Петр Кузнецов: «С ремонтом всегда проблемы. Этим занимаются далеко не порядочные люди», – Архангельская область. «Мастерские даже гарантию не дают». Ну, видимо… Я бы сделал так акцент: «Даже мастерские гарантию не дают». Хотя нет. А, нет. «Даже гарантию не дают. Раньше хоть 30 дней давали», – Ямало-Ненецкий. «Никогда проблем не было. Автосервисов море, запчастей куча. В семье три машины», – из Ярославской области. «Здравствуйте, – Свердловская область, оттуда Вячеслав пишет. – Комментарии знакомые. Ну, если на иномарку и не принципиально, чтобы запчасть новая, то тогда б/у, но оригинал». Вячеслав, простите, не понимаю. «Сейчас много , и нового тоже в том числе». «Запчасти покупает по блату, по знакомству мой брат. Доволен», – Ирина. Ирина как раз написала, что на «Волге» брат ездит и покупает. Мария Карпова: Из Ярославской области ты прочитал, про кучу запчастей, да? Петр Кузнецов: Да, что проблем никаких нет, в семье три машины. Вот есть разные версии. Это интересно! И это интересно обсудить уже с экспертами. Александр Гусаров – один из них, из наших экспертов по теме, автожурналист. Александр, доброе утро. Александр Гусаров: Доброе утро. Петр Кузнецов: Можно ли сказать, что после ухода зарубежных брендов действительно контроля стало меньше за тем, что у нас оказывается под капотом? Александр Гусаров: Собственно говоря, я могу сказать… Ну, я говорил это в эфире у вас, в еще 2022 году. В общем-то, все слова оказались пророческими. На самом деле разобраться, что вы покупаете и что вы заливаете в двигатель автомобиля, какие фильтры вы ставите, какие свечи вы используете, практически нельзя. Потому что… И даже те же колодки. Вы же не будете отдавать каждую купленную запчасть или те же масла на экспертизу для проверки. Ну, тогда вам каждое ТО будет золотым. Защититься практически невозможно. Но я бы советовал, предположим, следить, пока еще не отключили от обслуживания международные сайты, соответственно, можно посмотреть и увидеть, что у того же, я не знаю, производителя масел, у них изменилась упаковка. В начале девяностых была такая же ситуация: достаточно яркий ярлык, все знают какого-то производителя, который 100 лет работает на международном рынке, к нему все привыкли. Люди видят, идут и покупают. А что они покупают? Что там за масло? Масло подделывать, кстати, очень удобно, как и алкогольные напитки, как и омывающую жидкость, потому что это низкозатратно. Подделывать колодки и свечи – это очень дорого. А масло – в общем, можно лить все что угодно. Ну, не то чтобы отработку, но, в общем, не пойми что. И доказать, что вы заливаете в двигатель что-то, некую субстанцию, которая вроде как похожа на масло, вы никак не сможете. Петр Кузнецов: Вот как раз та самая ситуация, которую я проанонсировал и сказал, что мы с экспертом ее рассмотрим. У меня ситуация. Наверное, уже третий раз предлагают, два раза я воспользовался акцией от официалов. Они предлагают заправить масло, плюс фильтр, плюс работы – внимание! – 4,5 тысячи рублей за все. Я приезжаю, меня встречают в салоне. Я говорю: «4,5 тысячи?» Ну, ладно бы просто масло одно стоило, и то как бы под сомнением сейчас. Я говорю: «С работой и фильтром?» На что мне ответ: «Ну, радуйтесь, вот такая акция». Ну, заправился второй раз. Александр Гусаров: Ну, я бы не кидался… Мария Карпова: И как? Петр Кузнецов: Пока чек не мигал. Но это предлагает официальный дилер. Они могут мне тоже лить? Александр Гусаров: Ну, в принципе, могут проходить какие-то акции. Иногда они работают себе в убыток для привлечения клиентов. Петр Кузнецов: Все-таки? То есть берут количеством? Я на это надеюсь, да. Александр Гусаров: Но я бы, честно говоря, в любом случае не рисковал. Есть, конечно, возможность и вероятность того, что… Ну, вы поймите. Когда мы покупаем масла, мы покупаем в упаковках, 5 или 10 литров, ну, пятилитровые в основном. Петр Кузнецов: Да, да. Александр Гусаров: А компании, которые занимаются профессиональным сервисом, они берут в бочках, в двухсотлитровых бочках, потому что это дешевле. Покупать в канистрах, ну, никакого смысла не имеет. Может быть, учитывая, что произошла некая замена тех брендов, которые работали здесь (и французских, и немецких), сменились хозяева, и вроде как они производят ту же линейку масел, которую производили до 2022 года, оригинальные производители. Но что это за масла, к сожалению, я сказать сейчас не могу. Тут требуется, в общем-то… Сейчас вот выставка, кстати, была, совсем недавно. Это смотр такого китайского ширпотреба, который предлагают они в качестве… Там выставка практически была. Сейчас она, по-моему, закончилась. И все, что там было представлено, в любом случае требует проверки. Потому что я могу вам сказать, что, например, в том же Китае есть всего три завода, которые делают запчасти для европейских производителей. А все остальные – вы можете попасть просто. Ну, такое не совсем хорошее слово, но реально вы можете попасть на то, что, купив колодки, вы испортите потом диски. Я сталкивался с такими случаями. Петр Кузнецов: Да, да. Александр Гусаров: Причем не обязательно на дешевые, а может быть, даже на очень дорогие автомобили. Петр Кузнецов: Александр, простите. Я правильно понимаю, что все-таки с уходом иностранных брендов эта система отслеживания перестала работать просто потому, что не с кем работать? То есть, например, для того чтобы выявить контрафакт – это должно быть заявление от правообладателя. А правообладателя уже нет в нашей стране. Александр Гусаров: Конечно, конечно. Петр Кузнецов: Плюс параллельный импорт. И здесь уже абсолютно ничего не отследишь. Александр Гусаров: Абсолютно. То есть система контроля ослабла. В принципе, вы можете делать что угодно, а доказать, что вы намеренно влили в двигатель автомобиля не то масло, которое было написано на этикетке, – ну, собственно говоря, это совершенно небольшая проблема. Мария Карпова: Несколько наших телезрителей пишут, что покупают запчасти на маркетплейсах, на разных. Есть разные отзывы. Кто-то прислал: «150 километров проехал, – тут даже есть фотография. – Купил свечи, проехал 150 километров». Я так понимаю, что они сгорели. Но в этом случае все-таки отследить проще, может быть? Александр Гусаров: Нет, вы никак… Маркетплейс – вообще в принципе уникальная штука, потому что все, что там предлагается, оно вроде как и ничье. И доказать, что ты не верблюд – это нереально. Ну, что вы сделаете? Ну, вернете вы товар. А как вы его вернете? То есть вы его использовали. А вам завтра заявят, что, может, вы что-то сделали. Я не знаю, вы влили не тот бензин – соответственно, свечи погорели. Ну, доказать вы ничего не сможете. Мария Карпова: Ну да. Ну, в идеале – какая-нибудь экспертиза. Александр Гусаров: Маркетплейс – это вообще такая, знаете, лотерея, повезет/не повезет. Петр Кузнецов: Нет, тут только физически… Александр Гусаров: Ни в коем случае. Я бы, честно говоря… Либо заказывать у тех поставщиков, с которыми вы общались уже. Как в свое время работали по поставке неоригинальных, а иногда и оригинальных запчастей, были крупные компании, которые хоть за что-то отвечали, потому что у них был имидж, у них был наработанный опыт. Сейчас на самом деле автомобиль, содержание автомобиля превращается в достаточно дорогое, фактически золотое удовольствие, потому что на оригинальные запчасти, естественно, учитывая логистику… Это не потому, что продавцы такие рвачи, а именно потому, что изменилась логистика, она усложняется, и усложняется на самом деле практически ежемесячно. То, что было в начале 2022 года, сейчас, в 2024-м, ну, к середине, к концу – уже не сравнить. Потому что те же китайцы – они очень своеобразные ребята. Они, конечно, для кого-то, может быть, и друзья, но, в общем, они никогда ни с кем особо не дружили. Соответственно, им просто, по большому счету… Там, где можно заработать, они это будут делать. Соответственно, сейчас какие-то проблемы с проходом средств. Вы же сами понимаете, что необходимо, заплатив здесь, перечислить деньги туда. Сейчас с оборачиваемостью есть большие проблемы. Соответственно, цены будут расти и на оригинал, и даже на контрафакт, к сожалению. Петр Кузнецов: Ай-ай-ай! Ну, как есть, да. Александр, спасибо большое. Александр Гусаров, автожурналист, и его комментарий.