Психолог Андрей Зберовский: Для ребёнка, впервые отправляющегося в лагерь, нужно подобрать свою мотивационную кнопку
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/psiholog-andrey-zberovskiy-dlya-rebenka-vpervye-otpravlyayushchegosya-v-lager-nuzhno-podobrat-svoyu-motivacionnuyu-knopku-60350.html
Петр Кузнецов: Ну что, а мы долетели до нашего эксперта. Это Андрей Зберовский, психолог. Мы с ним разберем самые распространенные детско-лагерные проблемы.
Мария Карпова: Да, это очень важно, как подготовить ребенка к этой самой отправке.
Петр Кузнецов: Да, Андрей, вот да, с отправки и начнем. Нам пишут телезрители, до этого писали, мы зачитывали сообщения о том, что это должно быть по любви. То есть ребенок должен сам захотеть в лагерь.
Вопрос: если он там ни разу не был, как его настроить? Что ему говорить, при этом не приукрашивая, наверное, лагерь, а как-то и о минусах тоже нужно донести.
Мария Карпова: Маме с папой надо от тебя отдохнуть.
Петр Кузнецов: Подготовить как следует, или честно сказать?
Андрей Зберовский: Ну доброе утро, во-первых, нашим всем дорогим зрителям, слушателям, как тем, кто был в лагере, как тем, кто не был в пионерском лагере, тем, кто планирует ехать, отправлять детей, так и тех, кто не планирует.
Но на самом деле надо понимать, что ребенок, который в лагере пионерском, лагере отдыха, как сейчас мы говорим, не был, конечно, ему сложно понять, что это такое. И здесь надо подобрать ту самую мотивационную кнопку, которая у каждого своя.
Есть дети, которые очень любознательны, которым, соответственно, будет интересна опция, что в лагере отдыха будут какие-то дополнительные кружки, дополнительные секции, где большее количество времени будет уделяться тому, что ему нравится. По робототехнике, допустим, изучению истории, поиску там и ловле бабочек и так далее и тому подобному. Поэтому первая кнопка – любознательность.
Вторая кнопочка – это кнопочка коммуникации, общения. То есть есть безусловно очень общительные дети, дети, которые легко находят общий язык, и именно пояснение возможностей дополнительных завести себе новых друзей – это именно то, что для него, собственно говоря, надо.
Третье, есть ситуация с детьми, которые устают от гиперопеки родителей, от того, что родители их постоянно контролируют там все 24 часа, соответственно, в сутки, и они их, кстати, слушают.
– Дорогой ребенок, ты наконец-то… вот ты хоть считаешь себя взрослым, ты считаешь, что тебя мы немножко зажимаем в семье, чересчур контролируем. У тебя будет возможность быть больше предоставленным самому себе, и ты сможешь доказать нам, доказать самому себе, что ты стал более взрослым. Это твой тест на самостоятельность.
И для многих детей этот момент очень работает.
Есть дети, которым надоели городские джунгли, и которым очень хочется, ввиду отсутствия бабушки в деревне, побыть именно на свежем воздухе, посмотреть этих самых муравьев, жуков, букашек и так далее, соответственно, натуралистическая такая наклонность может быть для них привлекательна и позитивна.
Но самое главное, дорогие родители, которые нас слушают, у каждого ребенка есть свой мотивационный пуск, и вы его, как родители, наверняка знаете. Именно его и используйте, потому что я, как психолог, как семейный психолог, конечно, выступаю за то, чтобы дети набирались самостоятельности во время летнего оздоровительного отдыха в лагерях, и родители тоже немножко отдыхали.
Мария Карпова: Андрей, ну все-таки, допустим, все условия соблюдены, ребенок готов, отправили. Но ему там плохо, он звонит. Вот как мне было плохо: «Забери меня, мама, отсюда, пожалуйста!» Как… не знаю, нужно ли на это вестись, или все-таки надо сказать: «Нет, учись быть самостоятельным».
Петр Кузнецов: Терпи.
Мария Карпова: Терпи, да. Мы терпели.
Петр Кузнецов: Раньше времени не заберем, что бы ни случилось.
Андрей Зберовский: Есть 2 маленьких совета. Во-первых, если ребенок в первый раз едет в лагерь, то желательно бы на самом деле найти ребенку сразу компаньона. Имеется в виду то, что отправить с кем-то вместе из одноклассников, или там детей со двора, чтобы сразу человек поехал, ребенок поехал с кем-то для него знакомым и понятным. Это первое.
Второе: когда родители привозят непосредственно ребенка в лагерь, или соответственно на месте сбора детей, как правило уже есть понятный вожатый соответственно, который будет в этом лагере. Я, кстати, 2 сезона подряд, будучи студентом пед. университета работал вожатым, и это прекрасные, лучшие моменты там в моей, что называется, жизни, позитивно все.
Вожатые, как правило, добрые и очень воспитанные, внимательные, ответственные люди. И в этом смысле, если родители сразу подвели ребенка к конкретному вожатому, неважно там парень или девушка, сразу познакомили – вот это Маша, вот это Аня, это твой пионервожатый. Ребенок взял их за руку. Они сказали: «Ребенок, не волнуйся, ты будешь под нашим персональным контролем», – то ребенку сразу становится уже психологически спокойнее, и он понимает, что есть такой аналог там мамы или папы.
И дальше, третье, что важно, когда родители первый раз хотя бы приезжают к ребенку, как правило там на выходные, раз в две недели приезжают, то можно попросить ребенка вашего, чтобы он привел вместе на встречу с родителями своего друга или подругу, которые появились в этом отряде.
И родители здесь, общаясь не только со своим ребенком, но и с ребенком еще одним, мы укрепляем связь то есть ребенка с кем-то из друзей в лагере. Возникает более прочная такая связь, ребенку спокойнее. Опять же, он чувствует себя там не одним.
Мария Карпова: Спасибо большое, Андрей. Совсем времени не осталось.
Петр Кузнецов: Замечательная цепочка. Андрей, спасибо. Андрей Зберовский, психолог.
Мария Карпова: Да, был с нами на связи.
Петр Кузнецов: Подводим итоги опроса.
Мария Карпова: «Будете ли отправлять детей в лагерь?» – мы вас спрашивали весь час. Да – почти 70% ответили «да», нет 33%.
Петр Кузнецов: Так что, ребята, если вы нас смотрите, лагерь, так лагерь. Так решили взрослые. А потом уже вы за своих детей уже будете решать. Спасибо большое. Оставайтесь так или иначе, смотрите – в лагере тоже показывают «Отражение». Оставайтесь с нами. Мария Карпова.
Мария Карпова: Петр Кузнецов.
Петр Кузнецов: До завтра.
Мария Карпова: Пока.
Психолог Андрей Зберовский: Для ребёнка, впервые отправляющегося в лагерь, нужно подобрать свою мотивационную кнопку