Правила для самокатов
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/pravila-dlya-samokatov-79555.html Руслан Арсланов: Давайте подключим к нашему разговору эксперта. Алексей Цивилев к нам подключился, руководитель санкт-петербургского отделения организации «Союз пешеходов». Здравствуйте, Алексей, рады вас видеть.
Вера Круглова: Здравствуйте, Алексей.
Алексей Цивилев: Доброе утро, «Общественное телевидение»! Рад, что вы радуете людей хорошим настроением.
Руслан Арсланов: Спасибо. Это наши зрители, как вы видите, делятся юмористическими в т. ч. сообщениями.
Скажите, Алексей, как часто самокаты мешают пешеходам? Есть какая-то статистика?
Алексей Цивилев: В Петербурге 13 миллионов туристов, и понятно, тротуары у нас очень узкие, они исторические, так получилось, и расширить мы их не можем. И в принципе настолько вот именно в центре города стало мешать, что тротуар для пешеходов, это стало трендом, и запрос от людей достаточно серьезный. Потому что самый главный опрос – это больницы: больницы все забиты пострадавшими от самокатов...
Руслан Арсланов: Ничего себе...
Алексей Цивилев: И к сожалению, самокатные компании говорят, что они делают какие-то выплаты, – этих выплат нет. Вот вы не спросили у человека, которому сломали ногу, руку, получил ли он хоть копейку, – ничего он не получил.
Руслан Арсланов: Мы этого не знали, да.
Алексей Цивилев: Здесь получается такое одностороннее движение с их стороны. Поэтому люди, конечно, требуют ограничений.
Вера Круглова: Вот нам пишут: «Доброе утро. У нас почему-то считают, что нужно сразу все запретить. Нужно воспитывать и учить правильно ездить». Машины запрещено, например, ставить на тротуары и газоны, однако как стоят авто на тротуаре, так и будут их ставить. Не получится ли так, что то же самое и с самокатами произойдет, что будут игнорировать люди?
Алексей Цивилев: Правильно, я тоже против однозначных запретов. Но вы поймите, они могут ездить сейчас по правилам по дороге, могут ездить по тротуару. Они выбрали тротуар, потому что там они более защищенные...
Вера Круглова: Безопаснее себя чувствуют.
Алексей Цивилев: Потому что при встрече с пешеходом страдает пешеход, а не представитель самокатного сообщества. Если они будут ездить по дороге, там, соответственно, будет страдать самокатчик. И они вот выбирают, чтобы сбивать пешеходов, но это не совсем справедливо. А вот если они выйдут на дороги, а по факту они мопед, конструктивно, по мощности, они будут одевать шлемы, они будут соблюдать ПДД, потому что понимают, что это все чревато попаданием в ДТП с серьезными для них последствиями. Поэтому, наверное, с точки зрения справедливости пусть ездят по дорогам, почему они выбрали тротуар?
Вера Круглова: Алексей, ну вот смотрите, запрет парковки самокатов в центре города, он же не решит до конца эту проблему, потому что ездить они как ездили, так и будут, скорее всего, ездить.
Алексей Цивилев: Если взять их статистику, а я этой темой занимался, у них среднее перемещение, вот они говорят, последняя миля, взяли американскую систему, миля – это 1 километр 600 метров, но в среднем у них от 1 до 5 километров, длина района гораздо больше, и понятно, что человек если не сможет по логистике припарковаться, он через это не поедет, скорее всего, т. е. это существенный удар по их компании. Одна из компаний (не буду называть ее название) уже заявила о том, что она в Петербурге 5 тысяч самокатов отзывает, т. е. это позитивная новость.
Вы понимаете, люди требуют ограничений, они говорят: «Когда вы наведете порядок?» И так или иначе самокатные компании все IPO, они все бизнес, они получают деньги, они говорят: «Мы больше выставим, акции вырастут, мы заработаем». Но так это работать не может, потому что с другой стороны это безопасность людей, и власть, конечно, должна прежде всего об этом думать.
Руслан Арсланов: Да, спасибо, мы с этим согласны.
А как по-вашему, вообще, какие инициативы сейчас еще рассматриваются, для того чтобы как раз-таки вот стало еще безопаснее непосредственно на дорогах?
Алексей Цивилев: Если мы уходим от темы, что их полностью запретить, первое, конечно, – нужно создавать велодорожки там, где это возможно, чтобы они перемещались как транспорт, опять же где это возможно. Второе – это то, что уже принят закон, штрафы огромные, там штрафы больше, чем у автомобилистов, вот это вот недавно Госдума приняла закон. Но чтобы он заработал, они должны идентифицировать, т. е. должны быть реальные номера, которые считываются камерами, чтобы люди автоматически, если вот вдвоем ездят, не соблюдают ПДД, сбивают пешеходов, идентификацию проходили, т. е. это то, что необходимо.
Вот эти две вещи, которые в основном необходимы: дорожки и то, чтобы было определено, кто ездит на самокате.
Руслан Арсланов: Это существенно изменит ситуацию, по-вашему?
Алексей Цивилев: Конечно. Когда человек будет бояться, когда он понимает, что он проедет как хочет с ребенком, получит штраф 3 тысячи, а с ребенком он еще... Между прочим, родители, помните, вам могут органы опеки [предъявить], что вы ребенка в опасное положение сделали, и с точки зрения родительских прав тоже об этом не забывайте, потому что это опасно, т. е. это запрещено: если это кто увидит, зафиксирует, то у вас могут быть проблемы. Езда вдвоем, пьяная езда... То есть если человек понимает, что он под камерами, под контролем, сразу идет соблюдение правил. Но это как бы вот с автомобилистами все работает, будет работать и с самокатами.
Руслан Арсланов: Ну да, вот я и хотел сказать, что на автомобилистах же это работает.
Алексей, спасибо вам большое за ваше мнение, за ваши инициативы, за вашу работу! Я думаю, что многие выдохнули и поняли, что безопасность на дорогах тоже будет для пешеходов. Алексей Цивилев, руководитель санкт-петербургского отделения организации «Союз пешеходов», был у нас на связи.
У нас есть сообщения. «Самокатам быть, вы не можете остановить прогресс. Сделать дорожки везде – вот решение», – из Ленинградской области такое.
Татьяна, Тула, до нас дозвонилась. Татьяна, здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Слышно меня, алло?
Руслан Арсланов: Да-да-да, мы вас слушаем.
Вера Круглова: Да, слышно.
Зритель: Значит, все, что предлагали до этого, – все это не работает. И самое главное, что для пешеходов остается стресс. Номера ли, скорость уменьши – все равно они летают. В общем, люди находятся все время в стрессе.
Вот у меня такое предложение. Если нельзя иметь отдельную дорожку, ну нет возможности, и если нельзя их вывести на проезжую часть, то можно, например, выделить (у меня просто предложение) одну треть тротуара, значит, с полным запретом выезда на пешеходную часть, потому что люди все время как бы дергаются.
И плюс, значит, установить двустороннее движение, потому что по одной трети им будет тесно, а если будет правостороннее и левостороннее движение, они будут умещаться. Вот у меня такое предложение, и с полным запретом выезда на пешеходную часть.
Руслан Арсланов: Татьяна, спасибо вам большое!
Вера Круглова: Спасибо вам, Татьяна, большое!
Руслан Арсланов: Мне кажется, предложение вполне рабочее.
Вера Круглова: Мне кажется, всегда, когда критикуешь, нужно вносить предложения.
Руслан Арсланов: Вот, это я тоже хотел сказать.
Вера Круглова: Но хочу свое замечание внести. Ты заметил, что, например, где есть пешеходные дорожки и есть здесь же велодорожка, сами пешеходы всегда почему-то предпочитают идти по велодорожке.
Руслан Арсланов: Да, часто нарушают, нарушают этот момент.
Вера Круглова: Вот тут вот этот вопрос еще.
Руслан Арсланов: «Возможно, мы относимся так к самокатам, потому что это что-то новое и непонятное и мы пока к ним не привыкли. Нужно время, чтобы они вписались в транспортную систему города и, возможно, появились дополнительные правила дорожного движения».
Вот давайте вспомним, как было с машинами. У нас есть видео 20-х гг. XX века. Вы можете посмотреть, как выглядят улицы. Прекрасно видно, что они переполнены автомобилями, гужевыми повозками, пешеходами, все это совершенно не похоже на какой-то организованный процесс: все идут когда хотят, где хотят, где-то перебегают... Вот тут и велосипедисты, и все... Да, трамваи, общественный транспорт...
А вот ситуация изменилась спустя некоторое время, буквально через 10 лет, у нас есть тоже видео, давайте посмотрим, как это выглядит. Здесь уже все совсем по-другому: мы видим, что есть и пешеходные переходы, есть светофоры, есть разметка, регулировщики и многое другое. То есть это такой вот хороший пример, когда появляется что-то новое и потом оно раз! – интегрируется в нашу жизнь и появляются определенные правила.
Вера Круглова: Да, но сколько лет прошло, сколько лет прошло!
Руслан Арсланов: Ну, мы же сейчас можем быстрее все это сделать.
У нас есть еще один эксперт, давайте подключим его теперь к нашему разговору. Как вообще кикшеринговые компании (это компании, которые предоставляют прокатные самокаты) работают, что они делают для того, чтобы самокаты стали безопаснее и удобнее? Давайте поговорим с нашим гостем Денисом Балакиревым, пресс-секретарем сервиса кикшеринга. Денис, здравствуйте, добро пожаловать в наш эфир.
Денис Балакирев: Здравствуйте.
Вера Круглова: Здравствуйте, Денис.
Руслан Арсланов: Денис, скажите, как вы работаете? Мы знаем, что плотно работаете с властями городов, потому что вот эти инициативы появляются, подписываются соглашения. Что еще вы делаете, для того чтобы движение было безопасным и чтобы пользователи кикшеринга соблюдали правила?
Денис Балакирев: Прежде всего я хотел бы сказать, что мы заинтересованы в этом ничуть не меньше, чем органы государственной власти, чем пешеходы, в т. ч. потому, что мы сами являемся пешеходами, мы сами являемся жителями городов, мы точно так же, сходя с самоката, идем пешком, пересаживаемся на автомобиль, т. е. здесь мы не исключены из этого процесса и прекрасно понимаем все острые вопросы, которые сейчас стоят. Безусловно, мы работаем над этим.
Вот важный момент, что сейчас есть небольшой информационный вакуум в отношении электросамокатов: негативные новости очень хорошо тиражируются, а все положительные инициативы почему-то замалчиваются.
Вот сейчас Алексей Николаевич рассказывал про проблемы в Санкт-Петербурге и сказал, что самокаты выбирают тротуары, хотя могут ехать по автомобильным дорогам. Здесь важный нюанс состоит в том, что есть официальные правила, в этих официальных правилах определен приоритет проезда по различным участкам дороги, т. е. если есть велодорожка, то, безусловно, надо ехать по велодорожке, если ее нет, то необходимо ехать по тротуару, это прописано в ПДД, и только если нет тротуара и велодорожки, тогда можно выезжать на обочину автомобильной дороги. То есть все регламентируется, все четко указано.
И вот как сейчас сказала зрительница из Тулы, это, кстати, действительно очень такое здравое предложение. Наверное, может быть, его тяжело осуществить вот именно в такой концепции, но очень хорошо, что действительно параллельно с критикой вносятся и предложения.
Здесь вот тоже есть важный нюанс, я хотел бы ей конкретно передать и всем жителям Тулы и, конечно же, других городов, напомнить, что есть специальный чат-бот «Самокаты: общественный контроль», туда каждый житель города может снять нарушение, которое он увидел, нарушение правил, совершенное на электросамокате. То есть если вы идете по улице, если вы увидели, как кто-то нарушает правила на электросамокате, просто сфотографируйте, запишите на видео и отправьте в чат-бот «Самокаты: общественный контроль». Этот человек получит штраф; если это не первое его нарушение или если это серьезное нарушение, то он будет заблокирован в сервисе.
При этом важно понимать, что даже опасное маневрирование по тротуару – это тоже нарушение ПДД, потому что в ПДД сказано, что на тротуаре главный – пешеход. Поэтому если кто-то едет на самокате по тротуару так, что пугает вас, что причиняет дискомфорт, просто запишите это на видео, просто отправьте эту информацию в чат-бот, и этот человек получит штраф как минимум.
Руслан Арсланов: А если вот едет самокат сзади вас и сигналит вам, чтобы вы его пропустили, вы имеете право как пешеход его не пропускать, я правильно понимаю?
Денис Балакирев: Совершенно точно. Главный на тротуаре... если вы идете по тротуару опять-таки, если вы идете не по велодорожке, вы об этом как раз говорили... – это пешеход. Звонок на самокате нужен для того, чтобы предотвратить ДТП, точно так же, как и в случае с передвижением на автомобиле. Просто так ехать, сигналить и рассказывать всем, что «вот я еду на самокате, пропустите меня», запрещено правилами.
Поэтому опять-таки, во-первых, вы можете не пропускать такого пользователя, такого управляющего самокатом, а во-вторых, если он действительно мешает остальным пешеходам таким поведением, опять-таки запишите это на видео и отправьте в чат-бот «Самокаты: общественный контроль».
Вера Круглова: Денис, скажите, вот нам телезрители пишут: «Нужно начинать обучать безопасному вождению на электросамокатах еще в школах, тем самым мы обеспечим безопасное вождение на электросамокатах». Как вы считаете, нужно ли людей как-то дополнительно этому обучать? И делается ли что-то в этом направлении?
Денис Балакирев: Безусловно, нужно, и опять-таки это очень хороший вопрос. Здесь, еще раз скажу, проблема состоит в том, что не вся информация об электросамокатах сейчас доступна. Мы как сервис выпустили специальное учебное пособие, т. е. это программа урока, правил дорожного движения при передвижении на СИМ. Мы ее передали абсолютно безвозмездно во все учебные заведения, в школы, в вузы, в ссузы. Я сам в качестве лектора выступаю с такими лекциями и в университетах, и в школах в том числе.
Важно понимать, что сейчас на самокатах кикшеринга можно по правилам ездить только с 18 лет, но, во-первых, чтобы несовершеннолетние пользователи не нарушали это правило, они должны знать об этом, об этом им надо рассказать в т. ч. и в рамках урока. Во-вторых, даже школьникам, даже несовершеннолетним совсем скоро исполнится 18 лет, они получат право ездить на электросамокате. Поэтому мы считаем, что в школах совершенно не рано рассказывать о правилах, поэтому, собственно, это делаем регулярно в течение учебного года.
Сейчас вот, пока идут каникулы, наши коллеги посещают летние лагеря оздоровительные, где тоже выступают с такими лекциями, где тоже рассказывают про правила дорожного движения.
Руслан Арсланов: Спасибо большое, Денис!
Вера Круглова: Отлично! Спасибо вам большое, Денис!
Руслан Арсланов: Видим, что тоже ведется работа.
Денис Балакирев, пресс-секретарь сервиса кикшеринга, был с нами.
Спасибо вам за ваши мнения! Видим, что вопрос серьезный, но как будто все двигается в нужном направлении, пусть так и будет.
Новости на ОТР, и потом продолжим.