Антон Липовский: С нами на связь выходит Юрий Николаевич Капштык, юрист-медиатор, специалист по безопасности дорожного движения. Юрий Николаевич, здравствуйте. Анастасия Семенова: Доброе утро. Юрий Капштык: Доброе утро. Антон Липовский: Ну вот у нас есть инициатива, есть различные юридические моменты. Давайте разберемся для начала, где вообще должны быть бордюры, насколько вообще, в целом законно убирать или устанавливать бордюры, потому что здесь, мне кажется, уже дискуссия должна и на этом уровне тоже вестись. Юрий Капштык: Во-первых, существуют требования ГОСТа по организации дорожной зоны, проезжей части, в т. ч. внутридомовых территорий. Внутридомовая территория должна подразумевать под собой возможность парковки автомобиля вдоль бордюра и проезда для машин, которые могут двигаться либо внутрь территории, либо дальше. Плюс ко всему, существуют требования по организации мест, которые нельзя занимать, это для экстренных служб (скорая помощь, пожарные), подъезды к таким местам должны быть обеспечены 100%, для того чтобы в экстренной ситуации машина могла подъехать. На самом деле парковочная проблема существует, и она существует очень большая. Пытаются сейчас разрабатывать различного рода варианты, когда при строительстве новых домов делают подземные паркинги, вместо имеющихся в жилых массивах различного рода гаражных кооперативов, мы помним, знаем, есть различные металлические сборные конструкции в виде гаражей, – вместо них организовать парковочные ярусы... Но это пока еще не решение проблемы, она решается достаточно сложно. И я просто обращу ваше внимание на то, что, допустим, даже при содействии и Правительства Москвы, и непосредственно заинтересованности и Собянина, и Дептранса в лице руководителя Ликсутова, приняты за последние 10 лет очень много мер. В частности, проезжие части расширены путем создания карманов, в жилых дворах также делаются подобные вещи. Проводились и пилотные эксперименты, которые уже внедрены, где в исторической части города делали даже вплоть до одностороннего кругового движения внутри двора, для того чтобы машины не могли, что называется, лоб в лоб по одной дорожке ехать и создавать трудности, т. е. запор внутри двора. (Звучит, конечно, дико, но так оно бывает.) Поэтому вопрос о том, как дальше это будет развиваться и решаться... Опять же, здесь нужно учитывать тот фактор, что все-таки даже организация подобных парковочных мест в виде подземных гаражей – это дополнительная нагрузка, конечно, и на застройщика, потому что это достаточно сложные технологические испытания, достаточно большие строительные объемы, но в то же время это и для них в т. ч. бизнес, они эти парковочные места продают. И негативная тенденция, которая наблюдается, вот по русской манере говорят: заставь дурака молиться, он и лоб расшибет. Когда дают возможность людям организовать парковочную какую-либо зону или паркинг вместо гаражей, «ракушек» и т. д., тут же сразу же все это переводится, якобы побыстрее продать, т. е. место человеку продают, хотя по факту ни за что. Антон Липовский: Согласны, есть такая проблема. Юрий Николаевич, собственно, с самой фиксацией. Штраф сейчас повысят, все ужесточат – как и кто это будет фиксировать? Юрий Капштык: Во-первых, давайте не забывать о том, что у нас существуют такие программы, как «Умный город», видеофиксация, плюс опять же видеонаблюдение на дверях внутриподъездных тоже уже переходит в разряд общего видеоконтроля. Во дворах в качестве безопасности устанавливают камеры наружного наблюдения. Ну и, естественно, непосредственно у самой дороги, которая вдоль жилых домов, также устанавливаются камеры. Хотя приведу пример о том, что эти камеры не всегда работают эффективно, потому что бывают сбои. Я так, например, лично, сам припарковал машину во дворе, будучи у друзей, а камера смотрела со стороны дороги на парковочное платное место, и в итоге мне вдруг прилетел штраф 5 тысяч рублей, якобы я припарковался, стоял и не заплатил за парковку. Пришлось достаточно потратить много усилий, для того чтобы доказать о том, что я не стоял на платной парковке, я находился внутри двора. Антон Липовский: Но опять же таки, камеры, камеры, камеры и, конечно же, свидетельства, понятно. Юрий Николаевич Капштык с нами был на связи, юрист-медиатор, специалист по безопасности дорожного движения. Спасибо большое! Ну и, конечно же, само городское пространство, насколько оно к этому готово, мы сейчас и с этой точки зрения посмотрим на этот вопрос. Ольга Гусева, градостроитель, эксперт по развитию территорий, с нами на связи. Ольга, здравствуйте. Анастасия Семенова: Доброе утро. Ольга Гусева: Здравствуйте. Антон Липовский: Вот смотрите, строится, вводится в эксплуатацию много жилья, много различных коммерческих объектов. Насколько мы вообще, в целом учитываем парковочное пространство и вот эту всю ситуацию с бордюрами? Хочется прокомментировать. Анастасия Семенова: Да, потому что видим по нашему опросу, что не хватает катастрофически парковочных мест, что хватает, ответили пока только 11%. Ольга Гусева: Как уже сказал эксперт до меня, действительно, для того чтобы построить достаточное количество парковочных мест, необходимо строить их подземными. И несмотря на то, что девелопер их может продавать, пока что еще наш народ не очень любит их покупать и стремится использовать пространство внешнее, вот эти вот парковочные места, которые т. н. плоскостные, вокруг дома, во дворах и там, где это возможно. Мы никогда не сможем угнаться за достаточным количеством мест, надо себе в этом признаться. Количество автомобилей растет значительно больше, чем может позволить себе город быстро адаптироваться, и эту проблему, к сожалению, никак не решить, кроме как действительно стремиться людей перевести на общественный транспорт. И город в этом смысле очень много делает, у нас как минимум в Москве очень комфортный общественный транспорт. А если мы говорим про то, надо ли обеспечить то количество, которое нужно всем жителям, то тогда у нас возникнет... Как в одном из городов России есть требование, что 1,5 машино-места на квартиру, и когда застройщик делает мастер-план, то получается, что у него больше нет ни прогулочных зон, ни общественных зон, у него есть только маленький двор, где детская площадка, а все остальное – парковки. Антон Липовский: И? Ольга Гусева: Мы же тоже не хотим допустить [такое], мы же хотим оставить ту комфортную среду, которую мы любим, мы хотим, чтобы все-таки зелени было больше, чем машин. Давайте мы будем любить себя и нашу жизнь больше, чем наши автомобили. И здесь вот, к сожалению, найти золотую середину будет очень трудно, особенно в городах, которые застроены. Анастасия Семенова: Если мы возьмем Москву и Санкт-Петербург, мы видим, что в Санкт-Петербурге очень узкие тротуары. С чем это связано? И мы видим, что в Москве идет тенденция, что за счет нас, пешеходов, расширяется проезжая часть, а тротуары урезаются, и, к сожалению, допустим, ни пройти ни проехать, если выйти на Невский в выходной день летом... Антон Липовский: Это правда, есть такая тенденция, и не только в Петербурге. Анастасия Семенова: Как тут быть? Ольга Гусева: Петербург становится жертвой своей исторической ценности. К сожалению, там действительно изначально, когда он проектировался, не рассчитывали, что мы будем так много гулять... Хотя, конечно, изначально проектировалось то, что будут ехать конные повозки и все остальные, будут дамы гулять в своих широких юбках. Но в свое время, когда возникла потребность в том, чтобы допустить туда автомобили, то, конечно же, были урезаны тротуары. В Петербурге я не знаю даже, как решить эту проблему. Там везде очень близко находятся дома рядом с проезжей частью, и если сокращать проезжую часть, то мы максимум можем выгородить полметра зачастую. Есть улочки в Питере, наверняка мы все их помним и знаем, когда и две машины разъехаться не могут, и тротуары очень узкие. Это вот ошибка той исторической ценности, которая была создана в свое время, и сейчас ее тяжело решить. Если мы говорим про то, что мы сейчас видим в Москве, когда опять-таки в свое время у нас расширили тротуары, мы могли совершенно спокойно там гулять... Антон Липовский: У нас полминутки буквально. Ольга Гусева: ...а сейчас начали урезать по одной простой причине – мы вдруг поняли неожиданно, для всех нас это стало непрогнозируемо, что СИМы [средства индивидуальной мобильности] станут полноценными участниками движения и для них тоже нужно проектировать пространство. Сейчас очень многие жалуются на то, что все мы пользуемся одним и тем же тротуаром, и, конечно же, возникает большое количество проблем и трагедий... Антон Липовский: Сейчас идет спор за него, более того скажу. Ольга, спасибо большое! Ольга Гусева, градостроитель, эксперт по развитию территорий. Мы, собственно, голосование же запускали. «В вашем дворе хватает парковочных мест?» – «да» ответили 12%, «нет» – 88%. Кто бы сомневался, называется... Давайте все-таки поживем – увидим, как это все будет внедряться. Анастасия Семенова сегодня была с вами... Анастасия Семенова: ...и Антон Липовский. Увидимся с вами уже завтра. Пока-пока! Хорошего вам дня!