Руслан Арсланов: Полезно. Анастасия Семенова: Вообще, полезно ли делать поделки, и кто же все-таки их должен делать? Ну, не должен, а хотелось бы, чтоб так было. Поговорим с нашим гостем. Да, у нас на связи Татьяна Николаевна Журавлева, учитель начальных классов. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Доброе утро. Татьяна Журавлева: Здравствуйте! Руслан Арсланов: Татьяна Николаевна, добро пожаловать! Анастасия Семенова: С какого возраста, главное, нужно начинать делать поделки в школу? Может, кто-то не ходит в детский сад. Не знаю, с двух лет, с трех? Как заинтересовать, и в чем польза? Татьяна Журавлева: Ну, я сейчас смотрела на замечательные поделки, которые вам присылали. Конечно, и дети молодцы, и родители. Я могу сказать, как многодетная мама, у которой трое детей – ну, они, правда, уже выросли, – со своими детьми я начинала делать поделки с самого раннего возраста. У них всегда был доступ ко всем материалам для работы. Почему? Да потому что ребенок только через активную деятельность познает окружающий мир, созидает, привыкает к работе. Он занят делом и развивает свои способности. Поэтому… Что делает ребенок, когда хочет воплотить какую-то идею? Он сначала размышляет, сосредотачивается. А все это формирует очень хорошую базу для учебы в школе. И все же знают, что мышление работает только в тот момент, когда малыши собирают что-то своими руками. Анастасия Семенова: А вы сказали, что доступны все материалы. Но они опасны, если, не знаю, кто-то использует… Ну вот какие материалы доступны, как вы сказали, с самого раннего возраста? Можно же и порезаться листом бумаги обычным. Руслан Арсланов: Мелкое что-то. Татьяна Журавлева: Это, конечно, можно. Конечно, нужно все-таки смотреть, да. Что доступно для самого маленького ребенка? Сейчас осень – материалы природные. Когда мы гуляем с детьми, мы собираем и потом вовлекаем их в этот интересный процесс. Дальше, если говорить об экологии. Съел ребенок мороженое – вот эта палочка от мороженого тоже не должна идти в мусор, а должна где-то лежать в коробочке дома. Для того чтобы в какой-то момент ребенку захотелось что-либо сделать, и ему эта палочка поможет. Ну, то есть, конечно, надо смотреть и на безопасность материала, вот, и на экологически чистую сторону. Анастасия Семенова: Ага. А где – вы, может быть, подскажете нашим телезрителям – где черпать вдохновение? Может быть, не знаю, не у всех хорошо развита фантазия, у взрослых, действительно. Я вот, мне кажется, своему сыну сочувствую – я ему не смогу помочь с поделкой в детский сад. Но то, что он сделает, это будет прекрасно. Вот моей руки не будет. Мне кажется, ведь даже многим детям обидно, что когда ты приходишь на эту выставку – вот о чем говорил Руслан, – ты прям видишь, что вот это сделал ребенок от начала до конца сам, а тут мамина фантазия вышла в чат и показала все свои способности. Руслан Арсланов: Она не просто вышла в чат, она еще и… сделано все так, чтобы… Знаете, бывает сейчас такое, что родители хотят, чтобы их дети… Анастасия Семенова: Победили. Руслан Арсланов: Победили. И вот это делается именно для того чтобы. На ваш взгляд, что важнее, наверное, да, чтобы ребенок сам вот это делал своими руками, или все-таки статусность, скажем так, этой поделки? Анастасия Семенова: Да, и, может быть, разделить все-таки конкурс между мамами и конкурс между детьми. Руслан Арсланов: Конкурс между детьми, да. Татьяна Журавлева: Вы знаете, я бы сказала так. Ведь все поделки можно разделить на две части. Это учебные поделки – ну, если я буду говорить как учитель начальных классов – и поделки, которые несут воспитательное значение. Конечно, мы устраиваем выставки поделок. И в таком случае, что мы ждем, чего мы ждем? Мы хотим, чтобы семья собралась и выполнила какое-то такое… Ну, мне не очень нравится называть «поделки». Какое-то такое изделие, да, в какой-либо технике декоративно-прикладного искусства, которым она порадовала других. Наградить, конечно, – если говорить о награждении – наградить можно и тех, кто делал… нужно. Детей, тех, кто делал сам – и мы видим, что они делали сами, – и все-таки считаю, и это мы делаем, награждаем тех, кто совместно выполнял ту или иную работу. Почему? Потому что и там было старание, и там старание. Только можно придумать разные формулировки, оценив лучшие стороны каждой работы. За совместную работу, за упорный труд, за самостоятельный труд. Руслан Арсланов: Ага. Анастасия Семенова: Татьяна Николаевна, а как вы считаете, правильно – может быть, вы подскажете, как у вас в школе происходит – вот делать, вот (как вы не любите слово «поделка», но скажу я), ее нужно делать в классе или все-таки задавать на дом это задание, как любит большинство? Татьяна Журавлева: Да-да, я понимаю вас. Вот смотрите, урок технологии несет, конечно, в себе очень серьезную такую работу. Почему? Что мы делаем на уроках технологии? Мы учим детей, учим детей пользоваться тем или иным материалом, мы учим ребенка просто даже вот сложить лист пополам. То есть для того чтоб научить ребенка, каждый педагог – я лично, и я знаю, все мои коллеги, – мы составляем технологическую подробную карту, где поэтапно детям объясняем, с чего начинаем, что идет дальше, чем заканчиваем. Моя задача, чтобы по этой технологической карте ребенок на уроке вместе со мной выполнил. Если мы будем полностью задавать какую-то, как вы говорите, поделку на дом, я считаю, что в этом смысла совсем никакого нет. Задача учителя совсем другая, мы… Вообще, бывают разные дети, да, бывает разный темп работы. Анастасия Семенова: Конечно. Татьяна Журавлева: Поэтому если вдруг где-то ребенок не доделал, можно предложить ему доделать дома, но если только две трети работы выполнены в школе с учителем, с педагогом. Анастасия Семенова: Отлично! Татьяна Журавлева: Только так. Ну а по-другому смысла в этой поделке нет. Это не «поделка», это такой труд, это такое исследование ребенка, с помощью которого он… Анастасия Семенова: Ну да, он познает разные материалы, понимает, что получается, что нет. Осознает, есть ли у него фантазия или все-таки нужно бежать к маме. Спасибо большое! Татьяна Николаевна Журавлева с нами была на связи, учитель начальных классов.