Петр Кузнецов: «Сейчас весь мир подсажен на контрафакт, не только у нас», – действительно, явно придумали не мы, это правда. 54-45 – номер для ваших СМС-сообщений, но лучше вы напишите, просто поделитесь своей историей. «Подделка бывает лучше даже оригинала, а платим мы за бренд», – телезритель из Самарской области. Хотелось бы тоже подраскрыть немного это сообщение. «Я при выборе товара использую опцию в поиске через фильтры «Оригинальный товар»», – увы, это не всегда помогает. А, вы пишете, не соглашаетесь, все-таки это помогает, «чтобы снизить вероятность покупки подделки». Мы поговорим о том, кто ставит вот эту вот галочку, кто говорит, что да, действительно, это оригинал, кто маркетплейсу говорит. И если это решает сам маркетплейс, с помощью каких служб он это делает, не на честном же слове. О словах еще больше – Игорь Поздняков с нами на связи, директор Департамента защиты прав потребителей Роскачества. Игорь Александрович, здравствуйте. Игорь Поздняков: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Мы хотим начать с вопроса, мы его уже проанонсировали, действительно в этом важно разобраться: давайте определим, что такое контрафакт. Это подделка известного бренда, это откровенно бракованный товар, это товар, который не соответствует описанию? Расскажите. Или все, и третье, и четвертое, и пятое, все в одном? Игорь Поздняков: Вы назвали второе, бракованный товар, это вот не совсем подходит, поскольку поддельный или контрафактный товар может быть и качественным, как это ни странно звучит. Но именно здесь нужно ориентироваться на другие два параметра, о которых вы сказали. В первую очередь, если говорить простыми словами, контрафактный товар – это тот товар, который реализуется, вообще изготовлен с нарушениями интеллектуальных прав. То есть это вот товарный знак, подделка известной товарной марки либо похожее до степени смешения, что называется, говорится в законе. Поэтому что касается подделки известных брендов, это высоко … товары. Есть еще понятие другое, фальсифицированные товары, это несколько другое тоже, это когда, например, молочная продукция, в нее подмешиваются растительные жиры, т. е. когда товар не соответствует характеристикам, вмешиваются в состав, что-то делается другое, описание не соответствует. Это немножечко другое. Если мы сегодня говорим о контрафакте, допустим, используя термин «подделка», не всегда используется корректно понятие «некачественный», потому что подделка может быть качественной. Петр Кузнецов: Потому что в подделке можно проходить дольше, чем в оригинале, если мы об обуви, например. Игорь Поздняков: Да. Вот вы сегодня правильно совершенно озвучивали, что эта проблема характерна для всего мира, т. е. это не проблема только России, и не только онлайн-, это еще офлайн-торговля по большей части. Коль скоро онлайн-коммерция развивается очень бурно в последние годы, то эта проблема стала актуальна в т. ч. на маркетплейсах. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, Игорь Александрович, есть ощущение, что стало хуже, и вот здесь вопрос: это потому, что бренды крупные, которые ушли из России, просто перестали контролировать процесс? Игорь Поздняков: Здесь, скорее всего, совокупность факторов. Да, действительно, если мы смотрим статистику Федеральной таможенной службы, в первую очередь ее, поскольку они первый, скажем так, щит такой, который сталкивается с ввозом продукции, допустим, за 2024 год они докладывали о том, что да, действительно, процент вырос, т. е. по сравнению с 2023 годом количество выявленных единиц контрафактной продукции увеличилось. Соответственно, мы можем предположить, что что-то осталось вне их поля зрения, другими путями какими-то завезено, и это попало на внутренний рынок, и в т. ч. та контрафактная продукция, которая производится внутри страны, об этом тоже нужно помнить. Поэтому да, действительно, можно говорить о том, что процент увеличился, но факторы, которые влияют на это, многогранны, т. е. это совокупность, не какой-то единый, т. е. не только, допустим, то, что ушли бренды, это, конечно же, тоже, но их гораздо больше. Петр Кузнецов: Игорь Александрович, скажите, у маркетплейсов, прежде всего у них же они должны быть, есть инструменты борьбы с контрафактом? То есть в случае выявления продавца я знаю, что происходит блокировка, но проблема в том, что происходит блокировка карточки товара, а не продавца. То есть тот же продавец заводит новую карточку нового товара и так же продолжает заниматься своим теневым бизнесом. Игорь Поздняков: Да. Разумеется, это проблема не только маркетплейсов, но вообще, в целом государства, каждого потребителя. И маркетплейсы, разумеется, им это невыгодно, потому что потребитель, который купил такой товар, он, скорее всего, больше и не пойдет на этот маркетплейс, соответственно, он потеряет такого клиента. Это не выгодно никому, разумеется, кроме самих тех, кто производит и реализует такие товары контрафактные... Петр Кузнецов: Репутация. Игорь Поздняков: И в последнее время многие маркетплейсы, особенно крупные, предпринимают тоже меры для борьбы. Да, вы совершенно правильно сказали, что иногда просто скрываются карточки, это уже зависит от внутренней политики самого маркетплейса. У них с продавцами заключены договоры соответствующие, к оферте, к которой присоединились продавцы, и там все прописано, штрафные санкции, блокировки, в каких случаях блокировка самого продавца наступает, в каких случаях – только карточек. Этот вопрос лучше, конечно же, адресовать самим маркетплейсам, крупным особенно, у которых доля продаж выше. Но, как мы полагаем, действительно, если продавец злоупотребляет именно на большие суммы или попадается неоднократно, разумеется, его нужно блокировать. И это известная проблема, о которой вы говорите, Петр, что создают на следующий день буквально другое юрлицо, другого продавца просто и начинают продавать. Петр Кузнецов: Ага, тоже проблема. Игорь Поздняков: Да, разумеется, такого быть не должно, и маркетплейсы в любом случае развиваются, они предусматривают, создают алгоритмы по проверке продавцов. Да, действительно, это необходимо делать. Петр Кузнецов: Игорь Александрович, важный вопрос. Статистика: более 60% россиян когда-либо покупали подделки брендов; доля тех, кто осознанно приобретают такие товары, за последние годы выросла примерно в 1,5 раза. То есть народ выберет подделку, зато намного дешевле, т. е. народ в каком-то роде поддерживает контрафакт. Это проблема? Игорь Поздняков: Разумеется, да, поскольку все же начинается... Бо́льшая часть зависит от самих потребителей, при их выборе осознанном, как вы правильно говорите, при поддержке вот таких недобросовестных продавцов и, соответственно, производителей. Да, это, разумеется, проблема, и в первую очередь, действительно, статистика, скорее всего, не врет, коль скоро столько людей говорят, что выберут... Да, им будет проще, допустим, выбросить через год этот товар и купить такой же дешевый новый, чем отдавать сразу большую сумму за качественный, за оригинальный товар. К сожалению, это, видимо, так. Петр Кузнецов: В голове не щелкает, да, при этом (нет, я не пытаюсь сейчас поучать), что на самом деле таким образом этой покупкой мы поддерживаем тех, кто занимается вот этим поддельным бизнесом, получается так? Это наш вклад? Это вряд ли про наш народ... Игорь Поздняков: Видимо, получается, так. И наша задача, задача государства, задача вообще общественности в целом – проводить просветительскую работу с населением, с гражданами, рассказывать о том, что они должны быть более грамотными потребителями. Если ты купил качественную вещь, оригинальную, она тебе прослужит дольше; в конечном итоге, на таком долгом горизонте во времени ты больше выиграешь. И в данном случае, покупая такой поддельный товар, во-первых, ты поддерживаешь, да, недобросовестных производителей и продавцов, а во-вторых, ты, можно сказать, вредишь сам себе, поскольку ты будешь вынужден выбросить в скором времени, скорее всего, этот товар, покупать снова такой же, тем самым больше вреда, чем пользы, и обществу, и себе как потребителю. Петр Кузнецов: Инну послушаем из Санкт-Петербурга, возможно, понадобится ваш комментарий, давайте вместе это сделаем. Инна, если вы на связи с нами, слушаем вас, доброе утро. Зритель: Да, здравствуйте, я на связи. Петр Кузнецов: Пожалуйста. Мария Карпова: Слушаем. Зритель: Я вообще считаю, надо обязательно в ближайшее время пересматривать законы об авторских правах, причем в мировом масштабе, потому что, я считаю, это огромное зло. Это тормозит, во-первых, конкуренцию. Во-вторых, через СМИ вот то, что они агитируют, говорят, что это недобросовестно, покупать подделки, а на самом деле что добросовестного в том, что некая кучка людей наживается тем, что дурят через СМИ наивных покупателей? Контрафакт иногда, как вы его называете, служит намного дольше подлинников, как вы их называете, и это тоже большая проблема. Я считаю, если СМИ будут честно говорить, что покупать надо любую продукцию и поддерживать конкуренцию, в общем и целом человечество от этого только выиграет. А все эти авторские права сдерживают развитие, сдерживают прогресс. Петр Кузнецов: Ага. Если есть комментарий, Игорь Александрович, пожалуйста. Игорь Поздняков: Я согласен с тем, что интеллектуальные права мешают двигаться. Петр Кузнецов: Да. Игорь Поздняков: Но не совсем понял мысль, что... Да, согласен с тем, что контрафактная продукция... Петр Кузнецов: Называть вещи своими именами, но... Игорь Поздняков: Она может служить дольше, разумеется, в зависимости от конкретной ситуации. Да, действительно, может быть качественная подделка. Но в целом, разумеется, это боль для всего мира, это тоже правильно отмечено, что контрафакт – это не только боль России как отдельного государства, но в целом в мире, т. е. с этим сталкиваются все. И это такая общемировая задача, в т. ч. и в авторских, интеллектуальных правах, защита правообладателей, и в первую очередь это и борьба самих правообладателей, чтобы они были более активны, защищали свое интеллектуальное право. Мария Карпова: Я просто даже где-то слышала такую мысль, что известным брендам даже как будто бы выгодно, чтобы на их продукцию делались подделки... Петр Кузнецов: Признак успеха? Мария Карпова: Якобы это признак успеха, все равно все знают... Петр Кузнецов: Все равно реклама, в любом случае. Мария Карпова: Да-да-да. Не знаю, как конкретно это работает, можно только представить. Петр Кузнецов: Большее распространение, соответственно, в этом бренде будут ходить даже те, кто не могут его позволить. Да, наверное, это так работает. Игорь Александрович, спасибо большое! Тема большая, но нам нужно двигаться дальше. Игорь Поздняков, директор Департамента защиты прав потребителей Роскачества.