Анастасия Семенова: Эти ребята нас и сподвигли на эту тему автопутешествий. В их биографии много регионов, где они уже побывали. Как им пришла в голову такая авантюрная идея, сейчас мы и узнаем. В студии у нас Александр Еликов, автопутешественник и Алексей Жирухин. Здравствуйте, друзья! Александр Еликов: Доброе утро! Алексей Жирухин: Доброе утро! Петр Кузнецов: Тоже автопутешественник. Два автопутешественника. Анастасия Семенова: Тоже автопутешественник. Два автопутешественника. Мужчин стало больше. Прекрасно! Петр Кузнецов: Вопросы по путешествиям (потому что я думаю, что в процессе, во время нашего разговора вопросы появятся) задавайте нашим гостям. 54-45, 8-800-222-00-14 – основные координаты. Можете хвастаться своими автопутешествиями. Это мы на WhatsApp уже покажем. Анастасия Семенова: Покажем обязательно. Вот мы видим: тот самый «Москвич» зеленого цвета. Почему именно эта машина достойна была оказаться рядом с вами, а вы с ней? И путешествовать именно на машине, которой ну, не три года. Хотя бы. Александр Еликов: Почти 28 лет назад я спер у папы именно точно такой же зеленый ижевский «Москвич» и отправился на нем в свое самое первое самостоятельное автопутешествие из города Новый Уренгой в город Тверь: 4000 км, середина 1990-х. Ни дорог, ни заправок, ни навигаторов – ничего. Бандиты на дорогах, к сожалению. Да. И вот та поездка, а я был вообще один, та поездка была настолько яркой и запоминающейся, что чем больше проходило времени, чем комфортней становились автопутешествия, тем больше хотелось вот тех эмоций, которые меня захлестнули тогда. И прошло какое-то время. Мало того: атлас – самое-то главное! Наш самый главный спутник – это советский папин атлас, по которому я тогда ехал, который все это время хранился дома, который все это время мне попадался на глаза. И в какой-то момент я его просто нашел снова в библиотеке. Анастасия Семенова: Притягивал, да? Анастасия Семенова: Да. Открыл и понял, что я хочу. Пришло время повторить этот путь – отправиться: Тверь – Новый Уренгой, в обратном направлении на таком же зеленом «Москвиче». Уже к этому моменту с Алексеем Жирухиным мы обговаривали эту тему, что я когда-то это сделаю. Он говорит: «Ну, если чо – зови». Вот и... Алексей Жирухин: Позвал! Анастасия Семенова: Нет! То есть Алексей готов был прийти на все готовенькое. Александр Еликов: Не! Не-не-не! Он готов был погрузиться как раз вот во все эти приключения. Потому что приключения начались, можно сказать, с первой минуты покупки этой машины. Машина была принципиально куплена за совсем недорого. На одном из сайтов была найдена, в Челябинской области. И наше путешествие началось в день покупки. То есть мы не готовили, не вкладывали какие-то большие деньги. Мы просто купили эту машину и поехали. Анастасия Семенова: Еще один вопрос. И посмотрим, как раз обзор о вашем первом путешествии. А как вы друг друга нашли? Вы же из разных городов. Алексей Жирухин: Ну, такие люди всегда друг друга видят издалека, как говорится. Поэтому в социальных сетях, что Александр, что я, очень давно пишем о своих путешествиях. Мы профессионально этим занимаемся. И рассказываем, как раз вдохновляем людей на новые какие-то поездки разными своими поездками. И поэтому мы давно общались. Мы уже до этого много раз ездили. И обычно первая поездка все решает. Как бы мы поняли, что мы очень, ну... Анастасия Семенова: Понимаете друг друга, да. Алексей Жирухин: Формат поездок очень нравится нам совместный. И потом возник «Москвич». И все. И уже два года «как в тумане». Анастасия Семенова: Два года как в тумане. Петр Кузнецов: То есть это не сама цель важна, да? А все-таки сам процесс? Александр Еликов: Конечно. Петр Кузнецов: Вот из пункта А в пункт Б. И вот что происходит за окном автомобиля. Алексей Жирухин: И те эмоции, которые мы получаем. Петр Кузнецов: Сейчас перейдем на обзор, Насть, который ты уже анонсировала. Пишут из Ульяновской области уже: «У нашего «Москвича-408» 1967 года выпуска только печка для обогрева и радиоприемник. Зато надежный, как танк!» Александр Еликов: Ну, есть такое. Анастасия Семенова: А теперь что, сюжет, да? Посмотрим, что же было? Одно из первых путешествий. Поехали! СЮЖЕТ Анастасия Семенова: Ну, это прекрасно! Мне захотелось к вам присоединиться. Но вряд ли вы меня возьмете с собой. Я не умею чинить машину. Но видео снимать есть кому. Петр Кузнецов: «Цвет машины кажется слишком ярким. Перекрашен?» Это вопрос, который интересует телезрителей и нас. Анастасия Семенова: Многих. Александр Еликов: Не, вы знаете, это родная краска, прям родной цвет. Машина неокрашенная. Анастасия Семенова: Вот это да! Алексей Жирухин: Вот вы знаете, очень часто говорят, что в Советском Союзе было вот очень хмуро и серо. На самом деле... Анастасия Семенова: И цвет «баклажан». Алексей Жирухин: Как раз именно в СССР были самые яркие машины. Александр Еликов: Да. Петр Кузнецов: Кстати. Кстати. Александр Еликов: То есть вот у этого такого «Москвича-412» – самые яркие раскраски. Петр Кузнецов: Оранжевый! Алексей Жирухин: Да. Рыжий, оранжевый, там желтый, зеленый, красный. А сейчас выходишь на парковку, и наш «Москвич» сразу виден. Потому что все остальные машины либо белые, либо серые, либо черные. Александр Еликов: Ну либо красные чуть-чуть. Анастасия Семенова: Как хорошо в торговом центре! Сразу найдешь и не будешь вспоминать, у какого столба ты встал. Расскажите, пожалуйста, какие еще были путешествия. И куда планируете? Александр Еликов: Да. Вот как я начал говорить, что мы отправились путешествовать: Тверь – Новый Уренгой. Мы приехали на Красную площадь. С Красной площади стартовали. Прям вот с самой-самой. Эта поездка получилась снова такой же яркой, как была та первая поездка. Мы просто ехали всю дорогу, и вот у нас смех не останавливался. Во-первых, машина начала ломаться, мы же ее только купили. Во-вторых, вы знаете, этот «Москвич», он дарит эмоции не только нам, а всем окружающим. У всех есть какие-то воспоминания из детства, из молодости о советских машинах, о таких «Москвичах». И мы поняли, что мы хотим продолжать дарить эмоции эти. И вот просто одна поездка в Арктику переросла в самое масштабное, в самое глобальное автопутешествие за всю историю СССР, России. Мы решили, что нам нужно проехать все абсолютно регионы, а их на данный момент пока 89. И мы же проехали 30, уже больше 30 тысяч километров. Петр Кузнецов: ...половине. Ну так. Я смотрел. Анастасия Семенова: Одна треть. Александр Еликов: Ну, вы знаете, самые сложные мы уже проехали: Чукотку и Камчатку. И Якутию. Петр Кузнецов: Вот. Тем более. Тем более. Дальше легче, да? Александр Еликов: Ну, мы будем надеяться. Анастасия Семенова: А сразу вопрос у телезрителя: «А что про дороги-то ничего не рассказываете?» Как они? Есть ли они? Петр Кузнецов: А давайте как есть: самые хорошие дороги где вот за все это время вам встречаются? А где самые плохие? Алексей Жирухин: Смотрите, мы как раз... Наша цель – показать доступный туризм. Потому что все в основном путешественники и блогеры показывают крутые внедорожники, дорогие какие-то, крутое там обмундирование и вот такие большие колеса. Мы же почему путешествуем еще на самой простой машине? Чтобы показать, что даже на такой машине, на самой простейшей, можно доехать практически куда угодно. И мы во вторую уже свою поездку этой зимой поехали на самый север Якутии: по зимникам, в самый северный населенный пункт Якутии и Дальнего Востока – Юрюнг-Хая. И мы показывали, что, во-первых, и на «Москвиче» можно доехать туда по зимникам. Петр Кузнецов: ... Да? Алексей Жирухин: Да. И не то что даже дороги хорошие у нас в стране, а даже зимники хорошие. То есть ты можешь практически до 73 широты (а это далеко за Северным полярным кругом) доехать на самой простой машине. И не нужны крутые внедорожники. И многие люди, которые нас смотрят – наши читатели, подписчики – они видят и начинают верить в себя. И они видят, что не нужно копить миллионы там, десятки миллионов рублей на крутые машины, там на переделки вот эти. Ты можешь взять ту машину, которая у тебя уже есть, и поехать на ней. То есть мы не пропагандируем, что нужно купить именно старую какую-то машину и поехать на ней. Мы говорим о том, что даже на такой машине можем доехать. А если мы можем, то вы тем более. Анастасия Семенова: Ну да, если у вас машине 10 лет, не стоит бояться. Потому что иногда сейчас даже вот телезрители многие пишут, что: «Купила новую машину. Даже на ней боюсь я отправиться, не знаю, из Москвы в Санкт-Петербург.  А если поломки, то что будем делать?» Вы сказали, машина сразу начала сыпаться. Где брали детали? Они есть? Действительно их можно найти? Александр Еликов: Удивительно, что практически в каждом регионе находятся ретро-любители, любители старых машин. И через таких людей мы находим, можно сказать, любые детали. Вот живой пример, один из последних: у нас взорвался в прямом смысле слова двигатель на Камчатке. Ну где можно найти двигатель? Петр Кузнецов: Взорвался двигатель? Александр Еликов: Да! Анастасия Семенова: Ну, то есть это все? Александр Еликов: Да, все! У нас, как говорят, «кулак дружбы» вылез из блока. И да, гром и грохот. Шум. Взрыв. И мы остановились. Дым, пар из-под капота. И тишина. И все! И двигателя нет. И ребята в тот же день, местные любители нашли мотор бэушный и тут же вызвались нам помочь его перебрать. То есть с нашего ... с нашего двигателя поставить на найденный. Все посмотреть, все обслужить его и поставить. И через три дня машина уже была практически готова. На Камчатке! Анастасия Семенова: А что вы делали эти три дня, пока машину ремонтировали и помогали вам? Это очень здорово, что люди подключаются, и вы не остаетесь одни. Петр Кузнецов: Взаимовыручка. На самом деле о ней много говорят. Анастасия Семенова: Да. Александр Еликов: Да. Петр Кузнецов: Я помню, что мы, когда обсуждали тему, мы пришли к выводу, что на самом деле взаимовыручка, она вот как лакмус. Это как раз помощь в дороге. Вот. И мы тогда предположили, что у нас очень много людей, которые ну просто мимо проехать не могут. Алексей Жирухин: Да. Особенно на Севере, на Дальнем Востоке. То есть это вообще в крови. Да? Петр Кузнецов: Да. Алексей Жирухин: Потому что края суровые. Петр Кузнецов: Это ж да, региональная еще особенность. Вот да. Наверно, в каких-то регионах проедут, а где-то вот просто вот как преступление – проехать. Анастасия Семенова: Потому что каждый..., простите меня, каждый понимает, что каждый может оказаться в той или иной ситуации. Петр Кузнецов: Конечно. Конечно. Алексей Жирухин: Причем на Камчатке нас помогли 500 километров эвакуировать из места, где у нас как раз сломалась машина. Вокруг медведей, можно сказать так. И вот мы спрашивали: «Сколько с нас денег?» И не взяли ни копейки. Вот что приятно. Анастасия Семенова: Браво! Петр Кузнецов: Я сейчас представил картину еще, такая монтажная склейка: и медведь даже помогает толкать. Выталкивает машину. Анастасия Семенова: И медведь толкает, да! И он людям говорит: «Отойди! Я сам». Это же те... Петр Кузнецов: Да. Александр Еликов: А вы знаете, чуть было не случилось. Потому что пока мы там около километра толкали машину до ближайшего перекрестка. И уже темнело. И я даже ребятам не сказал. Смотрю: слева шевеление. Вот. Анастасия Семенова: Боже мой! Александр Еликов: Думаю: «Не буду ничего говорить. Толкаем». Анастасия Семенова: Да. Чтоб панику не сеять. Петр Кузнецов: На яркий цвет вышел. Анастасия Семенова: А вы оказывали помощь? Приходилось? Какая это самая? Александр Еликов: Да! Конечно. Конечно. Не только нам. Не только нам помогают. И вот самый яркий случай, он очень известен, кто вот следит за нами – это мы спасли реально бензовоз от большого пожара на севере Якутии, на зимнике. Большая машина, 50 кубов везли нефть для поселка. И загорелась кабина. И водитель не смог ничего сделать. Анастасия Семенова: Ну, испугался. Шок. Александр Еликов: И мы. Да. Но мы оказались вовремя, реально. И вот все мы вчетвером плюс водитель, мы впятером успели лопатами, кто руками, кто чем, закидали снегом кабину. И огонь не успел распространиться на нефть. Это прям вот наша гордость, можно сказать. Алексей Жирухин: Да. Причем было -50 °С. Водитель, соответственно, оставался без машины. Да. Александр Еликов: Точно! Алексей Жирухин: И ему было некуда идти. То есть там, знаете, как в песне: «Туда – 500, сюда – 500». Анастасия Семенова: Да. Алексей Жирухин: То есть был риск гибели. И вот так случилось, что вот если бы мы чуть раньше проехали, то он бы еще не загорелся. А если бы вот чуть-чуть позже, то он бы уже выгорел. И, возможно, была бы экологическая катастрофа. Потому что полный. Анастасия Семенова: Конечно. Столько нефти. Алексей Жирухин: И причем это топливо для поселка, для обогрева. Анастасия Семенова: Поселок бы оказался без тепла. Алексей Жирухин: То есть остался бы без отопления, да. Поэтому вот сложилось все как сложилось. Мы пришли вовремя. Потушили. И вот не знаю, там местные жители окрестили чуть ли национальными героями. Потому что нас встречали в каждом поселке. Все уже знали нашу историю. Хотя у нас Интернета не было. Передавали из рук в руки. Петр Кузнецов: Давайте послушаем наших телезрителей. Они с нами на связи. Вот что заинтересовало Татьяну из Тюменской области, сейчас узнаем. Анастасия Семенова: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Татьяна, вы с нами вместе здесь, в студии. Почти. Доброе утро! Зритель: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Здрасьте! Зритель: Здравствуйте! Я живу в Тюменской области, село Омутинское. У нас в Омутинском есть точно такой же «Москвич» зеленого цвета. Точно такого же, наверное, года выпуска. Петр Кузнецов: Может быть, вы просто наших гостей видели? Проезжали мимо. Анастасия Семенова: Или это ваш «Москвич»? Зритель: Нет-нет! Это не наш. Это просто чей-то «Москвич» новый – все еще на ходу, ездит по селу. Такого же цвета. И, наверное, такого же года выпуска. Анастасия Семенова: Ну отлично! То есть еще раз доказывает ваш звонок, что не перекрасили вы машину. Что действительно такой он зеленый. На Чукотке ваш «Москвич» чуть не утонул. Что случилось? Алексей Жирухин: А! Это вот когда мы собрались на Чукотку, мы отправили сам «Москвич». Мы нашли способ, как попасть летом на Чукотку. Потому что зимой на Чукотку есть зимники. А летом есть такое понятие, как «северный завоз», и туда отправляют по реке Колыма баржи с грузами. То есть это стройматериалы, это продукты питания. И из поселка Сеймчан можно погрузить не только продукты, но и автомобиль. Вот то, что мы и сделали, собственно говоря. И он по реке Колыма в верховья реки уплывает и там приплывает к Чукотке. И вот когда «Москвич» приплыл, мы узнали, полетели уже за ним, чтоб продолжить путешествие. Оказалось, что именно в это время случился просто какой-то катастрофический потоп в Билибино. Такого не было никогда за всю историю. И просто город затопило. И мы вот до последнего момента, пока не увидели «Москвич», думали, что он тоже утонул. Причем смыло многие дороги. И мы даже вот не представляли, когда мы туда летели. Причем наш самолет на три дня задержали в Магадане, потому что затопилась... Анастасия Семенова: Взлетно-посадочная. Угу. Алексей Жирухин: В Кепервеем, да, полоса. И вот мы, когда прилетели, когда наконец-то увидели «Москвич» – сами работники порта, увидев, что начинается потоп, его перевезли на более высокое место, и вот благодаря этому он выжил и продолжил с нами путешествие. Вот такие путешествия. Анастасия Семенова: Вы какие-то волшебники. И вокруг вас какие-то волшебные истории. Петр Кузнецов: Потрясающе! Что интересует наших телезрителей на СМС-портале? Значит: «Откуда столько свободного времени?» Это раз. И два... Анастасия Семенова: Про жен вопрос. Петр Кузнецов: «Не нужны ли вам спонсоры?» То есть нуждаетесь ли вы в поддержке? Не знаю: предлагают помощь или нет. Просто интересно. То есть вот. Александр Еликов: Вы знаете, да, путешествие уже длится почти два года. Но мы не едем бесконечно, конечно же. Мы едем с перерывами. Примерно по две недели у нас получаются поездки. То есть вот в Якутию мы на Север, на самый Север Якутии, самый северный населенный пункт всего Дальнего Востока – Юрюнг-Ха, мы добрались за две недели. Потом оставили машину до лета. Дождались самого главного национального праздника Якутии – Ысыах. Под него специально прилетели, чтоб посмотреть на это. И отправились в Магадан. Тоже у нас вышло около там 10 или 12 дней. Потом снова, когда мы отправили машину на Чукотку, мы снова улетели домой работать. И примерно через месяц прилетели, уже отправились по Чукотке. Тысячу километров по Чукотке мы проехали за две недели. И вот такими перерывами мы, в принципе, и движемся. Поэтому и времени хватает: несколько раз в году. Петр Кузнецов: ... Конечно. Александр Еликов: Да, да, да. Алексей Жирухин: Да. У нас и цель – показать доступный туризм без больших бюджетов. Без спонсоров мы путешествуем. Мы путешествуем... Анастасия Семенова: Это как сверхзадача, вот вашего путешествия, вашего блога. Да. Петр Кузнецов: Да. Мы показываем, что путешествовать можно на любой машине. Алексей Жирухин: Путешествовать можно с друзьями. Просто мы вчетвером скидываемся на бензинчик, на проживание. И у нас нету каких-то суперподвязок или еще что-то. Нет партнеров. Мы сами ездим. И у нас цель как раз и показать, что любой житель нашей страны может вот так сесть на свою машину и доехать практически куда-угодно. И это не выйдет в миллион рублей. Анастасия Семенова: Тоже на СМС-портале спрашивают: «А что касается бензина, вы берете с собой?» Как-то вы, когда планируете путешествие, закладываете ли, что вот в понедельник 100 километров. Не знаю, во вторник – 700. Так: тут заправка, тут. Кто отвечает у вас за планирование? Александр Еликов: Ну конечно, за весь маршрут отвечаю я, как водитель, как механик и как ответственный за то, что мы проедем там все-таки на этой машине. Сейчас очень комфортно путешествовать по стране. Сейчас навигатор прокладывает даже по зимникам путь. Он показывает, где можно переночевать. Он показывает, где можно заправиться. Он, можно сказать, все показывает. Анастасия Семенова: Только медведей еще не получилось. Александр Еликов: И, конечно, мы планируем все в навигаторе следующие заправки. Но так как мы вот не только по асфальту путешествуем, а в том числе и по зимникам, то у нас, например, самый большой был перегон – это из Иркутской области в Якутию мы шли по зимнику через Усть-Кут в Мирный – больше тысячи ста километров. По зимнику. Ни одной заправки. И нам пришлось, конечно, просто завалить машину канистрами: около 180 литров мы взяли с собой. Анастасия Семенова: Опасненько! Александр Еликов: Ну да. Поэтому мы никто и не курим. Алексей Жирухин: Это вредно и опасно. Анастасия Семенова: Молодцы! Петр Кузнецов: Тоже вдохновляете. «Все равно это очень, наверное, дорого!» – телезритель из Рязанской области. Какие-то цифры по бюджету можем раскрыть? Александр Еликов: Да. Без проблем. Мы едем вчетвером. Причем у нас очень разношерстная команда. У нас есть Наталья Викторовна, наша пенсионерка. Да. Человек, который живет на пенсию. Петр Кузнецов: Бухгалтер. Александр Еликов: Да. Анастасия Семенова: Бухгалтер? Александр Еликов: Которая пережила онкологию. Которая просто обычный рядовой пенсионер с инвалидностью. Или там Дима вот у нас, наш руководитель экспедиции – он, можно сказать, вчерашний студент. И мы едем вчетвером, вскладчину. И вот по асфальту – средний расход у нас получается 10 литров на сотню. Как я всегда говорю: у нас два с половиной литра на человека. Если это посчитать в рубли, то получается достаточно экономично. Вот и весь расход. И все исходит из цены бензина в данном регионе. Алексей Жирухин: Да. Причем летом мы часто путешествуем с палатками и ночуем в палатках. Мы это показываем тоже. То есть это вообще бесплатно. Александр Еликов: Соответственно, да-да-да. В расходах статья одна убирается. Алексей Жирухин: Готовим мы часто сами. Тоже покупаем обычную еду, которую и дома покупаем. Поэтому самый главный расход у нас, по сути, это вот топливо. Все! Анастасия Семенова: А сколько вы вещей с собой берете? Если вы так... Ну, есть определенный: тебе вот столько места, тебе вот столько, а тебе – все! Александр Еликов: Есть. Есть. Анастасия Семенова: Есть, да? Александр Еликов: Вы знаете, уже вот все притерлись. Все настолько профессионалы стали в этом деле, что все нормально. На четверых там места хватает. Хотя, если посмотреть сверху на багажник, то там чего только нет там. У нас уже, можно сказать... Анастасия Семенова: Музей! Александр Еликов: Можно музей создавать подарков москвичам. Потому что нам где-то постоянно что-то дарят, и не очень соответствующее поездке. Анастасия Семенова: Например? Александр Еликов: То есть у нас две каски, фуражка. Очень много вещей. Анастасия Семенова: Ну, это люди от чистого сердца. Вот увидели вас. Александр Еликов: Да-да-да! Да. Анастасия Семенова: Как встречают? Кто знает, да? Александр Еликов: Очень, очень вот этими эмоциями открытыми. Вы знаете, как я всегда говорю: если вы хотите увидеть открытую, доброжелательную, добродушную и счастливую Россию, едьте на старом советском автомобиле. Вы увидите этих людей. Вы увидите эти эмоции. Вы увидите, насколько они гостеприимны. И вот просто... Анастасия Семенова: Но главное – найти, как вы, Александр, автомеханика, который будет помогать чинить этот автомобиль. Алексей Жирухин: Да. Вы знаете, даже крутыми внедорожниками уже никого не удивишь. Анастасия Семенова: Это понятно. Алексей Жирухин: То есть ты можешь приехать на дорогой машине и, ну как бы: «Ну, очередной...» Александр Еликов: И отношение уже другое. Алексей Жирухин: Да, такое: «Ну, понятно!» Анастасия Семенова: «Понятно все. Деньги». Алексей Жирухин: Да. «Богатенькие приехали». Когда мы приезжаем, это чуть ли не встречают... Анастасия Семенова: Каравай! Петр Кузнецов: Праздник. Уже, знают. Анастасия Семенова: Красная дорожка ковровая. Алексей Жирухин: То есть видят, что люди как бы не вот супербогатые. Что душевные, открытые. И мы же снимаем большое количество фильмов как раз про наши поездки и рассказываем о людях в первую очередь: о том, какие там люди живут, какие национальности. Что поесть. Анастасия Семенова: Все-все-все! У нас на этом время заканчивается. Спасибо вам большое! Хороших вам путешествий! Спасибо! Мы продолжим в следующем часе. Александр Еликов: Спасибо!