Петр Кузнецов: Ученые определили три пункта, которые помогут бросить вредное. Говорят, что это универсальная система, мы сейчас все это проверим. Первый – создать систему вознаграждений и радовать себя за полезные действия: например, за соблюдение калорийности покупайте нужную вещь. Спорно: например, отказался от чего-то привычного вредного, но пошел и купил себе за это толстовку, а это уже шопоголизм, это другая вредная привычка. Но тут, видимо, уточняется «покупать нужную вещь»: так, молоток – у меня восемь молотков... Анастасия Семенова: «Но эта толстовка мне точно нужна!» Шуруповерт! Петр Кузнецов: Ну вот первый шаг, значит, разжевали его. Второй – изменение контекста: избегайте ситуаций, где привычка активируется, например, не ходите мимо любимой пекарни лишний раз. На запах не идите. Анастасия Семенова: Да, кстати, телезритель писал, что «мимо мясных прилавков хожу уже 4 года», колбасу просто нельзя ему. Петр Кузнецов: Нельзя, но ходит? Анастасия Семенова: Мимо проходит, мимо. Петр Кузнецов: Мимо? Анастасия Семенова: Не обращает на них внимания. Петр Кузнецов: А, не обращает внимания. Здесь просто вот как раз советуют не ходить лишний раз. Ну ладно. Анастасия Семенова: Ну а в магазине-то как, в торговом центре? Петр Кузнецов: Просто сам себя проверяет. Наконец, третий – искусственные преграды: делайте доступ к привычке сложнее, например, храните алкоголь подальше, в гараже. Анастасия Семенова: И потом где мы находим всех? В гараже. Петр Кузнецов: «А где отец?» – «Снова в гараже ремонтирует автомобиль». – «Хорошая какая у него привычка!» Анастасия Семенова: Восьмым молотком. Петр Кузнецов: «На отремонтированной машине поедем летом на дачу». Работает ли система, узнаем у Светланы Румянцевой, клинического психолога и нейропсихолога. Друзья, если у вас есть вопросы, вы сможете и успеете их задать нашему эксперту. Здравствуйте, Светлана. Светлана Румянцева: Здравствуйте, Анастасия, Петр, доброе утро. Петр Кузнецов: Светлана, согласитесь, вот привычки, там дальше они уже разделяются на вредные или не вредные, мне кажется, что любого человека сопровождают так или иначе в жизни: вот, например, когда мы чистим зубы, когда мы приходим и бездумно (в хорошем смысле) моем руки. Вот для чего они созданы? То есть, грубо говоря, зачем это природой придумано? Чтобы экономить какой-то ресурс человеческому организму? Просто природу возникновения интересно узнать. Светлана Румянцева: Абсолютно верно, Петр, вы все правильно подметили. Мозг – это очень энергозатратный орган, и чтобы сэкономить эту энергию, он доводит многие вещи до автоматизма. То есть наш мозг так устроен, что при вводе какой-то новой для себя деятельности, какого-то физического упражнения, либо обучения, либо еще чего-то мы проходим в любом случае некий этап напряжения (нам нужно напрячься, преодолеть себя, что-то изучить), и таким образом формируется новая нейронная связь, что-то новое в вашем мозге появляется, то, что вам поможет обрести этот новый навык. Вообще, человеку очень полезно вводить новые маршруты, пробовать новые блюда, читать новые книги, для того чтобы мозг развивался и формировал больше нейронных связей. Потому что если привычные действия, которые вы совершаете каждый день, не меняя маршрут, вы едите одну и ту же еду, даже не пробуете ничего нового, потому что вам так привычно и удобно, мозг уже настолько на автоматизме делает эти вещи, что вы, к сожалению, не развиваете его. Таким образом может ухудшаться и память, и внимание. Все идет по накатанной и, в общем-то, может привести к преждевременному старению. Привычка, вообще любая, формируется примерно за 21 день, 21–40 дней в зависимости от действия, которое мы изучаем. Петр Кузнецов: То есть месяц и все. Светлана Румянцева: Да. Я быстро приведу пример, чтобы было понятно. Вот, например, вы заходите в темную комнату, вы первый раз в этой комнате, и вы не знаете, с какой стороны выключатель, чтобы включить свет и увидеть, что вообще там происходит. Вы начинаете правой рукой по стене проверять, левой рукой, и где-то вы его находите, например, слева. На следующий день вы зайдете, и вы уже точно знаете, что выключатель где-то слева, но вы еще не уверены, сверху он, снизу, посередине – вы все равно еще шарите немножко рукой по стене. На третий день вам уже легче дается положить руку в определенное место и включить выключатель. И вот через 21 день вы можете заходить и абсолютно верно класть руку в нужное место, совершенно точно зная, что там выключатель, вы включите свет. И вы знаете, дома вы ходите, как раз включаете свет на автомате, вы даже не задумываетесь об этом, где у вас выключатель. Таким образом, вот эта нейронная связь срослась, если вы впервые заходили и потом привыкли, научились включать, все, она уже срослась. И вот представьте, что все наши действия таким же образом доведены до автоматизма, и вот сам человек – это уже и есть набор неких привычек, привычных действий, и все наши т. н. черты характера – это лишь набор устойчивых вот таких нейросвязей. Анастасия Семенова: Получается, что у курильщика руки срослись с сигаретой. И как же эту связь и контакт «рука – сигарета» в голове, нейронную связь, как ее разорвать? Ну потому что много сообщений о том, что «я бросала не раз, но опять возвращалась». Почему нашему мозгу так нравится вред? Светлана Румянцева: Здесь есть, конечно, нюансы. Во-первых, никотиновая зависимость либо алкогольная зависимость, помимо просто привычки тут подключается и биохимия мозга, это зависимость от определенных веществ, скорее всего, это мы не будем сейчас разбирать. Вы, наверное, слышали, многие ваши оппоненты, кто отвечал на вопросы, говорили, что «я просто решил в один день это сделать и сделал». Анастасия Семенова: Многие пишут, да: «Вот проснулась и не хочу, все». Светлана Румянцева: Да: «Мне просто стало стыдно, и я это сделала». У нас у всех, у взрослых людей, развиты хорошо лобные доли – это то, что нас отличает от детей. У 3-летних детей они еще не сформированы должным образом и не работают как у взрослого человека, и 3-летние дети могут плакать «хочу, хочу, хочу!», топать ножкой и требовать что-то свое. Анастасия Семенова: Взрослые тоже так делают, извините. Светлана Румянцева: Да. Мы, взрослые, можем себя контролировать. Лобные доли формируются к 25 годам, и это человек взрослый, он уже может, во-первых, планировать, прогнозировать, это самоконтроль, это постановка целей и достижение этих целей. И это то, что помогло вот этим людям просто в один день взять и отказаться. Вы знаете, был такой ученый Ален Бомбар, он врач и ученый, путешественник, вот очень интересная, впечатляющая его история. Когда он лечил разных людей, выживших в кораблекрушениях, он удивлялся, почему некоторые выживали люди, а некоторые умирали, ведь они находились в одинаковых условиях, дрейфовали, допустим, когда случилось кораблекрушение. И он в 1952 году сам провел такой эксперимент: он с Канарских островов переплыл полностью Атлантический океан на надувной лодке без еды и без воды. Он питался только тем, что вылавливал в море, пил дождевую воду и т. д. Конечно, он вернулся истощенным, но с огромными выводами по своему эксперименту – то, что сила воли человека является здесь решающим [фактором]. И он говорит, что люди, которые умерли вот в таких обстоятельствах, они умерли не от жажды, не от голода – просто они сдались и умерли от страха. Сила воли здесь решает. Анастасия Семенова: То есть вы как психолог говорите, что у каждого она есть? Потому что сколько бы ни делали программ, «Есть ли у вас сила воли?», многие говорят: «Ну не обладаю я этим качеством, вот сдаюсь». Как это тренировать-то тогда? Светлана Румянцева: Давайте возьмем легкие примеры, как взрослому человеку тренировать свою силу воли. Нужно немножечко в чем-то себя преодолевать. Вот вы сказали про гаджеты. Например, за час до сна уберите гаджет, не засыпайте с ним в руке. Очень легко, здорово заснуть, приятно, под телефончик – вы уберите его за час, возьмите книжечку. Это уже будет некое преодоление себя и своих вот этих привычек. Вам лениво, а вы выйдите на улицу и погуляйте: у вас улучшится кровообращение, улучшится лимфоток, повысится настроение, эндорфины. Любое небольшое преодоление себя. Потому что легче всего сказать: «Я слабохарактерный, я безвольный». Тогда, к сожалению, вы не достигнете больших результатов ни в чем. Вот мне также понравилось, что многие мужчины говорили: «Я курю, я знаю, что это вредно», «Я ем сладкое, я знаю, что это вредно», – они просто не столкнулись еще с серьезными проблемами по здоровью. Как правило, когда что-то случается, тогда все берут себя в руки. Петр Кузнецов: Светлана, нам подсказывают, что у нас звонок, Галина из Омска. На самом деле мы уже частично начали отвечать на этот вопрос, там ситуация с внучкой, которую никак не удается от гаджетов отучить, – может быть, мы еще чем-то поможем. Правильно, Галина? Зритель: Да-да-да. Петр Кузнецов: Дальше уже сами, пожалуйста. Слушаем вас. Зритель: Алло? Петр Кузнецов: Да, слушаем вас, вы в эфире. Зритель: Я хотела бы спросить совета, как быть. Вот внучка 15 лет, с 5-го класса у нее, вот как подарили телефон, и она с ним не расстается. Пробовали забирать, это истерики; пробовали... Ну, всяко пробовали – бесполезно. Сейчас учится в колледже, ложимся спать в 3 часа, утром встаем никакие, и телефон постоянно под руками: и в туалете, и на кухне, и везде. Как можно от этого избавиться? Может быть, вы что-то мне подскажете, что я могу дочке передать? Петр Кузнецов: Спасибо. Анастасия Семенова: Светлана? Петр Кузнецов: Сейчас Светлана скажет, но у меня есть способ. На самом деле просто хочется спросить: вы когда дарили телефон, вы не ожидали, конечно, что такое будет, да?.. Светлана, уже ничего не исправить, вот... Светлана Румянцева: Мы не осуждаем. Петр Кузнецов: Нет, конечно. Светлана Румянцева: Мы все совершаем ошибки, мы не святые. Сейчас моя дочь расстроится, что я приведу этот пример, но в 15 лет примерно я включила родительский контроль. В любом случае, у ребенка еще не созрели эти лобные доли, может быть, он еще немножечко задерживается в развитии и сам еще не может осознать, какие действия нужно совершить, либо у него нет мотивации отказаться от вот этой дофаминовой зависимости в телефоне... Ведь эти бегущие картинки, вот эта лента, она нас подсаживает на быстрый дофамин, и от этого очень сложно избавиться. Я включила родительский контроль и отключила ей телефон с 10 вечера до 6 утра. Анастасия Семенова: Истерики были? Светлана Румянцева: Конечно, ребенок был не согласен. Петр Кузнецов: Поначалу. Светлана Румянцева: Да. Но ты взрослый, ты взрослый, ты родитель, до 18 лет ты ответственен. И вот здесь, кстати говоря, я прошу прощения, но в телефонном звонке тоже проскальзывает, что сепарация не прошла: бабушка говорит о том, что «мы ложимся в 3 часа», «мы встаем в 5 утра», но, скорее всего, не «мы», а ребенок, который в телефоне. Анастасия Семенова: Это да, отдельная, мне кажется, тема. Светлана, спасибо вам большое! Петр Кузнецов: Спасибо! Анастасия Семенова: Светлана Румянцева с нами была на связи, клинический психолог, нейропсихолог.