Петр Кузнецов: С Аллой Поповой продолжим говорить, кандидат психологических наук, профориентолог, сооснователь экспертного центра «Создатели», с нами на связи столица. Алла, доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте. Алла Попова: Доброе утро, друзья. Спасибо за приглашение, рада поговорить про эту очень важную тему. Петр Кузнецов: Мы с Машей предлагаем начать с особенности этого года. Вот мы уже начали говорить о том, что с прошлого года вступили правила приемной кампании, масштабной или нет... в любом случае мы этого коснемся... Что бы вы отметили из особенностей этого года, если мы заходим со стороны запроса выпускника школьного? Алла Попова: Запросы у выпускников на самом деле каждый год похожи, потому что хочется поступить на бюджет, хочется поступить на ту профессию, которая будет востребованной, которая даст возможность найти себя на рынке труда и получать хорошую заработную плату. В этом году и вообще тенденция идет к тому, что на самом деле немножко уменьшается количество бюджетных мест в вузах, и здесь есть такая сложность в том, что предсказать, сколько бюджетных мест останется, я так говорю, обычным, рядовым ребятам, сложно, потому что есть вариации у олимпиадников, и какое количество победителей олимпиад подаст заявление в тот или иной вуз, заранее предсказать сложно. Поэтому нужно готовиться к тому, что могут быть вот вариации с бюджетными местами. В этом году есть новая такая волна про эксперимент, который проводится в трех регионах России, в т. ч. в Москве, где выпускники 9-х классов сдают два экзамена и дальше могут поступать в колледжи. Это тоже такой хороший путь для большого количества ребят, который открывается уже после 9-го класса. Петр Кузнецов: Да, вот мы как раз говорили в одной из тем, что средние специальные учебные заведения, лицеи, техникумы, они очень одновременно в качестве растут. Это происходит все-таки почему? Усиливается преподавательский состав, меняются программы, или это как раз вот эти экспериментальные штуки нам тоже это позволяют сделать? Алла Попова: Вы знаете, тут сразу с нескольких сторон происходило изменение. Много лет назад, лет 5–6, когда в колледжи поступало мало ребят, у них был сложный период, им нужно было выживать, и вот в этот момент очень сильно изменилось обучение в колледжах, сильно изменилось образование в колледжах. Они стали сильнее, они стали более клиентоориентированными, они стали практико-ориентированными и показали нам, что обучение в колледжах действительно дает хорошее базовое образование. И сейчас, вот спустя несколько лет, мы уже видим отличную базу во многих колледжах, и практико-ориентированную, и теоретическую базу. И я абсолютно точно могу сказать, что в Москве, например, колледжи сильные, поэтому туда можно идти спокойно и дальше через колледжи выстраивать свой образовательный и карьерный маршрут. Петр Кузнецов: Алла, я думаю, что мы не будем здесь вот отрицать то, что сейчас диплом (не будем говорить так радикально, что обесценивается) стал расплывчатым: он не дает гарантий занятости не только по специальности (по специальности у нас и так много очень людей не работают), а вообще не дает преимуществ при поиске работы, причем любой. Вот в этом плане это меняет отношение сегодняшнего выпускника к сегодняшнему вузу? Алла Попова: Давайте будем все-таки говорить, смотря где работает выпускник. Если мы говорим про государственные бюджетные организации, то, конечно, диплом – это обязательная составляющая. Петр Кузнецов: Безусловно, такие монументальные сферы, как медицина... Алла Попова: Да. Если мы говорим про бизнес, то здесь больше опять же возможностей и диплом все равно открывает путь в определенную организацию. Дальше уже на диплом накладывается портфолио, т. е. тот путь, который прошел школьник до момента окончания школы и вуза в том числе. Туда складываются все достижения: участие в проектах, победы в различных олимпиадах или каких-то конкурсах, волонтерские движения... То есть школьник зарабатывает себе репутацию начиная сейчас уже с 1-го класса. Это все сохраняется в электронном дневнике, это все доступно, открыто любому работодателю. Поэтому диплом – это такой хороший вход, куда каждому нужно, конечно, наложить свое конкурентное преимущество. Мария Карпова: Хорошее сообщение из Тверской области, я тоже об этом думала, просто не знала, как сформулировать: «Для школьника важнее желание стать кем-то или востребованность на рынке труда?» Потому что вы в начале сказали, что сегодня ориентируются в основном заработком и востребованностью. Но если все будут думать только о заработке и востребованности, то у нас, не знаю, не будет учителей... Петр Кузнецов: Да-да-да. «В душе я биолог, но биолог не получает столько, сколько айтишник, поэтому придется помучиться». Мария Карпова: Да, медики тоже переведутся рано или поздно... Раньше, хорошо, не все, но мы как-то меньше об этом думали – мы думали о каком-то призвании: космонавты, пожарные... Петр Кузнецов: Журналисты, в конце концов. Алла Попова: Вы знаете, конечно, в идеале вот эти две вещи должны сойтись. Мария Карпова: Ну конечно. Алла Попова: То есть то, что мне нравится, и то, что востребовано на рынке труда, в идеале дает ту профессию, по которой я могу реализовать себя и развиваться в этом вдолгую. Есть даже формула в профориентации Евгения Александровича Климова «хочу – могу – надо», т. е. то, что я хочу, могу ли я это реализовать, и третья составляющая, кому это надо, кто за это будет платить. Поэтому вопрос денег далеко не самый длинный в плане мотивации. Вот здесь работают внутренние смыслы, любимое дело, и тогда человек всегда найдет место, где сможет заработать, показать свою силу, отстроиться от других конкурентов на этой части рынка труда и, конечно, много зарабатывать. Я абсолютно уверена, что в любой профессии можно зарабатывать хорошо, если ты хороший специалист, востребованный специалист. Поэтому в идеале совмещаем желание и востребованность рынка труда. Петр Кузнецов: Вот еще об одной в этом плане особенности современности хочется поговорить – то, что теперь сами (не скажу, что очень многие, но есть такая тенденция) работодатели все чаще берут на себя функции вузов, обучая уже на месте. Соответственно, и у соискателя уже формируется запрос, он хочет связывать свою карьеру уже с той компанией, в которой он начинает работать и обучается. Соответственно, условному МГУ предпочтут условную академию «Яндекса», потому что там с ней связана конкретная какая-то карьера. Вот хорошая это тенденция? Или все-таки у вузов свои функции, а у работодателя – свои и не нужно тут друг у друга отбирать трудовое поле? Алла Попова: Раньше это называлось целевым обучением, когда организация под себя выстраивала вот такой путь подростка, так скажу, начиная со школы. Сейчас практически все крупные корпорации уже выстроили вот такие треки. Это связано с тем, что у нас сложная демографическая ситуация, нас ждет вот эта яма перестроечная, молодежи мало на рынке труда, и крупные работодатели об этом задумываются заранее и простраивают вот эту дорогу, начиная от школы. И здесь далеко не все ведут ребят через свои образовательные учреждения как «Тинькофф», «Яндекс» или еще кто-то: очень много крупных работодателей заключают договоры с вузами, с тем же МГУ, Университетом Баумана, МФТИ и т. д. И понятно, что вузы дают хорошую базовую подготовку, там огромный опыт, там огромные традиции, там сильный преподавательский состав. И мне кажется, что вузы исключать из этого категорически нельзя, и многие работодатели это понимают. Поэтому опять же у ребят есть выбор: либо пойти в практику, вот в ту компанию, которая внутри какой-то организации, либо выстраивать классический трек, но с заранее оговоренными возможностями трудоустройства в конкретную компанию. Петр Кузнецов: Ну да, тот случай, когда не вместо, а вместе. Спасибо! Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Алла Попова, кандидат психологических наук, профориентолог и сооснователь экспертного центра «Создатели», и ее комментарий.