Петр Кузнецов: Переобуться на ходу. Кажется, наступает время летней резины. К выходным обещают +14, мы, кстати, об этом еще не сказали, но вот обещают к выходным +14, к праздникам. И многие автомобилисты, как известно, ориентируются не на календарь, а на среднесуточную температуру. Если она уверенно превышает ноль, снег начинает стремительно таять, вроде бы пора ехать в шиномонтаж, тем более, что пока нет очередей. О нюансах процесса мы поговорим с экспертом в студии, Станислав Афонский у нас в гостях, основатель и генеральный директор компании «Трофи-лайф». Здравствуйте, Станислав, доброе утро. Станислав Афонский: Доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Ну так что, ориентируемся мы на погоду или все-таки заглядываем в календарь, и там ближе к маю уже точно можно менять на летнюю? Станислав Афонский: Да, абсолютно верно. Смотрим на календарь, не на термометр, потому что мы живем в таком резком климате, и перепады температур вплоть до первых майских праздников ниже нуля вполне себе могут быть. Поэтому раньше конца апреля, наверное, нет смысла по этому поводу суетиться. Будет +14 день-два, ничего страшного для зимних шин в этом случае не произойдет. Петр Кузнецов: Да, кстати, если зимняя резина, то с ней ничего не случится особо. Считается, что все равно надо, несмотря на то, что это липучка, надо все равно ориентироваться по погоде, потому что зимняя резина в такие температуры тоже себя плохо ведет. Станислав Афонский: Зимняя резина считается до +7 градусов. Петр Кузнецов: А, даже так. Станислав Афонский: То есть это не 0, не +1, это +7, это зимняя. То есть летняя от +7 получается, то есть +14, ну да, вот такая у нас аномальная тут получилась зима-весна. Не думаю, что в следующем году... Мария Карпова: Чем тогда ориентируются те автомобилисты, которые сейчас уже начинают менять шины? Станислав Афонский: Какой-то особый вид поведения. Мария Карпова: Просто чтобы потом избежать очередей в конце апреля, начале мая? Или потому, что существует миф, что эта резина изнашивается как-то по-особенному? Станислав Афонский: Безусловно. Если все лето ездить на зимних шинах, они к осени потребуют замены, это безусловно. Почему? Потому что состав зимних шин более мягкий. Соответственно, он легче и быстрее истирается в сильно плюсовую температуру, назовем это так. Сильно плюсовую, допустим, 20-30 градусов, которые у нас летом бывают. И, соответственно, наоборот, почему меняют летнюю резины на зимнюю? Потому что зимой летняя, у нее и так более твердый состав резины в шине, так он еще и на морозе сильно дубеет, и она становится такой, как пластиковой. Ну, понятно, что это, как корова на льду, условно говоря, будет, поэтому мы меняем лето на зиму, зиму на лето. Петр Кузнецов: Вот считается правильной такая схема – это чуть пораньше переобуться осенью, ближе к зиме, и, соответственно, чуть попозже можно на зиме проездить именно весной. Станислав Афонский: Абсолютно верно. Петр Кузнецов: Но я признаюсь в небольшом нарушении, я вот один раз, когда я выяснил, что зима все уже, вот сейчас последний сезон, я на зиме докатил до... Станислав Афонский: Следующей зимы? Петр Кузнецов: Да. Летом никаких проблем не было. Станислав Афонский: Все зависит, на самом деле, от характера вождения. Потому что есть люди, которые водят спокойно, собственно, для чего и предназначен автомобиль. Есть люди, которые водят чуть-чуть агрессивно. Таких водителей очень легко заметить на дороге, они создают дорожно-транспортные дела. Петр Кузнецов: Она гоняет, один раз меня подвозила. Мария Карпова: Зато ты как черепаха тащишься, все сигналят. Стыдно прям ездить с ним, кошмар. Петр Кузнецов: Так, давайте теперь поменяем тему. А где сегодня выгоднее всего найти, вот сейчас мы готовимся к летнему сезону, допустим, мы понимаем, что уже пора менять и летнюю резину выбирать. Станислав Афонский: Наверное, самый простой способ – это интернет. Если у кого-то есть уже понимание, какую он хочет приобрести шину и все прочее, все параметры знает, как говорится, интернет в помощь. Все-таки уже 2025 год, четверть XXI века. Петр Кузнецов: Через интернет, это же все равно потрогать нужно, посмотреть на наличие дефектов. Станислав Афонский: Безусловно, но даже если заказ в пункт самовывоза, то вы можете прийти, пощупать, как раз все посмотреть спокойно, потому что менеджер пункта самовывоза не будет на вас давить: «Давайте быстрее, это самое лучшее, там уже разбирают, следующий покупатель за вами стоит», то есть такого не будет. Вы все посмотрели, проверили все параметры, которые вам нужны, сравнили год производства, допустим, чтобы на шине было. Если вам не понравилось, вернули, заказали следующие, благо через день все это придет. Петр Кузнецов: Максимум этот сотрудник пункта, он цокнет недовольно, потому что ему возвращать нужно, пробивать, оформлять возврат. Мария Карпова: А, в этом плане. Петр Кузнецов: Хорошо, раз мы об этом сейчас вот уже все-таки заговорили, не отходя далеко от этих шин, которые прибыли. Простые советы, но эффективные, которые помогут нам определить, что с колесом... Станислав Афонский: Да, я сейчас отвечу на этот вопрос, на предыдущий. Если человек первый раз выбирает шину, то я бы рекомендовал бы посетить 3-4 магазина именно оффлайновых, поговорить с консультантами. Понятно, что в первом попавшемся магазине могут сливать остатки, что называется, впаривание, такой элемент продажи. Поэтому нет смысла в первом попавшемся брать. Можно объехать 3-4, благо таких магазинов... Петр Кузнецов: Цены сравнить, пособирать информацию. Станислав Афонский: Да, совершенно верно. Вот эти специалисты, они все равно будут что-то говорить, плюс-минус одинаковое про разные шины, но можно будет составить какое-то такое информированное мнение. Тем более сейчас какие-то марки ушли с рынка, какие-то пришли, вот про них тоже можно что-то там пощупать. Можно почитать в интернете, тем благо тоже очень доступный такой источник информации, и тоже какое-то свое такое мнение сформировать. И уже исходя из этого, производить либо в магазине, либо в том же самом интернете, соответственно, покупку. Теперь по поводу того, на что обращаем внимание. Первое – это сезонность. Зима-лето, как я уже сказал, 7 градусов. Есть еще всесезонные шины. Но нужно иметь в виду, что они больше предназначены для некого умеренного климата, где нет резких перепадов. То есть они для нас не очень хороши. То есть любая универсальная всесезонность, она и там плоха, и там плоха. Петр Кузнецов: Например, для Сочи. Станислав Афонский: Да, вот хороший пример, да. Вот там подойдет всесезонная шина. Если прямо совсем не съезжать никуда с асфальта, то есть, допустим, в Москве или в большом городе, тоже может быть, но все-таки в городе достаточно интенсивный режим старта-остановки, поэтому, конечно, лучше подбирать шину по сезону. Это, по крайней мере, очень безопасно. Может быть, немножко накладно в плане держать два комплекта шин, переобуваться каждую весну, осень, опять же, очереди и прочее. Но зато с точки зрения безопасности – это огромный плюс. Опять же, можно переобуться на лето, допустим, когда очереди закончатся, и осенью, когда еще не начались, избежать их. Благо сейчас и шиномонтажных сервисов стало тоже довольно много, поэтому я не думаю, что это большая проблема. Кроме сезонности, размерность шин важна, безусловно. Она, как правило, написана на шильдике в дверном проеме автомобиля. Ее следует соблюдать, потому что вся машина спроектирована под этот типоразмер. Петр Кузнецов: Вот эти параметры, которые через наклонную черту, 245, на них тоже нужно обращать внимание? Станислав Афонский: Да, это и есть, собственно, 245 – это ширина шины в миллиметрах, слэш, дальше идет 60, 55, 70. Петр Кузнецов: Со скоростью что-то связанное? Станислав Афонский: Нет, это еще лишь процент высоты профиля от ширины, потом идет R либо D, но как правило R, многие думают, что R – это радиус, но на самом деле это радиальные шины, у них плетение корда особым образом сделано, они более распространенные, более универсальные и более удобные для езды, поэтому, как правило, R. Дальше идет размерность посадочного диска в дюймах. То есть, опять же, если у вас уже есть какой-то, допустим, шестнадцатидюймовый диск, то вам и на зиму переобуваться тоже нужно в шестнадцатый, иначе потребуется совершенно другой диск. Соответственно, семнадцатые не влезут на шестнадцатые и наоборот, то есть тут все предельно просто, как бы этого не хотелось. А после уже вот этого основного размера, 235 на 70, R15, условно говоря, это основной типоразмер шин, дальше идут два индекса. Индекс... Петр Кузнецов: Скорости, точно знаю. Станислав Афонский: Скорости, да, он буквой измеряется. Как правило, это буква H, если мы говорим про самую распространенную легковую, легковые универсалы. Ограничение 210 километров в час этот индекс обозначает. Также еще там есть T, U, это 190-200 километров. И дальше уже от V до Y – это более высокоскоростные. Это кто, не знаю, где они могут гонять 240 километров в час, но это вот для них. Все, что ниже, это уже меньше. Меньшая скорость для машин, которые грузоподъемность больше имеют. Поэтому для них индекс скорости меньше, но зато индекс нагрузки выше. Индекс нагрузки – это число, она относительно коррелируется с весом, который где-то примерно в диапазоне от 90 до 100. Вот где-то мы рассматриваем для средних наших автомобилей. Петр Кузнецов: Это такие уже дополнительные параметры, но не то чтобы прямо, если я что-то там с H не угадал, ничего страшного. Станислав Афонский: Да, не принципиально, если вы не гоняете и не возите там тонные холодильники какие-то. Петр Кузнецов: Ну да. Когда собираются все-таки наши зрители, ну почти, мы считаем, что все-таки они после этого опроса становятся нашими зрителями, менять зимние шины на летние, мы узнали у жителей Пскова и Нового Оскола с помощью наших корреспондентов. ОПРОС Мария Карпова: Не торопятся жители Пскова и Нового Оскола, что, в принципе, как мы выяснили, правильно. Из Ульяновской области сообщение: «В советское время не было летних и зимних шин. Были шины одни на все времена года, и ничего, как-то ездили. В жару и в мороз». Петр Кузнецов: Да-да-да, небо голубее, да. Мария Карпова: С другой стороны, действительно, почему нельзя сделать не демисезонку, которая годится только для определенного климата, а такие универсальные шины? Станислав Афонский: Опять же, они, во-первых, есть универсальные, только что вот и телезрители сказали, и есть такое понятие, как всесезонная шина. Вот, поэтому это есть, и даже вот кто-то выбрал как раз по причине того, что не нужно менять. Мария Карпова: Это для определенного климата все-таки подходит? Станислав Афонский: Это во-первых, но это как бы такая теоретическая база. Опять же, я, например, вообще езжу на экстремальных шинах круглый год, в принципе, они считаются летними, что плохо зимой и трудно. Но именно из-за того, что у меня режим езды спокойный, и у меня всегда повышенный вот этот интервал. Петр Кузнецов: Слышала? Спокойный. Скажи Станиславу про черепаху. Станислав Афонский: Дистанция от впереди идущего автомобиля, зимой я его еще больше увеличиваю, поэтому для меня это подходит, потому что я часто выезжаю на бездорожье и так далее. У человека тоже может быть какой-то выезд на дачу и где-то еще, ему это, соответственно, удобно. Тот, кто просто ездит по городу и не хочет за всем этим следить, в общем потоке, то нужно как в общем потоке это и делать. Меняют лето на зиму, значит, нужно, соответственно, менять. То есть здесь правило оно, собственно, такое. По поводу советского времени, ну а что делать-то, да? У машин, допустим, не было подушек безопасности и прочего. В целом, автоиндустрия, она делается комфортнее, делается безопаснее, поэтому зачем оперировать к каким-то там старым данным, опять же, выберите, если оперировать, есть же сейчас, всесезонку выбрали, как говорится, пожинайте. Петр Кузнецов: Попробовали бы, да. Мария Карпова: Как из Новороссийска нам пишут: «Круглый год на лете, ибо зимы теплые». Станислав Афонский: Да, Новороссийск, безусловно, конечно. Петр Кузнецов: А шины дороже не становятся, дешевле не становится, да, резина? Ну, вряд ли. Вряд ли сейчас они станут дешевле. И народ любыми способами как-то пытается снизить стоимость, идут на сайты, где продают поддержанные шины. Как вы относитесь к этому, на что нужно обращать внимание? Понятно, что здесь все индивидуально, но можно ли вот так купить двухлетнюю резину с рук, естественно, сэкономив? Станислав Афонский: Я думаю, что это относится больше к каким-то специфичным типам шин, потому что, например, вот на таких машинах, которые такие, условно говоря, полугоночные, типа BMW, скажем, да, вот, у них идет такой рисунок протектора, либо направленный, либо асимметричный, и там нужно определенную шину подобрать, она ставится только там справа-спереди, допустим, и все. Потому что большинство рисунков шин симметричны, и можно в любую сторону, вперед-назад, роли не играет. А вот если она направленная и асимметричная, то, соответственно, нужно подобрать. И бывает так, что пробивается колесо одно, а продают комплектами, потому что продавцам тоже неудобно вот эту некомплектность держать. И, может быть, это больше к таким имеет отношение. Потому что я смотрел, сейчас шины от трех тысяч рублей есть, то есть я не знаю, куда там экономить. Петр Кузнецов: Одна? Станислав Афонский: Одна, да. То есть куда экономить, за тысячу взять? Петр Кузнецов: Да, непонятно. Я к тому, что даже если бы на вид, вроде бы и рисунок, и глубина, все, мы же не знаем историю использования. Или внешний вид все покажет? Станислав Афонский: Как правило, все очень просто. Она стачивается до нуля, и сверху наращивают вот этот вот внешний... Петр Кузнецов: Даже такое есть? Станислав Афонский: Да, это технология восстановления шин, она, может быть, даже, знаете, идет из политики защиты окружающей среды, то есть вторичное использование. Петр Кузнецов: Продлевая жизнь. Станислав Афонский: Продлевая жизнь, да, то есть меньше выбросов. Петр Кузнецов: Но влияющее на безопасность, безусловно, так или иначе. Станислав Афонский: Опять же, да, наверное, зависит от того, как ты эксплуатируешь автомобиль. Если на высоких скоростях, стоит подумать. А если этот навар отвалится, то... Петр Кузнецов: Да уж. Станислав Афонский: Такая тема. Мария Карпова: С нами на связи наш телезритель Евгений, дозвонился из Волгограда. Здравствуйте, Евгений. Зритель: Да, приветствую, приветствую, уважаемые ведущие. Вот такой вопрос. Скажите, пожалуйста, вот, к примеру, автобусы городские, ведь там эта резина не меняется, то есть, постоянно они гоняют на этой резине. Так же, как, допустим, грузовики промышленные, КамАЗы, я не знаю. Петр Кузнецов: Откуда вы знаете, что они не меняют? Зритель: Как один протектор был, так и есть. Петр Кузнецов: Вы смотрите, что ли, каждое утро? «Так, подожди. Езжай». Зритель: Да нет, ну что вы. Просто есть автобусы, которые, допустим, один и тот же маршрут, да, и как бы... Станислав Афонский: Подошел, пометил, а на следующее утро то же самое. Петр Кузнецов: Да, кстати. Зритель: Как там стоял КАМАЗ, так и стоит. Петр Кузнецов: Вас это беспокоит, правда? Общественный транспорт и грузовики, да? Вопрос в чем? Зритель: Нет, вопрос технического характера вот именно к специалисту. Петр Кузнецов: Спасибо. Станислав Афонский: Здесь все очень просто. Автобусы и грузовики, у них режим езды немножечко другой. И, во-первых, это тяжелый транспорт, поэтому для тяжелого транспорта и состав шины и строение шины, оно немножечко другое. И, опять же, вы часто видели, чтобы, допустим, по МКАДу в левом ряду автобус, подрезая всех подряд, вот так маневрировал и уходил куда-то с резким торможением перед стоп-линией? Ну, наверное, нет. То есть у них, в принципе, конструкция транспортных средств не позволяет делать такие резкие маневры, поэтому им вот эти сцепные свойства, они не настолько принципиальны, как если мы говорим о личном транспорте, когда у вас и характер вождения, и скорости совершенно другие, поэтому на таких параметрах езды эти данные шины уже играют роли. Для автобусов и грузовиков, хотя я видел, кстати, грузовики, которые сильно гоняют, но, как говорится... Петр Кузнецов: Хорошо, что единицы. Станислав Афонский: Да. Петр Кузнецов: Какой штраф, если ездите летом на зимней резине, интересуется человек из Москвы. Станислав Афонский: А там, по-моему, вплоть до запрета эксплуатации. Петр Кузнецов: Это не влияет на то, какая резина, то есть шипованная или не шипованная? Станислав Афонский: Шипованную легче определить. Петр Кузнецов: Шипованную легче по звуку, тем более ночью, если вы едете. Станислав Афонский: Поэтому если там не шипованная, сложнее увидеть. Петр Кузнецов: Мне кажется, ужесточены были, да, действительно, раньше не так сильно. Станислав Афонский: Это недавно приняли закон. Петр Кузнецов: Да-да-да. Станислав Афонский: Буквально несколько лет. Петр Кузнецов: У нас остается несколько минут в этой теме. По поводу того, на что стоит обращать внимание в шиномонтаже. Потому что это сейчас со Станиславом обсуждали, поделился своим опытом. У меня все время в шиномонтаже, у меня был такой неприятный случай, мне очень перетянули болт колеса, и когда я приехал менять колодки, мне в шиномонтаже говорят: «Мы не будем сейчас его откручивать, потому что мы его сорвем, а если мы сорвем болт, то это там целая процедура, паять, вырезать что-то». Станислав Афонский: Ну да, момент затяжки болтов. Петр Кузнецов: Я к ним вернулся, и они сами просто не смогли его открутить. Вот я теперь приезжаю, например, после этого, и говорю: «Ребят, давайте только не перекручиваем, хорошо, с такой же силой, как вот стандартный». Что еще? Предупредительные меры какие-то есть? Станислав Афонский: Кроме затяжки болтов, я думаю, нет. А так – балансировка. Если вы меняете шину на диск, переставляете на тот же самый, то балансировка колеса, конечно же, должна быть. Если вы переставляете просто лето на зиму вместе с дисками, то, как правило, если не было каких-то сбоев, то даже балансировка может не потребоваться. Каких-то особых параметров нет. Давление в шине, конечно, нужно проверить. Зимой можно чуть поменьше делать, летом можно чуть побольше. Петр Кузнецов: Все зависит от машины еще. Станислав Афонский: Да, безусловно. Мария Карпова: Пишет наш телезритель, исправляет своих же коллег, наших же телезрителей, что, оказывается, была все-таки зимняя резина в советские год, просто хочется исправиться, называлась она «Снежинка». Так, для справки. Петр Кузнецов: Хорошо. Здорово. Спасибо. Но сейчас, наверное, ее нет. Кстати, об этом. Дефицит каких-то шин сейчас, резины, есть на рынке? Станислав Афонский: Я думаю, нет. Петр Кузнецов: Проблем нет? Потому что с китайскими машинами, мы очень много говорили, здесь, по-моему, тоже вместе обсуждали, дефицит китайских автозапчастей, а с шинами в этом плане? Станислав Афонский: Нет, вроде нет, все можно купить. Может, каких-то конкретных марок, которые раньше были, ушли с рынка, да, с ними могут быть сложности, но в целом замены есть. Петр Кузнецов: «Как вам липучка зимой?» – телезритель из Ульяновской области, не знаю, кому, коллегам или... Станислав Афонский: Лично я – сторонник шипов, вот, я липучку так... Петр Кузнецов: Даже если вы за город, наверное, у вас какие-нибудь за город прогулки, или, даже если просто по городу, с шипами? Станислав Афонский: Да-да-да. Петр Кузнецов: Особенно с такой зимой. Станислав Афонский: Главное, это зима – аномальная, ее не надо приводить в пример. Следующая будет обычной. А позапрошлой были вообще метровые снега. То есть в целом, если взять среднюю температуру, то было полметра снега круглый год. Шипы лучше себя показывают на обледенелой поверхности, поэтому я за шипы. Это важный плюс. Петр Кузнецов: А минусы шипов? Станислав Афонский: Только лишь немножко повышен уровень расхода топлива и шум. Мария Карпова: Тоже спрашивает телезритель: «А что будет, если что-то пойдет не так? Кто будет виноват?». Но, наверное, все-таки шипованные шины не могут стать причиной ДТП? Станислав Афонский: Нет, они могут разрушить дорожное покрытие быстрее, именно поэтому их запрещают летом. Прямо причиной ДТП... Петр Кузнецов: Ты имеешь в виду шипованную резину летом, что ли? Мария Карпова: Да. Станислав Афонский: Шипованная резина – зимняя, она более мягкая, летом она будет, знаете, так себя вести, когда ты едешь, такое аквапланирование, то есть у нее будет сцепление с дороги чуточку хуже. И поэтому, если вы, то есть вас могут признать виновником ДТП, потому что ваша машина, транспортное средство, будет не соответствовать техническим параметрам. Поэтому такая тема-то. Петр Кузнецов: Спасибо. Мария Карпова:Спасибо большое, Станислав. Станислав Афонский был с нами на связи, автоэксперт в студии с нами был.