Проблемы с парковкой?
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/problemy-s-parkovkoi-78295.html Руслан Арсланов: Как мы поняли из наших сообщений, действительно вопрос такой важный, он волнует многих. Ну и вот я думаю, что мы его обсудим сейчас с нашим гостем, который к нам уже присоединился, – это Мари Чичагова, урбанист, консультант по вопросам городского и регионального развития. Мари, доброе утро, здравствуйте, добро пожаловать.
Мари Чичагова: Анастасия, Руслан, доброе утро. Рада быть сегодня с вами в эфире.
Анастасия Семенова: Спасибо, и мы рады очень.
Руслан Арсланов: Да, мы тоже рады.
Мари, мы знаем, что сейчас российские города развиваются и благоустраиваются, туризм активно в городах развивается. Какие инструменты используются для решения вопроса с парковками?
Мари Чичагова: Слушайте, во-первых, надо сказать, что ситуация в разных городах, позволю себе тавтологию, разная. Потому что, в т. ч. если мы говорим про Москву, которая, в общем-то, является ключевым поставщиком туристов в России, т. е. очень много кто живет в Москве и любит путешествовать, соответственно, Москва сама является таким аттрактором. И в этом плане, если говорить про политику вообще работы с транспортом, вообще с городской инфраструктурой, которая в т. ч. позволяет транспорту по городу перемещаться, то тут можно сказать, что вопрос с парковками рассматривать как-то узко и сфокусированно исключительно на том, где оставлять личный автомобиль, было бы некорректно.
То есть если что-то, какое-то средство перемещения, например, автомобиль, становится более дорогим в эксплуатации, непонятно, где его оставлять, отсутствие парковок провоцирует какие-то недопонимания и конфликты, об этом ваши гости также говорили, то тут вопрос того, какие другие виды транспорта сделать настолько удобными, что человек может их выбрать, для того чтобы перемещаться по городу. И вот Москва в этом плане развивает активно общественный транспорт, и вот сюжет у вас был про сапы, соответственно, про воду и т. д. Это оригинально, но тут интересно, как это сделать не просто такой интересной историей, а какой-то такой практикой, которая позволит людям и туристам в том числе комфортно себя чувствовать.
Одновременно с этим, если говорить про туризм и проблему с парковками, абсолютно поддерживаю ваших гостей в том смысле, что, например, исторические центры городов, такие, например, как Суздаль, довольно популярный у туристов город, или Ярославль, фактически при приезде в центр вопрос, что все подъездные улицы заставлены автомобилями, и становится понятно, что какая-то абсолютно точно нужна политика, которая позволит проблему решить.
И в этом плане как раз такая диверсифицированная история, т. е. когда, с одной стороны, общественный транспорт удобный, с другой стороны, как-то выделены парковочные места... Понятно, их никогда не будет достаточно, но все равно они как-то, так сказать, компактно расположены... Вот была речь про многоуровневые парковки, например. Я знаю, что в мировой практике есть такие прецеденты, когда строятся парковки или наземные, или подземные даже, для того чтобы визуально города оставались привлекательными, а люди могли понимать, где парковаться.
Поэтому тут инструменты разные бывают, но понятное дело, что всем нам как просто горожанам, как жителям хочется, чтобы проблема была решена здесь и сейчас, и тут такой получается немножко разрыв между тем, как работают политики адаптации городов под новые условия, и запросом человека на то, чтобы комфортнее жить стало прямо в моменте.
Анастасия Семенова: Да, у нас многие телезрители пишут, что «такое ощущение, что машин вообще больше, чем людей, и из подъезда выйти просто невозможно», это вот даже написали нам из Кургана. А куда мы движемся? Что же будет? Машин скоро, через сто лет, уже, наверное, не будет, а что нас ждет? Куда мы придем?
Мари Чичагова: Слушайте, как говорит Щедровицкий в «Сколково» у нас, что любое городское развитие – это долго и дорого. И в этом плане тут сложно с ним поспорить, де-факто все XX столетие было посвящено тому, что города строились и ориентировались на автомобили. Понятное дело, что автомобиль личный – это удобно.
Но одновременно сейчас есть несколько трендов. Первый тренд – это переход на машины, которые используют не бензин, а скорее электричество для перемещения, это влияет на экологию, на качество жизни, на здоровье людей. Второй тренд – развитие в принципе средств индивидуальной мобильности, и тут это, понятное дело, отдельная история в том смысле, что это довольно новый транспорт и у людей во многом из-за того, что и городская среда не до конца адаптирована, и пользователи не всегда учитывают какое-то безопасное вождение, то тут есть вопросы, точки роста тоже... Поэтому, скажем так, особенно в теплых городах, в южных городах или в средней полосе России, мне кажется, это такая хорошая с точки зрения процесса история с транспортом, которая тоже будет все больше и больше интегрироваться, и территория, где такие сервисы и услуги можно будет получить, взять на прокат, велосипед, самокат или что бы то ни было, будет расширяться.
Дальше вопрос того, как, например, стимулировать людей пользоваться, например, общественным транспортом. Тут, знаете, работает метод и положительного стимула, т. е. де-факто, просто выстраивая маршрут, доехать из точки А в точку Б на общественном транспорте должно быть комфортнее, быстрее, и должно быть какое-то количество выборов, т. е. просто пользовательски тратишь меньше денег, быстрее оказываешься там, где тебе надо оказаться, меньше времени в дороге... То есть тут одни сплошные плюсы.
И вторая история – это когда постепенно повышается стоимость пользования личным автомобилем, в т. ч. из-за платных парковок, в т. ч. из-за понимания того, что не очень понятно, где этот личный автомобиль в итоге парковать, об этом очень много ваши гости сегодня говорили. В общем-то, это такая проблема не только центров городов, это вопрос в принципе любой городской жизни, а не, например, парковки у своего личного дома за городом. Поэтому здесь такой, знаете, постепенный, сбалансированный подход: с одной стороны, увеличение количества возможностей, с другой стороны, инвестиции в городскую среду...
И кстати, например... извиняюсь, мы говорим, конечно, про Россию, но в Москве, например, есть практика, что за те деньги, которые получает город от платных парковок, благоустраиваются придомовые территории, т. е. это тоже та инфраструктура, которая нужна жителям, и интересно, как перебалансируется городской бюджет в этом смысле, т. е. это все идет опять-таки на благо людей. Вопрос того, что зачастую горожанам не надо понимать эти процессы, им просто хочется решить проблемы...
Анастасия Семенова: ...здесь и сейчас.
Руслан Арсланов: Здесь и сейчас, да.
Мари Чичагова: Да, сейчас. К сожалению, так быстро это не случается, как привычка быстро не появляется какая-то использования того или иного средства перемещения, хождения пешком, еще чего-то, но это тот процесс, который сейчас абсолютно точно разворачивается в Москве и как следствие в городах, в центрах субъектов и в малых городах, исторических поселениях, которые в т. ч. туристически привлекательны. Поэтому будем смотреть.
Я очень надеюсь, что, конечно, какие-то тактические решения тоже будут найдены или управляющими компаниями, которые, собственно, обслуживают дома и, соответственно, должны обеспечивать в т. ч. возможность парковаться, и город и регион тоже будут смотреть на вопрос размещения машин, тоже как-то так экологично встраивая, сбалансированно, чтобы как-то опыт жизни, работы и отдыха в городе не был нарушен.
Анастасия Семенова: Спасибо большое! Мари Чичагова с нами была на связи, урбанист, консультант по вопросам городского и регионального развития, приглашенный преподаватель Высшей школы экономики. Спасибо вам большое!
Руслан Арсланов: Мари, благодарим.
Анастасия Семенова: Давайте подводить итоги. «У вашего дома легко припарковаться?» – «да» ответили только 33%, а «нет» – 67%. Мне кажется, делаем выводы.
Руслан Арсланов: Делаем выводы. Но, кстати, не такая уж и плохая статистика.
Анастасия Семенова: Неплохая.
Руслан Арсланов: Потому что вот как будто, мы когда общались, казалось, что у всех практически сложно...
Анастасия Семенова: Что будет хуже.
Руслан Арсланов: ...и в основном все хорошо только у тех, кто живет за городом или у кого есть гараж: они говорили, что «точно мы паркуемся, все в порядке», там было всего лишь пару историй. Но результаты такие.
Скоро продолжим.
Анастасия Семенова: Продолжим после новостей.