Портфолио для школьника
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/portfolio-dlya-shkolnika-79258.html Петр Кузнецов: Этого мало, просто присутствия в музыкальной школе.
Мария Карпова: Окончила музыкальную школу.
Петр Кузнецов: Олег Ефремов с нами на связи, кандидат философских наук, доцент кафедры философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Олег Анатольевич, доброе утро.
Олег Ефремов: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Как вы лично относитесь, желательно вот как раз с вашей любимой философской точки зрения, к такому новому взгляду на школьные достижения, т. е. к тому, что им будет придаваться особое значение, большее значение?
Олег Ефремов: Я целиком это поддерживаю, потому что самое главное – это личность человека. Понимаете, в конце концов, конкретные знания мы всегда дадим в процессе обучения, это не вопрос. Важно, чтобы человек, во-первых, был способен их воспринять, а во-вторых, способен был что-то сделать свое на основании этих знаний, а это скорее личностные качества, общеинтеллектуальные способности, и далеко не всегда они выявляются ЕГЭ или просто оценками аттестата.
Поэтому я как раз за то, чтобы разработать некую методику более комплексной оценки личности нашего абитуриента и вообще любого человека, претендующего на то, чтобы занять какое-то положение или какую-то должность. И в этом плане я как раз поддерживаю портфолио, потому что портфолио – это может быть максимально полная информация о человеке, о том, чего он достиг, о том, что он может, о том, какими способностями и возможностями он обладает.
Но здесь есть один момент. Понимаете, есть работа, а есть отчетность, и я видел людей, которые ничего не делали, но отчитывались так, что было ощущение, что на них держится и организация, и страна.
Мария Карпова: Вот!
Олег Ефремов: И они становились министрами, руководителями крупных общественных организаций и т. д. Вот портфолио должно быть все-таки реальным отражением, отражением реальной ситуации, реальных способностей, а не просто способности отчитываться. Вот как так выявить...
Петр Кузнецов: Вот именно.
Мария Карпова: Это как резюме: его можно так расписать... То же самое, наверное, и с этим портфолио будет.
Олег Ефремов: Да, совершенно верно: там можно создать такой образ, что просто вообще с оркестром будут встречать, с хлебом и солью везде, а по факту окажется, что полная пустышка. Конечно, умение отчитываться – это тоже талант, понимаете, но, увы, это талант, малополезный для других.
Петр Кузнецов: Очень много достается, доставалось, я думаю, будет доставаться как раз системе ЕГЭ, потому что говорят, что сейчас все заточены просто на этот самый результат, на баллы. Но не получится ли так, что все эти грамоты, медали – это же тоже, когда родители натаскивают ребенка с детства на все эти первые места, неважно где: на скрипку, после скрипки сразу на футбол, там тоже давай-ка это, медаль какую-то принеси, первое место надо занять...
То есть у этой медали в буквальном смысле две стороны: с одной, как без мотивации, без пинков в таком возрасте, как не предлагать что-то и не мотивировать, но с другой, не получим ли мы как раз вот того самого перфекциониста и достигатора, человека, для которого медаль серебряная просто трагедией будет и травмой на всю жизнь?
Олег Ефремов: Очень ценное замечание, Петр. Я, к сожалению, чрезвычайно часто вижу людей, которые своих детей просто замучивают и превращают в ментальных инвалидов именно постоянным стимулированием и требованием достижений. Здесь очень важно родителям найти золотую середину: да, подталкивать к хорошему, да, подсказывать, помогать, но ни в коем случае не превращать ребенка в средство для достижения каких-то целей, медалей, грамот, каких-то знаков отличия и т. д. Иначе вы просто получите больного человека, который в какой-то момент просто сорвется. И это, конечно, вопрос правильного воспитания, вопрос того, чтобы все-таки растить гармоничную, здоровую личность, а действительно не вешалку для медалей или не стенку для дипломов.
Петр Кузнецов: И, как мне кажется, еще важно вот эту очередную награду, какая бы она ни была, смыслом наделить, т. е. который будет прежде всего понятен ребенку, и это тоже, мне кажется, очень сложно сделать.
Олег Ефремов: Согласен. И очень важно, чтобы все-таки это соответствовало интересам ребенка, чтобы он действительно хотел получить эту медаль и понимал, зачем она нужна, и видел тот труд, который стоит за этой медалью или за этой грамотой, и понимал, что этот труд – то, что, в общем-то, соответствует его желаниям, наклонностям, способностям, дальнейшим жизненным планам, а не просто это выполнение очередного задания родителей и очередная галочка в их, родительских, достижениях.
Мария Карпова: Потом еще, мне кажется, очень важный тоже вопрос: не всем же быть активными, социальными – люди-то разные, характеры тоже разные.
Петр Кузнецов: Вот, совершенно верно.
Мария Карпова: Ну не хочу я ходить в кружки, я хочу дома сидеть, ходить на работу и возвращаться обратно, и в принципе в этом нет ничего плохого, если все устраивает. Вот это как будто бы вынуждают быть активными, разносторонними, но не все такие.
Петр Кузнецов: Подкреплю твое мнение еще сообщением из Волгоградской области: «Не понимаю, как это будет работать. А если ребенок умный, но не спортивный, если много читает, то, получается, институт ему не светит?» А те, кто занимаются только спортом, получается, они наравне?..
В общем, да, здесь такая спорная тема, действительно, мы только ее начали, у нас, к сожалению, нет времени ее дальше развить. Олег Анатольевич, спасибо, что вы нам помогли со стартом по крайней мере, в некоторых моментах здесь разобраться, прежде всего с философской точки зрения.
Олег Ефремов, кандидат философских наук, доцент кафедры философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Спасибо большое!
Мария Карпова: Спасибо!