Мария Карпова: Анастасия Архипова с нами на связи, собственник инновационной компании по недвижимости. Анастасия, здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Анастасия Архипова: Здравствуйте. Мария Карпова: Анастасия, ну все-таки вы можете в своей работе сейчас наблюдать вот этот вот, как было сказано, ажиотажный спрос на дачи, на загородные участки с домом или без? Анастасия Архипова: На самом деле тенденция последних 2 лет говорит о том, что спрос на загородную недвижимость, безусловно, растет. Просто это понятие «дача» стало такое достаточно обширное, потому что это все превратилось в более цивилизованные места, которые называются коттеджными поселками, загородными домами, и такая «дача» немножко стерлась. Но тем не менее на этих же загородных коттеджных поселках тоже люди ведут определенную хозяйственную деятельность, все равно пару грядочек даже у самого красивого дома можно найти хотя бы с той же самой зеленью или с ягодами, которые люди с удовольствием сажают. Мария Карпова: Ну да, все равно, даже если ты выращиваешь, у тебя какая-то небольшая клумба у дома, мне кажется, это уже какой-то вложенный труд, это уже свое небольшое, но хозяйство. Но при этом, насколько я понимаю, растет и стоимость этих загородных участков, загородных домов, дач, и спрос тоже растет. Анастасия Архипова: Соответственно, если есть спрос, то растет и цена, потому что хороших участков на самом деле не так много. Москва, Подмосковье, да и в целом Россия, я думаю, что во многих регионах отличия всегда – это наличие коммуникаций. Если коммуникации на участке есть, особенно если это центральные коммуникации, то, конечно, цена участка гораздо выше. А если это какой-то простой дачный участок, то в принципе у них цена никогда особо не вырастает и в сезон сильно не увеличивается, может быть, на 5–10%. Поэтому в целом ценообразование на такую классическую дачу, которую мы привыкли понимать, особенно не вырастает; вырастает только там, где действительно есть уже какая-то современная инфраструктура. Мария Карпова: А вот этот пик спроса на дачи когда наступает? Анастасия Архипова: Вот сейчас самый пик. Мария Карпова: То есть весна, уже ближе к лету? Анастасия Архипова: Апрель-май, да, самое время для продажи и покупки загородной недвижимости. На самом деле ее и надо сейчас покупать, потому что как раз-таки можно увидеть все плюсы и минусы того участка, который планируется к приобретению. Мария Карпова: Просто считается, что в несезон как раз выгодно покупать какую-то вещь, например, одежды это касается. С дачами это не работает? Анастасия Архипова: Это можно сделать, но в любом случае правильнее будет сделать это весной, когда видны все недочеты, которые можно увидеть на земельном участке. Я советую делать это именно в этот период, потому что под снегом можно многого не увидеть. Мария Карпова: Как изменился портрет среднего покупателя загородной недвижимости в последние годы? Кто сегодня является основным покупателем загородных участков? Анастасия Архипова: Как правило, это уже взрослые, осознанные люди, которые понимают, что, в общем-то, загородная жизнь – это большое преимущество, огромный плюс. На самом деле сейчас нет такого понятия, что какая-то категория молодых людей или, наоборот, взрослых людей делает выбор в пользу загородной недвижимости, потому что многие уезжают жить туда на постоянной основе. Это и молодые IT-специалисты, которые приобретают себе загородную недвижимость, для того чтобы там жить на постоянной основе, а также взрослое поколение, которое уже нажилось, наработалось в городе и хочет каждые выходные проводить в своем загородном доме. Мария Карпова: А вот что касается молодого поколения? Просто мне правда кажется, что вот молодой человек, молодая семья скорее просто купят какой-то участок или дом за городом, чем будут иметь и квартиру в городе, и плюс еще какой-то загородный дом. Анастасия Архипова: В целом да, тенденция такая есть: люди продают квартиры, переезжают жить за город. Это может быть и 50, и 100 километров от города. Если нет необходимости каждый день добираться на работу, то люди охотно переезжают в загородную недвижимость. Это достаточно часто молодые пары. Мария Карпова: Если говорить о даче как о вложении в недвижимость, такое вложение в будущее, это выгодное вообще мероприятие? Анастасия Архипова: Выгодное. Но это не должно быть понятия классической дачи – это должен быть хороший коттеджный поселок с инфраструктурой, чтобы вокруг всегда была школа, детский сад, магазины, все возможные маркетплейсы, которые делают доставки. Когда это жизнь, которая комфортна. Если ты находишься за городом и можешь до любой цивилизации дотянуться 5–10-минутной транспортной либо пешей доступностью, тогда да, это хорошее и надежное вложение. С целью инвестиции это идеальное решение на сегодняшний день. Мария Карпова: А если мы говорим о т. н. домиках в деревне, где все-таки нет такой активной цивилизации, скажем так? Анастасия Архипова: Это сомнительное инвестирование, потому что это больше для души. Можно купить и наслаждаться этим домиком в деревне, сохранить свои сбережения, но инвестированием это сложно назвать, потому что в цене это вряд ли прибавит. Мария Карпова: Анастасия, спасибо большое! Анастасия Архипова была с нами на связи, собственник инновационной компании по недвижимости.