Петр Кузнецов: Уходящий год – год китайских автомобилей в России, как ни крути. В 2024-м они побили собственные же рекорды продаж, т. е. если сравнивать, видимо, с 2023-м. В одном августе только из автосалонов наших уехало больше 90 тысяч китайских машин, а по итогам года продажи могут перевалить за миллион единиц (ничего себе, да, миллион китайских автомобилей в 2024 году). Получается, эта зима станет такой вот уже первой настоящей, т. е. более масштабной, проверкой для вот этих купленных «азиатов». Подготовили ли они свою технику к нашим суровым условиям (иначе как Haval и Exeed планируют держать высокий спрос, если не такой клиентоориентированностью, согласитесь)? Эксперты нашего рынка уверены, что россияне будут все-таки реже сталкиваться с проблемами в эксплуатации «китайцев» в зимнее время года. А вот за счет чего это будет происходить или уже происходит, в чем вообще особенности обслуживания дружественных автобрендов в холода и морозы, мы будем выяснять до конца этого часа. Нам поможет Станислав Афонский, наш эксперт, основатель и генеральный директор компании «Трофи-лайф». Станислав, доброе утро. Станислав Афонский: Доброе утро. Рад приветствовать. Мария Карпова: Станислав, можно я вот так просто... ? Петр Кузнецов: Конечно, конечно. Мария Карпова: Чтобы не складывалось впечатление, что я вообще вышла из студии. Петр Кузнецов: Нет, ну у тебя же есть опыт, ты хорошо водишь машину. У тебя есть опыт вождения китайских автомобилей? Мария Карпова: Да, есть, да-да-да, есть один, небольшой. Петр Кузнецов: Каршеринги, кстати, позволяют протестировать и Exeed, и Haval, поездить и понять. Мария Карпова: Да. Но у меня небольшой опыт... Петр Кузнецов: Давай вопрос. Мария Карпова: «Китайское надо все запретить, все некачественное», – вот так просто, такое простое сообщение из Калужской области. Петр Кузнецов: Так, на чем будем ездить? На «Нивах»? Мария Карпова: «Волгу» предлагают. Петр Кузнецов: Ты предлагаешь Станиславу прокомментировать, нужно ли запретить или нет? Мария Карпова: Я хотела с чего-то начать. Петр Кузнецов: В общем, отношение к китайскому понятно, даже к китайским автомобилям, несмотря на то что альтернативы на авторынке пока не представлено, хотя, я думаю, мы о будущем поговорим еще: говорят, «японцы» тут возвращаются, поэтому «китайцы» ненадолго... В общем, давайте поговорим о том, есть ли вот эта проблема, о которой сейчас говорят, с китайскими автомобилями, особенно зимой? Или это в таких масштабах, я повторюсь, в этих масштабах единичные случаи, из которых образовался вот такой вот миф про китайские автомобили? Станислав Афонский: Я думаю, да, это причина такого резкого перехода. То есть если бы у нас было такое планомерное вхождение, а оно было бы все равно... Петр Кузнецов: Тут «немец», тут «китаец», тут... Станислав Афонский: Да-да-да, Китай бы потихонечку вытеснял и за счет рыночной конкуренции заходил бы на свою долю, наверное, это все было бы не так ярко. А здесь получается, что у людей фактически нет выбора, и, естественно, они начинают в этой ситуации переживать и более так, мне кажется, пристально и с некоторой такой долей скепсиса относиться к этому вопросу. Хотя, конечно, надо признать, что в целом машины хорошие, т. е. какие-то нарекания больше такого психологического плана. При этом я понимаю, что, безусловно, есть отдельные недостатки, отдельные проблемы, причем проблемы у каких-то определенных моделей. Петр Кузнецов: Вот можете назвать сейчас? Мы сейчас по жалобам пройдемся обязательно чуть позже, потому что я тут выписал себе жалобы как раз по форумам от владельцев той или иной китайской машины, мы прокомментируем. Но вот то, что вы наблюдаете, самое слабое место или топ-3 слабых мест китайских автомобилей? Или марок... Станислав Афонский: Я думаю, что топ-1, единственная проблема – это сервис, потому что проблема с поставками запчастей... Петр Кузнецов: Все еще есть, да? Станислав Афонский: Да, это и дилеры отмечают, и в целом это... Ну, собственно, это и замечают потребители, когда машина долго либо обслуживается, либо не может быть обслужена, либо какая-то запчасть, определенные сложности с ее поставкой присутствуют... Я думаю, что это основное. Потому что все остальные нюансы, они такого, локального характера. Если у какой-то марки, вернее, даже у модели, какая-то такая серийная проблема, она либо исправляется, либо эта модель, как говорится, уже уходит с рынка. Петр Кузнецов: А можете мне пояснить? Вот у меня, скажем так, хороший «немец», и когда «немцы» полностью ушли, мне говорили: «О, сейчас ты вообще обслуживать не сможешь». Очень много хороших альтернатив. Я не понимаю, что за запчасть... Ну, я, естественно, у неофициалов, хорошие неофициалы, которые специализируются на именно этом «немце», – все прекрасно: масло, фильтры, все есть в доступе. А что с «китайцами»? Можно приехать, вообще нет... ? Мария Карпова: Ты будешь 30 лет еще на ней ездить? Петр Кузнецов: Да-да! Я причем собираюсь на ней ездить, тем более что сейчас это... Самое интересное (сейчас мы куда-то перейдем в другую сторону), я никогда бы не подумал, что автомобиль может стать хорошей инвестицией, т. е. он сейчас стоит раза в 2 дороже, чем я его брал, при этом у него уже 130 тысяч километров пробега... Меня хорошо обслуживают... Я просто пытаюсь представить, так как у меня такой проблемы нет, ты можешь приехать на «китайце», тебе говорят: «Вот этой запчасти вообще не найдешь, аналогов нет». Так это происходит? Станислав Афонский: Да-да. Это как раз проблема того, что японцы, европейцы, американцы, у них такой длинный опыт работы в России, соответственно, какие-либо каналы налажены, даже в связи с изменением логистики каналы перестроились. А китайцы новые вышли на рынок, и этих каналов не было изначально, и сейчас они выстраиваются с большим трудом. Петр Кузнецов: То есть даже фильтр, например? Фильтр у них особенный, да. Mann-овский фильтр, который сейчас заменяет все, его не найдешь, он «китайцу» не подойдет? Станислав Афонский: Это от модели, конечно, зависит. Петр Кузнецов: Ага. Станислав Афонский: Здесь если говорить по конкретике, можно далеко уйти, но в целом это основная проблема. Потому что машина – это не какой-то такой законченный продукт типа стола, поставил и все: это все-таки некий такой полуживой организм, который требует замены амортизирующих запчастей и т. д. То есть автомобильная промышленность – это не поставка готового какого-то изделия, а это именно поддержка этого изделия, иначе это изделие через некоторое время как бы теряет смысл. И при этом можно здесь понять китайцев. Они понимают, что а долго ли они будут монопольно держать российский рынок... Петр Кузнецов: Вот. Станислав Афонский: То есть мы находимся как бы в заложниках вот этой вот ситуации. И если бы китайцы были уверены, что «окей, да, мы заходим и давай, все это можно выстраивать»... Петр Кузнецов: Всерьез и надолго. Станислав Афонский: Да, это был бы один подход. А здесь, получается, они правят балом и выбора здесь, получается, нет, т. е. такая ситуация шаткая. Мария Карпова: Я предлагаю разбавить наш разговор звонком от телезрителя. Петр Кузнецов: Ну, как наш... Наш. Мария Карпова: Наш. Сергей из Калининградской области, слушаем вас. Зритель: Да, слушаю. Мария Карпова: Это мы вас слушаем. Петр Кузнецов: У вас «китаец», да? Зритель: Нет, я просто имел возможность посмотреть, поговорить с «людями», которые эксплуатируют «китайцы». Скажем так, я сам более 30 лет эксплуатирую японские автомобили, и за это время их прошло у меня более 30 штук. Поэтому когда гражданин Афонский говорит, что там проблема в сервисе и все такое, – совершенно неправ. Как можно такие вещи говорить, как говорится, на голом месте? Тут проблема в том, что конструкция сама автомобилей совсем никакая. Слабенькая подвеска, слабенькое рулевое, нет никакой антикоррозийной нормальной защиты. По части полного привода часто очень стоят ненадежные вискомуфты и ненадежные роботы... И так далее и тому подобное. Это вообще не машины, а мусор, мусор, по большому счету! Бэушные японские машины, я вот эксплуатировал их долго на Дальнем Востоке, и я скажу, что это в десятки раз лучше всяких «немцев» и тем более «китайцев», потому что их ты сделать можешь любые ремонты своими руками, они надежные, они неприхотливые. А в старые времена они были вообще из слоеного железа, т. е. они даже не гнили. Тем же «немцам» об этом только можно мечтать. Потом, опять же сервис. Это в Москве, может быть, как говорится, можно эксплуатировать недорого «немца», да и то я не уверен в этом. Петр Кузнецов: В Москве недорого? Вы о чем говорите? Дорого. Зритель: Я имею в виду, что более-менее где-то поблизости можно взять запчасти и т. д. и т. п. Мария Карпова: Доступность, доступность запчастей. Петр Кузнецов: Точки есть, да-да-да. Зритель: Да. А здесь все берется с разборок, все в основном уже убитое, оно опять же ходит недолго. И сам по себе «немец» конструктивно сделан так, тоже сделан, скажем так, с просчетом и с расчетом на европейский рынок. Цепи растягиваются во многих двигателях привода ГРМ, ну и т. д. и т. п., не хочется сейчас конкретно залезать перечислять все это. Мария Карпова: Спасибо, Сергей, за ваше мнение! Петр Кузнецов: Станислав? Станислав Афонский: Ну вот нам позвонил эксперт японских автомобилей и все объяснил. Мы вроде бы китайские обсуждали, но «японцы» лучше. Дело в том, что проблемы есть у всех автомобилей, тут... Петр Кузнецов: Уж с ремнем ГРМ точно не только китайская проблема, научитесь относиться к нему как к расходнику. Станислав Афонский: Да. Если говорить о «китайцах», они, безусловно, молодые, т. е. некоторые компании основаны в 1997 году, та же Toyota основана в 1927 году, т. е. там разница чуть ли не столетие. Безусловно, это сказывается. Но в то же время «китайцы» многие купили уже себе и «европейцев», и все остальное, т. е. они покупают эти технологии и эти технологии будут внедряться. Поэтому так вот как бы оголтело говорить, что весь китайский автопром – мусор, наверное, было бы некорректно. Петр Кузнецов: И потом, много же все-таки автомобилистов, которые довольны. Станислав Афонский: Миллион автомобилей продано в этом году. Мария Карпова: Я хочу прочитать одно сообщение как раз в защиту китайских автомобилей, оно достаточно длинное: «Доброе утро. Четыре года назад вынуждена была продать...» Петр Кузнецов: Называй. Мария Карпова: «...премиальную японскую марку (скажем так), деньги нужны были для стройки, и пересесть на что-то другое, подешевле. Случайно выбор пал на «китайца», причем первый раз его видела на рынке. Был он даже не новый, а 3 года ему было, с пробегом 28 тысяч километров». Петр Кузнецов: О. Мария Карпова: «Была очень приятно удивлена. Думала, буду ездить год и через годик поменяю, однако 3 года на нем ездила, меня спрашивали, что это за машина, потому что в нашем городе таких было всего две. И вот год назад пришло время все-таки расстаться с ним. Выбор мой снова остановился на том же «китайце». Нисколько не жалею о выборе первого опыта. За 3 года 3-летний «китаец» не ломался ни разу». Петр Кузнецов: Зачитай, что за [марка]. Exeed? Мария Карпова: Changan. Петр Кузнецов: Продала Changan и купила себе Changan, да, тоже? Мария Карпова: Да, Changan. Петр Кузнецов: Вот, пожалуйста, 3 года, 28 тысяч... Мария Карпова: История. Петр Кузнецов: Пожалуйста, позитивный отзыв. Станислав Афонский: Опять же, мы можем всегда, в любой выборке найти и позитивные, и негативные [отзывы]. Мне кажется, основной момент здесь интересен будет в следующем году, потому что массово заход будет уже как 3 года, а 3 года – это примерно... Петр Кузнецов: Срок хороший. Станислав Афонский: ...цикл смены автомобиля. Будет интересно посмотреть, что произойдет с ценой на вторичном рынке, именно это будет определять определенный успех или неуспех. Петр Кузнецов: Да, они же, кстати, еще и на вторичке их берут. Мы сейчас просто говорили об автосалонах, имеются в виду новые, а еще и на вторичке происходит продажа... Станислав Афонский: Да. Петр Кузнецов: «Десять сезонов на Geely Emgrand X7. Грех обижаться, зимой тепло, летом комфортно. Двести тысяч, проблем с обслуживанием никаких нет», – из Оренбургской области написали. Из Ярославской: «Родственник купил подержанную корейскую машину, но не новую китайскую», – т. е. выбор между корейской и китайской. Я сейчас предлагаю пройтись все-таки по вот этим отзывам на форумах, они будут больше негативные, про то, что тут случается с китайскими автомобилями зимой. Опять же, эта зима, может быть, не слишком показательна будет, потому что она очень теплая у нас, судя по всему, будет, если так синоптикам верить, т. е. до минус 35, может быть, какие-то редкие дни будет доходить, а, как правило, для того чтобы «китайца» проверить, нужны прямо крепкие морозы наши суровые... Из того, что есть, – дефекты лакокрасочного покрытия. Здесь у меня вопрос. Понятно, что наверняка это все будет совершенствоваться, сейчас они работают над этим. Как можно это... ? Вот, допустим, китайский автомобиль не учел лакокрасочное покрытие, трескается, что оно, сходит так быстро от морозов. Что можно сделать своими руками, как подлатать? Станислав Афонский: Именно про лакокрасочное, что оно куда-то девается, – это, наверное, при деформации определенной. То есть тут ремонтировать правильно, наверное, это единственный совет. Петр Кузнецов: Укрепить, защитить, обработать заранее, нет? Станислав Афонский: Мне кажется, более частые претензии именно к антикоррозийному покрытию днища, откуда летит у нас и грязь, и... Поэтому если покупать новый автомобиль, то имеет смысл сделать этот антикор, такое и мы практиковали, и я слышал от людей, от владельцев. Петр Кузнецов: Сразу же. Станислав Афонский: Вот это, наверное, такой совет № 1. Петр Кузнецов: Очень специфическая проблема – редкие виды дворников. Значит, описывают люди историю, когда... Многие же ставят специальные зимние щетки, они там просто с большей площадью... Станислав Афонский: Бескаркасные. Петр Кузнецов: Их просто невозможно поставить на «китайцев», тут Chery называется, просто под него нет места. Вынуждены заказывать эти редкие дворники откуда-то. Китайцы говорят: «У нас нет зимних редких, мы можем как-то по аналогам...» В общем, они сейчас работают над тем, чтобы они поняли: «А, так, русским нужны же еще и щетки зимние...» Станислав Афонский: «У них зима». Мария Карпова: «У них еще и снег есть, у этих русских?» Станислав Афонский: «А что такое снег?» Петр Кузнецов: Здесь вряд ли что-то... ? Наверное, совет здесь – просто ставить зимние типовые какие-то щетки? Станислав Афонский: Честно говоря, я с такой проблемой не сталкивался. Я сам эксплуатировал «китайца» зимой, что-то какой-то потребности... Я и другие машины эксплуатировал... Петр Кузнецов: А вы ставите зимние какие-то особенные... ? Станислав Афонский: Нет. Петр Кузнецов: Я просто тоже. Станислав Афонский: Я вот, честно, не очень понимаю, о чем речь идет. Петр Кузнецов: Какой-то, видимо, запрос специфический. Станислав Афонский: Может быть, в Москве у нас не та зима... Петр Кузнецов: Да-да-да, видимо, это для тех, где очень много снегопадов. До звонка еще очень важный момент – поломка коробки передач или блоков ее управления, вот как раз у «китайцев» слабое место, да, я думаю, не только у «китайцев»... Станислав Афонский: Да. Это от модели зависит. Петр Кузнецов: Да. Чаще и быстрее выходят из строя вариаторы. Что можно сказать вообще по китайским АКПП? Станислав Афонский: Вариаторы, конечно, это... Петр Кузнецов: Вообще, это всегда считалось... Станислав Афонский: На всех машинах, не только на китайских, проблема. Петр Кузнецов: Когда слышишь слово «вариатор», все морщатся. Даже в автосалонах просто говорят: «Лучше возьмите тогда уж просто на механике, чем вариатор». Станислав Афонский: Я думаю, это ошибка автомобилестроения. Петр Кузнецов: Вообще, да, зачем это придумали, вот эту переходную историю... Станислав Афонский: Понятно зачем – это из-за цены. Петр Кузнецов: А, просто за счет этого чуть снижать? Но... Станислав Афонский: Да. Это как бы такой дешевый автомат... Ну, он дешевый автомат, поэтому этим все сказано. Петр Кузнецов: И не только в «китайце». Мария Карпова: У нас еще один звонок и тоже из Калининградской области, Вадим дозвонился. Вадим, здравствуйте. Петр Кузнецов: Калининградская знаешь почему? Потому что она чуть-чуть дальше от китайцев, чем мы все. Мария Карпова: А, да. Сейчас узнаем, насколько далеко. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Зритель: Доброе утро. Мария Карпова: Слушаем вас, Вадим. Петр Кузнецов: Как будто бы тоже с претензией... Зритель: Да, здравствуйте. Вот хочу высказать свое мнение по поводу китайских машин. В данный момент у меня Haval Jolion, эксплуатирую я уже его год. Наездил уже 25 тысяч километров... Ну, я бы сказал, по сравнению с... Наверное, нельзя называть марку европейскую, на которой я ездил? Петр Кузнецов: Можно, конечно. Зритель: Я ездил на Skoda Octavia... Вот у Haval Jolion, вы знаете, намного быстрее прогревается салон зимой, печка намного быстрее нагревает салон. Петр Кузнецов: Интересно, потому что... Во-первых, она огромная, а во-вторых, я как раз у Станислава, когда вот мы жалобы хотели разобрать, я как раз хотел одну из них зачитать, она связана с тем, что очень долго прогревается все это дело, вся электронка, салон. Хорошо, так. Зритель: Вот я довольно часто, я рабочий день провожу в машине, я работаю с автомобильными заводами, я поставляю, так сказать, наждачную бумагу, где машина красится; потом есть брак по покраске, ее выводят в ДЛКП, устранение дефектов лакокрасочного покрытия, в отдельный цех... Калининградский завод красит свои машины на 10 с плюсом, наверное, у них очень качество покраски... Калуга, был на Volkswagen в Калуге, 4, даже троечка качества покраски, я бы сказал. То есть машина Haval Jolion, мягкая подвеска в принципе, потому что я каждый четверг мотаюсь на завод в Тверь... Я с заводами работаю. Петр Кузнецов: Есть с чем сравнить на собственном опыте, вы довольны, да? Зритель: Да-да. Петр Кузнецов: Получается, нет какой-то проблемы, связанной именно с зимой, именно «китайца», нет? Зритель: Нет-нет, довольно большие морозы стояли в Москве, довольно сильные, и все равно намного быстрее, чем Octavia, прогревается, прекрасно едет и все. Я в принципе доволен машиной, я не ожидал. Салон мягче, подвеска мягче... Мария Карпова: Спасибо, Вадим! Петр Кузнецов: Спасибо! Зритель: И с запчастями тоже нет проблем. Вы знаете, первое ТО, естественно, к официальному дилеру, но я не ездил, так как имею опыт, я не езжу к официальному дилеру на первое ТО – я езжу туда, где как раз автосалоны покупают оптом все эти запчасти, я там обслуживаюсь. Петр Кузнецов: Тоже нет [проблем], ну замечательно. Зритель: Если у дилера, допустим, первое ТО будет стоить 24–27 тысяч, там я с учетом работы за 14 тысяч. Петр Кузнецов: Спасибо большое, спасибо! Вот вы несколько мифов опровергли. Станислав Афонский: У меня тоже есть опыт эксплуатации именно тоже Haval Jolion, при этом это самая младшая модель в линейке производителя, причем я ездил на Байкал, брал там в аренду, и мне тоже давали Haval Jolion, и я вот в Архангельск ездил, т. е. в разных местах... Петр Кузнецов: Прогнали нормально. Станислав Афонский: Да. И это было все зимой, и я даже попадал в январе вот в те самые лютые морозы, в минус 36 градусов, у меня все заводилось быстро, вообще без проблем. Петр Кузнецов: Электрика? Станислав Афонский: А ребята на старых автомобилях, Land Rover и пр., они даже специально меняли машину... Петр Кузнецов: Серьезно? Станислав Афонский: ...потому что не смогли завестись, т. е. там проблемы и с дизелем, и со всем остальным. Понятно, что Haval на бензине такой проблемы не испытывает, все быстро прогрелось, завелось с кнопки. То есть вот именно какой-то специфики зимней... Опять же, это будет зависеть от конкретной модели, потому что некоторые модели могут быть, условно говоря, для южных регионов Китая, просто это ошибка вывода на рынок. Это может быть просто какой-то, знаете, дефектный образец, ну не повезло... Говорить сразу «я купил «китайца», и он оказался плохим, значит, все «китайцы» плохи», наверное, не совсем корректно – просто это ошибка, есть ошибка выжившего, а это «невыжившего» ошибка, т. е. какой-то разовый случай и все. Поэтому... Петр Кузнецов: Отзывы о товарах, я прошу прощения: товары мельче автомобиля, но они тоже разделяются на тех, кому очень понравилось, а у кого-то пришла упаковка мятая и все... Станислав Афонский: Конечно. И не понравилось, и на тех, кто не пишет отзывы, большинство. Петр Кузнецов: Совершенно верно. У нас две минуты буквально, даже меньше, остается – давайте поговорим все-таки о 2025-м. Какие есть данные? Что все-таки ждет рынок? Будут ли «китайцы», кто-то составит конкуренцию? Как вам кажется, просто по вашим наблюдениям? Станислав Афонский: «Китайцам» составят конкуренцию другие «китайцы». Петр Кузнецов: А что за информация, кстати, про то, что «японцы» придут? Откуда они вдруг взялись? Или это какой-то вброс? Я вот тоже впервые услышал. Мария Карпова: Там была новость, что разрешили как-то частично экспортировать, но определенный двигатель... Мы брали это с Русланом, по-моему. Петр Кузнецов: То есть такое, плавное возвращение. Станислав Афонский: Там что-то вроде из серии каких-то гибридов разрешили... Мария Карпова: Да-да-да, именно гибриды. Станислав Афонский: Сначала запретили, а потом разрешили, а они как не продавались у нас, так как бы от этой новости ни горячо ни холодно. Петр Кузнецов: Но зато заголовок можно составить. Станислав Афонский: Это какое-то такое, да-да-да, какой-то такой полупиар непонятный. Это ничего серьезного, так скажем. Петр Кузнецов: Хоть какой-то шажок в сторону наших в 2025 году намечается? Станислав Афонский: «В сторону наших» – в смысле, российских автомобилей? Петр Кузнецов: Да-да, российских. Станислав Афонский: Имеется в виду... ? Петр Кузнецов: «Китайцы» и наши. Хоть какой-то вот туда уклон? Присмотримся к нашим, может быть, они тоже не так плохи? Станислав Афонский: Я думаю, что будет совершенствование, потому что это еще один год, проведенный в таких же вот условиях. Будет какое-то совершенствование рынка, совершенствование запчастей, на что все надеются. Потому что, по информации даже от владельцев автосалонов, если так ситуация продлится, нет смысла вести бизнес, потому что для них это будет как бы в убыток: запчастей нет, машины приходится выкупать обратно и пр., а тогда, простите, в чем смысл?.. То есть пока у «китайцев» есть вот эта возможность давления, но она будет, я думаю, потихонечку... Петр Кузнецов: Спасибо большое! Мария Карпова: Спасибо, Станислав! Петр Кузнецов: Станислав Афонский, основатель и генеральный директор компании «Трофи-лайф».