Психология профориентации
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/psihologiya-proforientacii-89236.html
Мария Карпова: До начала основного периода Единого государственного экзамена остается чуть больше недели.
Петр Кузнецов: [барабанная дробь]
Мария Карпова: Хотя не надо сдавать, но руки трясутся, да? Согласна.
Петр Кузнецов: Не-а. Я легко сдал все.
Мария Карпова: А ты сдавал ЕГЭ?
Петр Кузнецов: ЕГЭ – нет.
Мария Карпова: А. Ну, я подумала...
Петр Кузнецов: Спроси меня про вступительные в институт.
Мария Карпова: Тебе не столько лет, за сколько ты себя выдаешь. Что?
Петр Кузнецов: Спроси, на сколько сдал я вступительные.
Мария Карпова: В институт, в университет?
Петр Кузнецов: Да – на 28 баллов из 30, а там проходной был 20. С запасом!
Мария Карпова: А 2 балла где?
Петр Кузнецов: По сочинению восьмерку мне поставили, не десять, а по остальным все десять. Ну и там еще был зачет не зачет.
Мария Карпова: Молодец, правда молодец.
Петр Кузнецов: Спасибо. Я учился в школе, да.
Мария Карпова: Так вот, традиционно в преддверии старта ЕГЭ проводятся различные опросы подростков на тему будущей учебы и выбора профессии. Так, большинство выпускников школ в этом году хотели бы продолжить учиться, что уже хорошо, уже похвально... Или нет, не знаю...
Петр Кузнецов: Занижены требования, да: хотя бы хочет учиться – и то хорошо уже... Да, обратила внимание, как мы к поколению новому относимся?
Мария Карпова: Опять же, это если мы говорим, что обязательно после школы нужно поступать. Наверное, это же не обязательно... Мы об этом спросим эксперта.
Петр Кузнецов: Да.
Мария Карпова: Для родителей, я думаю, да, это важно.
Петр Кузнецов: С новым уровнем, скажем так, профтехучилищ, да, согласен.
Мария Карпова: Да.
Чаще всего выпускники выбирают специальности в сфере инженерии, IT и науки. Многих ребят интересуют профессии, связанные с обществом, культурой и коммуникациями, такой топ.
Петр Кузнецов: Профессии, связанные с обществом, – это что?
Мария Карпова: Социология, наверное.
Петр Кузнецов: Ага. Телеведущий?
Мария Карпова: Это больше культура и коммуникации, наверное.
Петр Кузнецов: Думаешь, у нас культурные ведущие?.. Посмотри на меня.
Мария Карпова: Самые популярные предметы по выбору на ЕГЭ 2025 года – это обществознание, информатика и биология, что, собственно, и подтверждает вот эти выбранные профессии. Четвертое место занимает физика, пятое и шестое – химия и история.
Петр Кузнецов: Ага.
Мария Карпова: Но тут мы больше говорим о тех, кто как будто бы точно определился. Во-первых, я думаю, что есть выпускники этого года, которые до сих пор не совсем уверены в своем выборе профессии.
Петр Кузнецов: И говорят, мы сейчас это выясним, это нормально абсолютно.
Мария Карпова: Это нормально, да. Потом, есть школьники классов младше, которым вот-вот предстоит сделать свой выбор. Каждый школьник рано или поздно сталкивается с вопросом «Кем я хочу быть?», но как выбрать, когда меняются и интересы, и востребованные профессии? Как во всем этом разобраться? Плюс еще родители, простите меня, навязывают...
Петр Кузнецов: Родитель стоит, давит: «Ну определился?» – «Нет». – «А сейчас?»
Мария Карпова: «Определился». – «А это не та профессия. Мы хотели, [чтобы ты стал] юристом».
Петр Кузнецов: «Может быть, вот?»
Мария Карпова: Да-да-да. В этом знаешь, что поможет определиться? Профориентация. Да, помощь специалиста может понадобиться на самом деле в любом возрасте, но особенно актуален вопрос карьерного выбора для подростков.
Как помочь ребенку выбрать профессию? Об этом мы поговорим с Галиной Каплуновой, клиническим психологом.
Петр Кузнецов: Она наш эксперт. Доброе утро.
Мария Карпова: Галина уже спешит к нам в студию. Здравствуйте, Галина.
Галина Каплунова: Доброе утро.
Мария Карпова: Рады вас видеть.
Галина Каплунова: Доброе утро.
Мария Карпова: Галина, наверное, хочется начать с того, когда вообще, в целом ребенок, скажем так... наверное, он не должен, но когда желательно ему уже хотя бы примерно понимать то направление, в котором он хотел бы двигаться дальше в будущем?
Галина Каплунова: Это очень зависит от ребенка. Вообще, профориентация – это замечательная вещь, потому что на работе мы проводим треть нашей жизни...
Мария Карпова: Да.
Галина Каплунова: ...и очень здорово, если мы можем ее подобрать в соответствии с нашими интересами и сильными сторонами.
Давайте я, наверное, пройдусь по этапам взросления, для того чтобы родители понимали, когда акцентировать внимание на интересах ребенка.
Прежде всего нас интересует возраст 3–7 лет, а точнее, где-то 5–7. Это этап, когда ребенок много играет, он познает мир, окружающий его, через игру, через предметы. Поэтому сейчас в каждом городе есть такие центры профессиональные, куда ребенка можно отвести, он попробует быть пекарем, лекарем, врачом – кем угодно. И некоторые дети уже даже на этом этапе знают, кем хотят быть.
Дальше начинается школа, и это, конечно, этап, когда интересы ребенка растут в геометрической прогрессии. Новые предметы, опыты... Родителям нужно быть очень чуткими к тому, что ребенку нравится. Причем нравиться ему предметы могут интересным образом: например, ребенок может попросить красивую тетрадочку по физике или разрисовать учебник по истории – вот это уже будет показателем того, что ребенку это интересно.
И вот на этом этапе, с 7 до 12–13 лет, самое главное – понять сильные стороны ребенка. Родителям следует с ребенком общаться, рассказывать о своей работе и не приносить с работы негатив, а, наоборот, показывать результаты своего труда, что «мой труд полезен», «мне это нравится». Говорить, кем были бабушки и дедушки, смотреть фильмы, т. е. на примерах показывать, какие бывают специальности.
На этом этапе опять же можно уже подключать психолога: у нас есть небольшая батарея тестов, которая помогает понять сильные стороны. Потому что основная задача – понять, в чем ребенок силен, не акцентироваться на слабом, потому что если ребенок, например, не склонен к аналитике, не следует его отправлять на шахматы. Не надо развивать слабое – нужно акцентировать на сильном.
Мария Карпова: А если он хочет, с другой стороны?
Галина Каплунова: Если хочет, это совсем другое дело, потому что, извините, первая профессия – это как первая любовь.
Вот когда приходят взрослые и говорят: «Я хочу поменять работу», первый вопрос, который мы всегда задаем, – это: «Кем вы хотели быть в детстве?»
Мария Карпова: Ага.
Галина Каплунова: И очень часто даже в какой-то такой невероятной профессии, как лететь в космос, стать космонавтом, очень много таится секретов и понимания личности человека.
Мария Карпова: А если родители понимают, что нет склонности к этому, к тем же шахматам, но вот ребенку очень хочется, он даже хочет связать эту жизнь... ?
Петр Кузнецов: Как это, подожди? Если хочется, как родитель может сказать, что у него нет склонности? В смысле, ему хочется, но он проигрывает постоянно?
Мария Карпова: Ну не знаю, смотри, «хочу быть инженером», но ребенок гуманитарий явный, но хочет быть инженером.
Галина Каплунова: Ну пусть попробует.
Петр Кузнецов: Мне кажется, желание – это...
Галина Каплунова: Сейчас же очень много возможностей. Нам в школе что главное? – понять, куда ребенка направить, в какие кружки, на какие олимпиады, какие дополнительные занятия. Пусть он попробует. Вообще, лучше всего, единственный способ понять, что в жизни твое, – это этим позаниматься и попробовать. Поэтому смотрим за ребенком, за его интересами. Причем в этом возрасте, в таком школьном возрасте, интересы меняются раз в полгода, очень быстрая смена интересов, увлеченностей.
И потом мы подходим к самому важному возрасту, это 14–16 лет, когда уже помимо того, что родителям нужно быть бдительным, многие дети уже изначально знают, кем они хотят быть, к этому возрасту, но здесь уже можно подключить и психологов, которые сделают профориентацию.
Мы даем большую батарею тестов, т. е. первую встречу мы собираем анамнез, затем от шести и больше тестов, т. е. это надо потрудиться, чтобы их пройти, и исследуем личность на нескольких уровнях: что нам дала биология, природа; следующий уровень – какие появились защиты психологические, и этот уровень нам также показывает, насколько человек креативный, как он общается, насколько он склонен к депрессии, к стрессам, как он справляется со сложными ситуациями, т. е. такой общий портрет личности. И самый последний уровень, это когда уже полностью сформировано, где-то 16 лет, когда мы смотрим на ценности, мотивацию, т. е. что нас приведет к успеху.
Причем первый уровень, т. е. биологический, можно пройти самостоятельно, есть тесты, они в открытом доступе, Майерс – Бриггс, Голланд, Кейрси, их можно пройти всем, но... Они могут явиться подсказочкой, но, возможно, будут неполноценными, потому что без психологии все-таки профессии не бывает.
Петр Кузнецов: Сейчас обратимся к нашим телезрителям – задавайте, пожалуйста, вопросы, если у вас как раз они есть сейчас, если вы в процессе выбора, тем более что это не заключается в каком-то едином сезоне, это не полгода перед... [звонок] Вот, сразу же, видите, стоило обратиться...
Мария Карпова: Да, как быстро сориентировались.
Петр Кузнецов: Это не какие-то полгода, потому что вот мы сейчас обозначили очень важные этапы, это все постепенно, поэтому я думаю, что вопросы точно будут.
Мария Карпова: Звонок из Владимира, кстати, – наверное, по твоему сочинению. А, простите, Владимир в данном случае человек...
Петр Кузнецов: Смешно, смешно.
Мария Карпова: Владимир из Московской области, недослушала.
Петр Кузнецов: «Здравствуйте. На самом деле-то восьмерку-то я ему натянула...» Слушаем вас, Владимир.
Зритель: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Здравствуйте.
Зритель: Я хотел вам бы сказать про кабинет профориентации, как было вот в моем детстве, когда я перед школой... Это мне сейчас 55 лет, это было раньше. Это, я говорю, было очень замечательно, вот когда ребенок с детства, «Кем ты хочешь стать?». Кто-то – шофером, кто-то – пекарем, кто-то – врачом. И уже как-то в жизни есть цель, направленность. Это вот было очень хорошо, вот так вот...
Петр Кузнецов: У вас был такой кабинет, где вот тоже... ? А это что за специалист был, который спрашивал вас?
Зритель: Ой, вы знаете, я уже довольно не помню, уже прошло много лет...
Петр Кузнецов: У нас вот не было такого.
Мария Карпова: У нас тоже.
Петр Кузнецов: Я чуть моложе вас, но не было.
Галина Каплунова: На самом деле мог быть учитель.
Петр Кузнецов: Может быть, и учитель.
Вы к тому, что это очень помогало, действительно, эти вопросы, эта беседа вам помогла определиться, да, в данном случае, в вашем случае?
Зритель: Да.
Петр Кузнецов: А кем вы стали?
Зритель: Я водитель, но я хотел быть шофером, вы знаете, хотя я тоже и учился... Ну как-то вот я полюбил эту профессию с детства. Я уже 36 лет работаю водителем, за рулем. Вот какая-то направленность. А сейчас вот если детей спросить: «Кем ты хочешь стать?» – «Я не знаю». Ну вот как-то у ребенка нет направленности.
Петр Кузнецов: Ну, за всех не можем сказать, все-таки есть разные дети... Спасибо большое! Не отключайтесь, во втором часе мы как раз будем говорить о новом законе о такси, я думаю, вам тоже будет что сказать.
Мария Карпова: Галина, скажите, как выглядит результат работы специалиста? Не какую-то же конкретную специальность можно советовать подростку? Наверное, какие-то больше направления или... ?
Галина Каплунова: Вообще, это огромный миф сейчас существует, что профессия – это как вот моя вторая половинка, один раз и на всю жизнь.
Мария Карпова: На всю жизнь, да-да-да.
Галина Каплунова: Никогда мы не даем конкретные рекомендации, потому что результат – это большое количество тестов, сведенных в таблицы, которые (я про себя буду говорить) я совместно с ребенком исследую. То есть мы смотрим, как функционирует его мозг, какие доли мозговые активны, накладываем на его историю, и в конце концов получается список специальностей, которые ему подходят, в соответствии с данными, которые есть, сильными сторонами, с историей семьи в том числе. То есть это очень комплексная работа.
Мария Карпова: Насколько родители должны вообще внедряться в этот процесс? Насколько должны в нем принимать участие? Потому что мы знаем часто: «Хочу быть художником», – вот как тут пишут наши телезрители. – «Нет, получи нормальную профессию, потом занимайся чем хочешь».
Галина Каплунова: Это очень сложная тема, потому что родители правда очень часто в детях реализуют свои несбывшиеся фантазии, мечты.
Мария Карпова: Да-да-да.
Галина Каплунова: В том числе и психолог помогает отделить желания родителя от желания ребенка. Профориентация всегда проводится в присутствии родителей, потому что до 18 лет ребенок ходит с родителем, и в т. ч. в задачу входит объяснить, что ребенок, может быть, не может быть юристом, но зато он будет прекрасным инженером, и это тоже великолепная специальность.
Петр Кузнецов: Это работа с родителями тоже.
Единственный момент, сейчас у нас продолжатся звонки... Вы сказали, вот там момент был про то, что если ему не нравятся шахматы, не надо его туда, в шахматы, отдавать. Но есть же истории, больше со спортсменами связанные...
Мария Карпова: С музыкантами, кстати.
Петр Кузнецов: С музыкантами, вот эти, знаете... Я думаю, что вы тоже сталкивались с этим: «Если бы родители в свое время не запихнули меня в эту секцию... Насколько я им благодарен! Когда мне не хотелось, я через силу ходил, но благодаря им и благодаря тому, что вот пришлось преодолевать себя, я стал вот таким».
Мария Карпова: «Если бы не заставляли сидеть за роялем...»
Петр Кузнецов: Да-да-да, «я бы не был таким великим музыкантом».
Галина Каплунова: Я думаю, тут две составляющие. Первая: все-таки у ребенка была склонность, но в силу того, что он ребенок, ему хотелось играть, гулять...
Петр Кузнецов: Ему тогда казалось...
Галина Каплунова: ...поэтому он просто не уделял этому достаточно времени. Но склонность однозначно была, потому что, если нет склонности, сколько ни заставляй, толку все равно не будет.
Петр Кузнецов: Но тут тоже важно определить, это действительно родитель видит то, что не видит ребенок, которому хочется погулять, или это родитель, который пытается...
Мария Карпова: ...реализовать свои хотелки.
Галина Каплунова: Конечно. Поэтому это все должно быть в диалоге, всегда нужно слушать обе стороны, смотреть склонности, таланты, мотивацию в том числе.
Мария Карпова: Александр дозвонился из Забайкальского края. Александр, здравствуйте.
Зритель: Алло, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Доброе утро, добрый день.
Зритель: Здравствуйте, Галина, здравствуйте, ведущие.
Подскажите, пожалуйста. Вот благодаря моим родителям, бабушкам и дедушкам, они мне все дали в детстве, у меня все получалось: я несколько домов в жизни построил, я умею электросваркой, я умею водить машину... Как быть такому ребенку? Как помочь ему определиться с профессией в жизни в будущем, у которого все получается благодаря родителям?
Мария Карпова: Интересный вопрос. Спасибо большое!
Петр Кузнецов: То есть получается все.
Галина Каплунова: Как вам повезло, какая у вас хорошая поддержка! Вообще, для всех родителей: всегда поддерживайте ваших детей, потому что знать, что «у меня все получится», действительно открывает двери в любую специальность, в любую профессию. А дальше уже... Ну, вы же выбрали как-то свою профессию – значит, что-то у вас получалось лучше, к чему-то вы были более предрасположены. Это уникальный случай, когда у человека все получается, и действительно, такие люди сталкиваются с трудностями, когда все получается, что же выбрать. Профориентация тоже поможет.
Мария Карпова: Это нормально, если даже к концу школы подросток не определился с профессией? Ну не знает, что он хочет, и даже подумывает о том, чтобы, может быть, сделать паузу в обучении, в учебе, не поступать... Что, конечно, для многих родителей просто катастрофа.
Галина Каплунова: В целом, это нормально, потому что ребенок еще достаточно маленький. Вообще, в западной практике есть такой вариант, когда ребенок берет год и пробует себя в разных специальностях. Есть исследования, которые говорят, что это очень хорошо, потому что ребенок сталкивается с практикой; есть исследования, которые говорят, что это плохо, потому что ребенок не вернется в институт... Тут все очень индивидуально. Но действительно бывает, что ребенок не может определиться.
Прелесть в том, что вуз можно поменять, просто должно быть стремление. Тут большая на самом деле работа родителей: во-первых, дать ребенку какую-то свободу выбора, а затем направлять его, возможно, обратиться к специалисту, чтобы ребенка как-то подтолкнуть. Мы же все к чему-то предрасположены.
Петр Кузнецов: Некоторые, вот я читал, считают, что на самом деле многие абитуриенты в вузе ищут даже больше образ жизни, чем какую-то конкретную профессию, уже определяются с чем-то вообще на поздних курсах института, даже такое бывает.
Галина Каплунова: Такое, конечно, бывает.
Петр Кузнецов: И это тоже допустимый такой потолок.
Мария Карпова: Я так понимаю, что у нас есть еще звонок.
Петр Кузнецов: Да-да-да. Это Любовь теперь, нам подсказывают, Самара. Доброе утро.
Зритель: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Вопрос, пожалуйста, история?
Зритель: Я хотела бы спросить психолога. Существуют такие программы компьютерные, которые объединяют тесты, вот которые она перечислила, тест Голланда, и во всех школах сейчас есть компьютерные классы. Возможно было бы массово проводить такое тестирование на определение ориентации детей.
Мария Карпова: Отлично, да.
Галина Каплунова: Было бы замечательно, если бы это было введено в практику. Помимо того, что проводить тестирование, еще бы очень хорошо к этому добавлять все-таки индивидуальную психологию, чтобы понимать этого человека, видеть его сферически. И помимо этого чтобы обязательно приходили специалисты и рассказывали о специальностях, чтобы дети ориентировались в мире, который их окружает.
Мария Карпова: Вот как раз про психологов вопрос: «Здравствуйте. А вот моему внуку ничего не интересно, кроме телефона и планшета. Сколько ни спрашивала «Кем ты хотел бы быть?», говорит: «Не знаю». А какова роль психологов в школе? Они же должны как-то с детьми это обговаривать и беседовать».
Петр Кузнецов: Интересно, сколько внуку лет.
Мария Карпова: Да, тоже интересно.
Галина Каплунова: Очень важный вопрос, я очень его ждала, потому что это топ-1 запросов от всех родителей, как вытащить ребенка из электронного мира. Очень сложно. Давайте подумаем о себе: мы приходим домой уставшие с работы – что мы делаем? Все сидят в телефонах. Дети ничем не отличаются от нас: быстрая информация, короткая, интересная... Это сложно.
Если ребенку 15–16 лет, вот это вот уже сложности, и я рекомендую только к специалисту идти. Если до, ребенка нужно заинтересовать, нужно спрашивать, как у него дела, нужно с ним общаться... Он должен понимать, что он дома находится в кругу друзей, и тогда ему будет интереснее.
Опять же, либо профориентация, либо просто водить его по разным кружкам, заниматься каким-то спортом; грубо говоря, проводить с ним много времени, и тогда постепенно ребенок от этого отучится. Плюс дома должны быть строгие правила, что «мы ужинаем без телефонов», «мы гуляем без телефонов», и это значит, что ни мама, ни папа, ни ребенок не берут телефон.
Мария Карпова: Это уже другой вопрос. У нас часто и родители чуть ли не...
Галина Каплунова: Конечно.
Петр Кузнецов: А если у родителей работа связана с электронным устройством, с гаджетом, если это работа еще из дома, ну как тут ребенку понять, что родитель сидит не по работе?
Галина Каплунова: Ну я не верю, что нельзя 15 минут выделить.
Петр Кузнецов: Пятнадцать минут – согласен, конечно.
Галина Каплунова: Мы говорим: 15 минут мы играем, общаемся, обсуждаем, как прошел день, и никто не трогает телефон. Кто тронет телефон, есть наказание; не тронул телефон – есть поощрение. Таким образом постепенно ребенка отучают.
Мария Карпова: Плюс мне еще кажется, что, если нужно поработать, выходишь в другую комнату, работаешь, возвращаешься.
Галина Каплунова: Абсолютно верно. Если есть возможность, прекрасная идея.
Петр Кузнецов: Здесь есть убеждение телезрителя из Москвы, что проще определиться в больших городах, а в маленьких совсем другая история. Это все, вот то, что мы сейчас обсуждаем, – это все в мегаполисах проще, вот так.
Галина Каплунова: Вы знаете, и да и нет. Мы знаем истории, когда люди из селений переходили в большие города, получали образование и становились специалистами. Мне кажется, что с развитием телевидения, доступности информации в целом и в маленьких городах можно получать сведения о мире, который вокруг.
Мария Карпова: Из Удмуртии вот интересное сообщение: «Я не раз приходила на классный час в школу, рассказывала об интереснейшей работе инженера: учила читать чертежи, показывала, какой путь проходит деталь, чтобы стать частью уникального прибора. Больше половины класса поступили в технический университет», – это из Ижевска сообщение. Действительно, мне кажется, познакомить абитуриента, подростка, можно сказать, изнутри с профессией...
Галина Каплунова: Чудесная инициатива. Вообще, было бы здорово, если бы организовывались такие часы, когда все родители приходили, рассказывали о своей работе, у ребенка была бы гордость за родителя.
Петр Кузнецов: Я боюсь, что если я куски своих эфиров покажу, то никто не пойдет... Хотя, может быть...
«Мой сын хочет пойти учиться на тракториста, я его поддерживаю», – телезритель из Ленинградской области написал. Я не знаю, может быть, шутка или нет, но...
Мария Карпова: Нет, ну почему? Я думаю, что...
Галина Каплунова: Такая же специальность есть.
Мария Карпова: Может быть, в Москве это не очень востребованная профессия, но...
Петр Кузнецов: И еще пример из Самарской области: «Даже не мечтала, но выучилась на повара – работа понравилась. Еще продавцом, а затем на заводе до пенсии. Работала везде с желанием. Мне уже 76 лет», – это история про то, о чем мы говорили, что если мы выбираем, это вовсе не раз и навсегда.
Мария Карпова: Не на всю жизнь, не обязательно.
Петр Кузнецов: Это на этот этап, а дальше придет что-то свое.
Мария Карпова: Галина, спасибо вам большое!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Галина Каплунова была сегодня с нами в студии, клинический психолог.
Галина Каплунова: Спасибо!
Мария Карпова: Никуда не уходите: у нас дальше новости, а потом несколько очень интересных тем. Будет Эдуард Каневский, кстати, – задавайте свои вопросы о правильном образе жизни.
Петр Кузнецов: Активный музыкальный час, вот так мы его назовем.