Последняя электричка
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/poslednyaya-elektrichka-90792.html
Мария Карпова: Виталий Гаевский с нами на связи, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ, доктор наук по исследованию одноколейных транспортных средств.
Антон Липовский: Здравствуйте.
Мария Карпова: Виталий Валентинович, здравствуйте.
Виталий Гаевский: Здравствуйте, добрый день.
Мария Карпова: Виталий Валентинович, вот начали, мы все-таки эту тему затронули, оттолкнувшись от инициативы штрафовать перевозчиков за опоздание. Как вы к ней относитесь? Насколько, по вашему мнению, вообще этот вопрос актуален? (Наверное, кроме Москвы, мне кажется, в Москве более-менее все пунктуально.)
Виталий Гаевский: Кроме Москвы и Питера, наверное.
Мария Карпова: Ну...
Виталий Гаевский: И то в Питере есть проблемы в доставке пассажиров из периферии в центр.
Мария Карпова: Да, я думаю, петербуржцы нам сейчас напишут.
В общем, насколько это реально улучшит ситуацию? И как вы относитесь к такой инициативе?
Виталий Гаевский: Я сильно сомневаюсь, что это улучшит ситуацию, но контролировать перевозчиков нужно обязательно.
А по поводу того, какие маршруты, как они составляются, – это очень сложная проблема. Потому что есть федеральный закон об общественном транспорте и есть рекомендации... сейчас скажу точно, как они называются... «Методические рекомендации по разработке и планированию регулярных перевозок пассажиров и багажа муниципальным и межмуниципальным транспортом». В федеральном законе прописаны все взаимодействия и правила игры, а вот в этих рекомендациях четко указано, какие нормативы должны быть.
Допустим, как вот устанавливается на маршруте остановка? Там рассчитано, что человек (пешеход, пассажир потенциальный) не должен больше 500 метров перемещаться от своего места жительства до ближайшей остановки общественного транспорта, вот это жестко регламентировано. Количество остановок на маршруте нигде не сказано, но расстояния между остановками тоже прописаны, и там рекомендации такие: в городе где-то от 400 до 600 метров – это обычный автобус, троллейбус, трамвай, а скоростные – где-то от 800 до 1 200 метров между остановками. То есть вот это вот регламентировано.
Время между перемещением транспорта – это очень сложный параметр, потому что он рассчитывается... Вообще, создается по каждому маршруту, могу сразу сказать, целая комиссия, которая составляет паспорт маршрута. Туда входят муниципальные органы власти, ГАИ, представители дорожников и автопредприятий, потому что это очень сложный параметр, который нужно согласовать со всеми участниками движения.
И туда входит пассажиропоток, часы пик, т. е. когда наибольшая нагруженность на общественный транспорт, доступность переходам и пассажирам до вот этих остановок общественного транспорта. Протяженность маршрутов зависит от того, где места пересадки, от согласования различных типов общественного транспорта между собой, того же автобуса с троллейбусом, с трамваем, с метро, если есть, или с электричками... То есть очень сложный процесс.
И интервалы перемещения общественного транспорта между вот одним относительно другого, устанавливается минимальное время, если мы считаем наземный транспорт, где-то 5–10 минут, потому что то же метро ходит с интервалом где-то 1,5–2 минуты, а в час пик и того быстрее. На наземном транспорте так обеспечить невозможно перемещение, и зачастую это ограничение упирается в длину маршрута и в количество автопарка.
Ведь можно захотеть пускать автобусы каждые 2 минуты, 5 минут, но может оказаться, что в отдаленных городах автопарк ограничен, там два-три автобуса на маршруте и все, и тогда автоперевозчики должны рассчитать таким образом маршрут, чтобы, с одной стороны, наличное количество автобусов, которое есть в автопарке, обеспечивало перемещение по маршруту пешеходов и при этом допустимые нормы времени между каждым автобусом, т. е. очень сложный параметр.
Антон Липовский: Смотрите, ситуация-то на самом деле такова, вот из Ульяновской области пишут: «Всю жизнь транспорт является убыточной статьей расходов, только субсидии от государства, возможно, поправят положения регламентов». Сообщение из Тверской области: «Всем не угодить, всегда найдутся недовольные». И тут же из Чувашии дополняют: «А в Чебоксарах после 9 часов вечера вообще никуда не уехать, оставляют по одному транспорту на маршруте».
Мария Карпова: Да. Виталий Валентинович, на самом деле очень много сообщений...
Антон Липовский: И они разные, посмотрите.
Мария Карпова: Нет, в основном все-таки все недовольны транспортом. Какие бы вы еще проблемы обозначили сегодня с транспортом в городах?
Виталий Гаевский: Смотрите, основная проблема уже была обозначена даже на уровне правительства: 80% автопарка наших автобусов уже устаревшие, нужно менять автопарк, по большому счету, т. е. обновлять. Ведь зачастую автобусы опаздывают, просто сломавшись на маршруте. То есть пробки – это само собой, это как бы известное зло, оно во всех городах в час пик присутствует, но есть еще варианты сломавшегося автобуса.
А когда автопарк устаревший, когда не хватает, когда не закупают в достаточном количестве общественный транспорт, то чего делать? Остается на частников рассчитывать. А частные перевозчики, у них свои методы зарабатывания денег, им главное – это получение прибыли с маршрута, т. е. они свои маршруты согласованные...
Антон Липовский: Но их работу же тоже регламентируют.
Мария Карпова: Да, вот это просто тоже интересно, потому что у нас частный общественный транспорт ассоциируется [], это обязательно сразу плохо. Но это же не всегда... Действительно, как Антон говорит, их же тоже как-то контролируют, регламентируют.
Виталий Гаевский: Конечно, их контролируют.
Опять же, если честный автоперевозчик, частный он или общественный, он будет стремиться перевезти максимальное количество пассажиров максимально комфортно, потому что это своя репутация. То есть как бы там ни было, просто так нарушать репутацию могут только бесчестные перевозчики, а их просто нужно вылавливать, выявлять и наказывать, это обязательно. То есть контроль должен быть всегда и везде, безнаказанность рождает беспредел, это универсальное правило, которое должно в автоперевозчиках присутствовать обязательно.
Другое дело, что где-то до конца 1990-х гг. у нас автоперевозки были обязательными к сертификации, они контролировались государством очень жестко, а потом они перевелись в добровольную сертификацию, и сейчас они, скажем так, декларируются.
И вот жесткий контроль по автоперевозкам я бы сделал обязательным требованием, чтобы каждый перевозчик, частный он или общественный, четко фиксировал маршрут, это где-то фиксировалось типа сертификата какого-то на перевозки, и это жестко контролировалось государством. Это бы внесло больше порядка в автоперевозки, чем вот такая вольница, которая сейчас зачастую присутствует в городах.
Мария Карпова: Еще, если можно, вот совсем коротко, просто совсем времени не остается, из Костромской области сообщение, но я думаю, что не только из этой области могут жаловаться на эту проблему: «У нас 30% нехватка водителей автобусов, и те, кто устраиваются (я перефразирую то, как здесь написано), не совсем компетентные водители».
Антон Липовский: Не того качества сотрудники.
Виталий Гаевский: Да, это тоже беда. Профессионализм должен присутствовать, т. е. у водителя автобуса должна быть высокая квалификация, она в правах прописана, потому что он перевозит не только себя, а большое количество пассажиров.
Антон Липовский: Отвечает, конечно, за жизни.
Виталий Гаевский: Естественно, он ответственный, он отвечает за них. И нехватка водителей автобусов – это беда, их нужно обучать и расширять количество водителей, которые могут перевозить пассажиров.
Мария Карпова: А что, это нежелание идти в эту профессию или отсутствие мест, где могут выучиться на водителей?
Виталий Гаевский: Это в обычной автошколе можно обучиться.
Мария Карпова: Ну да.
Виталий Гаевский: Другое дело, чтобы получить права на водителя автобуса, нужно еще пройти стажировку в автопарке каком-нибудь. Вот это просто нужно развивать и позволять людям повышать квалификацию и обучаться на водителя автобуса.
Мария Карпова: Спасибо большое, Виталий Валентинович!
Виталий Гаевский был с нами на связи, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ, доктор наук по исследованию одноколейных транспортных средств. Спасибо вам большое!
Очень много сообщений...
Антон Липовский: Да, можно было бы и дальше обсуждать, но ограничены по времени: нам тут еще ребенка надо собрать в первое путешествие...
Мария Карпова: Да, это правда.