Анастасия Семенова: Иван Вавилин с нами на связи, начальник технического отдела компании по профессиональной приемке квартир, Екатеринбург с нами на связи. Иван, доброе утро, здравствуйте. Иван Вавилин: Здравствуйте. Антон Липовский: Приветствуем вас. Анастасия Семенова: Вы слышали, наверное, что вентиляция, розетки, ванна... Площадь не та, которая указана... Как быть? К кому обращаться? Иван Вавилин: Во-первых, наша рекомендация – это в любом случае приглашать сторонних независимых специалистов на первичные осмотры, для того чтобы все дефекты можно было выявить еще до подписания акта приема-передачи. К большому сожалению, в последнее время идет тенденция на снижение качества строительства в принципе по всей стране. Из-за нынешней ситуации государство идет на довольно-таки большие послабления застройщикам, потому что застройщик, так сказать, несущим локомотивом нашу экономику пытается поддерживать, поэтому государство идет на поблажки, за которые, к сожалению, приходится расплачиваться уже дольщикам. Анастасия Семенова: Хорошо. А что нам делать? Мы вот, допустим, к вам обратились, пригласили вас. Что можно обнаружить? С чего начать? Если вот площадь заявлена, многие об этом пишут, что вроде бы незначительно, 0,02, но как бы критично же, ты же за это заплатил, а где твои... ? Иван Вавилин: Здесь необходимо изначально ознакомиться с договором долевого участия, который вы подписывали. Там обычно указывается погрешность, которая договором устанавливается, на изменение площади. Некоторые прописывают в процентах, некоторые прописывают в квадратных метрах. Чисто по закону у нас допускается отклонение 5% от фактической площади квартиры, которая была прописана в договоре долевого участия и зафиксирована уже БТИ. Антон Липовский: Иван, у меня вопрос. Вы сказали, надо пригласить вот этого специалиста, – а какого специалиста? Кто он, инженер, оценщик? Где искать такого специалиста и как, главное, его качественно выбрать? Иван Вавилин: К большому сожалению, в последнее время очень много появилось, так сказать, специалистов с Avito, которые купили самый дешевый уровень, без какого-либо образования, без знания нормативной документации, выходят на, получается, осмотры, берут за это деньги и, к сожалению, либо намеренно, либо просто по незнанию не фиксируют какие-либо дефекты. Наша рекомендация самая главная – это поговорить, может быть, даже в чате жильцов, с дольщиками, которые уже провели осмотр, были какие-то рекомендации. Очень хорошо работает сарафанное радио, потому что, допустим, как у нас работает в компании, каждый дольщик, допустим, ему понравилась приемка, замечания зафиксированы, все прошло успешно, он уже своим друзьям рассказывает, как все прошло, и уже выбирают больше по отзывам и по медийной составляющей приемщиков. То есть чтобы приемщики также освещали свою работу и показывали ее уже на обозрение дольщиков. Анастасия Семенова: Хорошо. Придя в новую квартиру, вот у тебя чистовая отделка – что ты должен проверить? Ты же придешь с экспертом, я с вами приду. На что вы обратите внимание? Потолок, розетки? Если дверь открывается не так? Вы все это зафиксировали – дальше какие наши действия? Куда мы это отдаем? Давайте прямо вот поэтапно, постепенно. Иван Вавилин: Давайте, получается, с самого начала. Вас позвали на приемку, вас официально должны были вызвать либо письмом заказным, либо, получается, другими способами, которые прописаны в договоре долевого участия, то, что вы можете прийти на осмотр квартиры. Соответственно, вы приходите, допустим, со специалистом либо сами и начинаете полноценный осмотр помещения, получается. Во-первых, проверяются все плоскостные характеристики стен, напольного покрытия, монтаж оконных конструкций. В зимний период один из самых главных факторов – это проверка тепловизором на момент нарушения температурно-влажностного режима, продувание оконных конструкций и в принципе ограждающих конструкций. Также проверяется вся инженерка. То есть у нас в принципе осмотр стандартной квартиры без каких-либо излишков занимает около 2–2,5 часов. Анастасия Семенова: Немало... Иван Вавилин: Понятно, что в зависимости от количества замечаний и от площади время немного меняется, но в среднем 2 часа занимает, для того чтобы качественно осмотреть квартиру. Анастасия Семенова: Дальше что? Вы зафиксировали, что дверь не туда открывается, ламинат вздулся уже... Иван Вавилин: Далее, получается, все замечания фиксируются в акте осмотра, и данный акт осмотра передается застройщику уже для устранения дефектов. У дольщика есть два выбора: либо квартира принимается с замечаниями и с дальнейшим их устранением, либо не принимается до полного устранения всех замечаний. Разница в том, что если вы квартиру принимаете с замечаниями, то срок устранения 60 дней, вы уже платите за «коммуналку», можете квартиру эксплуатировать либо начинать какие-либо работы и уже, соответственно, параллельно застройщик замечания устраняет, либо согласовываете доступ в квартиру, либо вы оставляете, допустим, ключ для устранения. Главное, все это также необходимо фиксировать документально. Либо вы квартиру не принимаете до полного устранения всех замечаний. Но сейчас у нас есть постановление 2380, продленное постановлением 1917-м, о том, что квартиру можно не принять только при наличии существенных замечаний, которые влияют на эксплуатацию квартиры. То есть, допустим, из-за каких-либо мелких царапин и потертостей чисто юридически дольщик не имеет права квартиру не принять до полного устранения всех замечаний. И если у застройщика будут разногласия с дольщиком по перечню недостатков, то, согласно данному постановлению, между дольщиком и застройщиком согласовывается специалист уже из реестра строителей, который уже подтверждает либо опровергает наличие существенных замечаний по квартире. Анастасия Семенова: А ты можешь попросить денежную компенсацию и сам устранить эти недостатки? Иван Вавилин: Сейчас также, к большому сожалению, данные моменты у нас купируются со стороны законодательства, потому что у нас сейчас есть мораторий на выплату неустоек. Также, допустим, если у нас дом сдался с задержкой, к большому сожалению, вы никаких финансовых компенсаций за это получить пока не сможете, потому что у нас действует пока мораторий. Запросить стоимость устранения замечаний вы можете после того, как вы дали 60 дней на устранение застройщику, на безвозмездное устранение. Анастасия Семенова: У нас есть звонок, вопрос у Ирины из Псковской области. Здравствуйте, Ирина. Зритель: Алло? Анастасия Семенова: Ирина, слушаем вас, здравствуйте. Антон Липовский: Ирина, приветствуем вас. Зритель: Добрый день. Я бы хотела задать такой вопрос. Вот мы уже вселились, как бы прожили почти месяц, у нас все было нормально, и вдруг у нас появилась... Вызвали Роспотребнадзор, появилась большая влажность, 80% в комнате влажность. Антон Липовский: Ого... Зритель: Понимаете? Норма 30%, а у нас – 80%. Антон Липовский: Это многоквартирный дом, правильно? Зритель: Панельный дом, да. Антон Липовский: Спасибо. Иван, что делать, если уже месяц люди прожили? Все равно это же какие-то гарантийные обязательства? Иван Вавилин: Смотрите, получается, также у нас сейчас законодательство довольно-таки высокими темпами меняется, у нас гарантийный срок все снижается и снижается. Но на данный момент, соответственно, если уже люди в квартире живут, обычно у нас по 214-му федеральному закону гарантийный срок дается 5 лет на все капитальное строительство и 3 года на всю инженерку. Соответственно, дольщик имеет право передать данные дефекты в гарантийный отдел, соответственно, необходимо делать все официально, под входящий номер фиксировать, желательно не через приложение, которое часто бывает у застройщиков для фиксации каких-либо дефектов, а официальным письмом подавать все эти дефекты. Соответственно, застройщик обязан будет выйти на осмотр данного помещения, данный дефект либо зафиксировать, либо опровергнуть, и уже предоставить способы устранения данного дефекта и, соответственно, его устранить. Антон Липовский: Здесь просто вопрос, мне кажется, несколько глобальнее, Иван. Смотрите, когда мы говорим про чистовую отделку, это еще одно дело, а когда уже и мебель, и вообще все под ключ, ремонт сдан, мы говорим несколько о других объемах расходов людей, и здесь просто прийти что-то устранить, возможно, не всех устроит, потому что приобретение серьезное. Возможно ли в таком случае как-то вообще кардинально решить вопрос, потребовать другую квартиру или что-то? Анастасия Семенова: Иван, и прежде чем вы ответите, давайте даже покажем фотографии. Не будем называть компанию, это дом бизнес-класса, вот в таком виде сдают квартиру. Антон Липовский: Иван как раз сейчас тоже может увидеть. Анастасия Семенова: Вы видите, да, Иван? Иван Вавилин: Ага. Анастасия Семенова: Вот раз фотография, вот два... Это бизнес-класс. И вот три. Антон Липовский: Бизнес-класс. Я бы сказал, премиалка. Иван, в итоге, отталкиваясь от того, что я спросил, и того, что показала сейчас Анастасия, все-таки как-то более глобально можно вопрос решить? Потому что вложения-то серьезные. Иван Вавилин: Тут тоже интересный момент. За последние несколько лет законодательство очень сильно изменилось. Сейчас у нас также, если мне память не изменяет... это уже вопрос, так сказать, более юридический, не технический... можно будет взыскать с застройщика только 3% от стоимости квартиры с учетом всех неустоек. Антон Липовский: И все? Иван Вавилин: То есть, допустим, если квартира стоит 10 миллионов, соответственно, можно посчитать, сколько можно максимум компенсировать. К большому сожалению, этого не всегда хватит на устранение данных дефектов. Потому что в последнее время очень часто встречается у застройщиков такая риторика, как потребительский экстремизм: застройщики обвиняют дольщиков в том, что они, как говорится, борются за свои права. У застройщика есть время на устранение дефектов, соответственно, застройщики довольно-таки часто замечания в указанный срок не устраняют, поэтому уже дольщикам приходится выходить в судебные тяжбы. А застройщик это все называет потребительским экстремизмом, хотя если бы они строили нормально и устраняли замечания в срок, указанный в законе, соответственно, никто бы в суды не выходил и никаких этих проблем в принципе не было бы. Антон Липовский: Естественно. Иван Вавилин: Понятно, что есть небольшая часть людей, которые изначально идут, для того чтобы посудиться и отсудить какую-либо сумму, но в большинстве своем люди просто хотят получить то, за что заплатили. Антон Липовский: Конечно, 80% влажность... Смотрите, несколько сообщений из WhatsApp. Во-первых, все-таки пытаются люди добиться, какого человека приглашать, что это за должность у человека, в какой компании его искать, вот того самого специалиста, которого надо приводить в новострой. И соответственно, про слышимость межэтажную и межквартирную. Давайте с первого вопроса – все-таки что это за человек? Какая-то должность у него есть, или это просто строитель? Иван Вавилин: Тут больше зависит, конечно, от опыта. У нас есть регламент должности специалиста, у нас только при наличии разногласий по перечню дефектов, как раз про что я говорил, постановление 2380, продленное 1917-м постановлением, должен специалист состоять в реестре НОСТРОЙ [«Национальное объединение строителей»]. Антон Липовский: Ах вот оно что... Иван Вавилин: Вот. Но это только он должен состоять при наличии разногласий между застройщиком и собственником, соответственно, на первичную приемку может прийти и зафиксировать дефекты в принципе любой человек, как дольщик, так и специалист, который в принципе знает нормативную документацию и может грамотно это все сформулировать. Но, конечно же, мы рекомендуем выбирать строителей-профессионалов, у которых есть, так сказать, бэкграунд за плечами, есть отзывы реальных людей и открытый опыт и освещение их работы. Анастасия Семенова: Много пишут, вот, например: «За год до переезда в новостройку нам пришлось написать заявление на имя застройщика по причине протечки потолка, трещин, отсутствия раковины, и только через полгода все исправили». То есть это больше, чем те дни, которые вы указали. Ты можешь за это получить компенсацию или нет, что затянули срок? Иван Вавилин: Сейчас, к большому сожалению, у нас мораторий на выплату неустоек. Анастасия Семенова: Понятно... Иван Вавилин: У нас бывали случаи, что дома сдаются с задержкой по 9 месяцев, соответственно, люди при этом все время платят за ипотеку, платят за съем жилья, а застройщик, соответственно, либо не успевает, либо по каким-то другим причинам дом не передает. Соответственно, те же самые 9 месяцев, которые собственник платил за съем другого жилья и платил за ипотеку, никак не компенсируются. Антон Липовский: Да. Ну и вот я все-таки вторую часть своего вопроса еще раз адресую, это мы видели и в ходе нашего онлайн-опроса, и вот пишут: «Тетя, брат вселялись в новостройку – слышимость соседей такая, что просто хорошо слышны даже разговоры». Вот все-таки как с этим быть? Потому что мы знаем, что это становится настоящей проблемой, люди из-за этого продают квартиры. Иван Вавилин: Здесь по-хорошему необходимо смотреть на проектную документацию. Чисто юридически понятно, что у нас проходит экспертиза, допустим, именно при проектировании здания, т. е. там, по сути, все должно быть рассчитано правильно. Но бывает много таких моментов... Допустим, есть при обустройстве пола и стяжки должна стяжка разделяться демпферную лентой, примыкание и, соответственно, со стенами, также в дверных проемах. Вот, допустим, в какой-то квартире застройщик эту демпферную ленту не проложил, и у нас ударные шумы, получается, переходят со стяжки, допустим, на монолит и дальше уже распространяются по всему дому. То есть нарушения технологии разведения каких-либо работ тоже очень часто встречаются при приемке квартиры, а также уже и при дальнейшей эксплуатации. Поэтому даже если в проекте могло быть все посчитано хорошо и должно быть чисто документально в рамках нормативной документации, но такое часто встречается, что в каких-либо квартирах либо сами уже дольщики нарушают технологию укладки того же самого, допустим, напольного покрытия, либо также застройщики в рамках возведения данного жилого комплекса нарушают технологию, вследствие чего идет повышенная слышимость в квартирах. Антон Липовский: Да, слушайте, серьезно... А то ведь так купишь квартиру, а она вдруг превратится в коммунальную... Хорошо, спасибо большое. Ну и вот у меня есть вопрос про 1,5 года: «Дефекты не устраняют 1,5 года», – это вот как раз-таки тот самый зритель, который писал про просевшие ванные по всем этажам. Я так понимаю, есть какое-то официальное приложение; подают через приложение, я так понимаю, жалобу, по гарантии не исправляют уже 1,5 года. Что тогда делать, как быть? Иван Вавилин: Вот видите, как раз про что я также до этого говорил. Лучше все фиксировать с помощью заказных писем и все под входящий номер, чтобы ответы были официальными со стороны застройщика. Просто переписка в приложении не совсем, так сказать, корректный способ общения с гарантийными отделами, застройщиком. Поэтому ... вопрос более юридического характера... но, с моей точки зрения, лучше все это оформить в рамках досудебной претензии и направить застройщику уже на урегулирование именно официальным письмом под входящий номер, для того чтобы у нас пошел срок, получается, ответа на претензию, а не просто застройщик отписками в своем приложении, соответственно, общался с дольщиком. Анастасия Семенова: Иван, спасибо большое! Антон Липовский: Спасибо вам! Анастасия Семенова: Иван Вавилин с нами был на связи, начальник технического отдела компании по профессиональной приемке квартир.