и родители когда под рукой, все-таки какая-никакая помощь, а иногда очень существенная, если родители сознательно помогают. Например, когда рождаются дети-близнецы, ну понятно, что родителям очень сложно сразу с двумя.
Поэтому мне кажется, это еще не только вынужденное, но и сознательное, когда специально съезжаются. Это именно то, что растить маленьких детей, конечно, это тяжелейшая работа, и молодые люди быстро соображают в этом направлении и пользуются поддержкой родителей.
Обычно это семьи, скажем так, уже не мужа, но жены. Обычно в родительскую семью жены сейчас в России переезжает молодая пара, где, так сказать, супруга чувствует себя более комфортно, и традиционно, условно, да, такие стереотипы есть, что и теща лучше относится, скажем так. Это все, конечно, причины в гендерном неравенстве, но это не важно уже, т. е. обычно в семью жены сейчас. Или, скажем, теща больше помогает молодой семье. Поэтому я думаю, что кроме причины такой, что негде, нет возможности, еще и такой сознательный выбор делается, потому что очень трудно вырастить маленьких детей сейчас.
Петр Кузнецов: То есть нужна помощь.
Вот телезрительница или телезритель пишет из Удмуртии: «В 1950-е гг. наша семья была 14 человек (бабушка, мамина сестра с дочкой, брат с женой и сыном...) в одной пятикомнатной квартире одной семьей. Работали только мама и папа, и мы при этом жили дружно». Давайте поговорим о традициях. Вот в каких-то регионах они сильны, вспоминали у нас сейчас эти регионы, но где-то это не традиция, это что-то другое уже.
Но вопрос в другом – заложена ли была в этой традиции уже тогда вот как раз именно эта взаимопомощь? То есть жили вместе, потому что поодиночке не справлялись бы? Или эта традиция трансформировалась как раз?
Ольга Симонова: Ну конечно, в традиционных обществах семья и брак – это были институты, которые напрямую были связаны с выживанием. То есть если ты отлучен от семьи, то шансы твои, скажем так, падали на полноценную и хоть сколько-нибудь долгую жизнь. Сейчас, конечно, брак не является условием выживания, т. е. человек может прекрасно и психологически, и социально, и экономически прожить без брака и без семьи. И наверное, такие работники, скажем так, современным организациям очень нужны, потому что этот работник более, скажем так, надежный во многих отношениях.
С другой стороны, понимаете, люди, которых... Например, вот я сейчас слышала в эфире, вы опрашивали... Вы знаете, это замечательные люди, которые вынуждены жить вместе по каким-то причинам, но они ищут способы для сотрудничества. Это замечательно, потому что ценности сотрудничества помогают сгладить конфликты и т. д. Но я боюсь, если как бы провести такой эксперимент и предоставить большинству людей, скажем, такое благополучие, что они могли бы выбирать, то выбор, конечно, будет в пользу нуклеарной, т. е. маленькой, семьи, не традиционной расширенной семьи.
Конечно, семья – это здорово, но в определенных дозах, как сказали ваши информанты, т. е. это здорово... И уже моя мама, например, советская женщина, всегда говорила: «Если будем жить на расстоянии, будем родными людьми».
Петр Кузнецов: Да-да.
Ольга Симонова: Это такой парадокс. Но он объясняется тем, что традиционная расширенная семья уже модифицировалась в другие формы, она уже не актуальна. Люди тяготятся традиционными связями, им это трудно, это дополнительный труд, тогда как у них еще есть чем заняться, скажем так, очень много. Поэтому вот этот труд внутренний, приватный семейный уже слишком много сил отнимает. Поэтому я бы не сказала, что это как бы какая-то негативная вещь, – я бы сказала, что это объективная вещь. Люди должны как бы рассчитывать свои силы.
Другое дело, что в российском контексте... Вы знаете, особенность нашего общества в том, что при переходе к этим капиталистическим, или модернизационным таким, отношениям современности, скажем так, вот эти традиции уважения к старшим и все прочие, они как бы переживают ослабление и кризис. И тут надо смотреть, какие последствия у этого. Есть множество стран, которые действительно, живя уже в совершенно современных условиях, эти традиции каким-то образом адаптируют и заставляют служить, так сказать, уже новым формам социальных отношений. У нас как-то с этим не очень.
Да, традиция сильно ослабла, и не факт, что это, конечно, хорошо для самих молодых людей, самих возрастных людей, которые остаются в одиночестве, без поддержки и разрывают отношения с детьми... То есть вот тут есть, конечно, о чем поразмыслить. Мне кажется, конечно, дети должны воспитываться несколькими поколениями, не обязательно в скученном вместе проживании. Но, конечно, если ребенок получает поддержку от разных поколений своей семьи, безусловно, он оказывается...
Петр Кузнецов: Да-да-да. Я где-то даже слышал, что бабушка и дедушка – это важный этап взросления как раз ребенка, т. е. это... Но это другая уже тема, что на самом деле сейчас еще бабушки с дедушками меньше принимают участия в воспитании внуков...
Ольга Симонова: Конечно, бабушки и дедушки тоже...
Петр Кузнецов: Это точно.
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Ольга Александровна, спасибо за ваш комментарий!
Мария Карпова: Ольга Симонова была с нами на связи, социолог, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».