Пушкину – 225!
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/pushkinu-77960.html Антон Липовский: Также у нас есть на связи эксперт Андрей Владимирович Щербаков, директор департамента научной деятельности государственного института русского языка имени Пушкина, кандидат филологических наук, доцент. Андрей Владимирович, здравствуйте!
Андрей Щербаков: Доброе утро! И с праздником всех нас!
Антон Липовский: Я только хотел сказать, сорвали, да, с праздником!
Анастасия Семенова: Присоединяемся, и вас! Спасибо!
Антон Липовский: Да. Ну давайте все-таки, наверное, еще раз, пусть это будет 225-й раз, но тем не менее, почему так значим Пушкин для нашей вообще литературы, для русской классики, для русской поэзии?
Анастасия Семенова: И для русского языка.
Антон Липовский: В частности.
Андрей Щербаков: Русского языка, да, Пушкин, конечно, важен. Потому что Пушкин – реформатор русского языка, и, по сути дела, он, ну в общем, очень многое сделал своими произведениями, прежде всего, для того, чтобы сформировался русский литературный язык, вот тот литературный язык, который сохраняется, естественно, с изменениями, но до сих пор.
И это действительно такая большая заслуга Пушкина. Но есть еще и другой момент. Пушкин стал, вообще-то, символом России, символом русской культуры.
Антон Липовский: Безусловно.
Андрей Щербаков: И когда за границей у людей спрашиваешь, что вам приходит на ум, когда вы говорите о России, то, конечно же, среди прочих слов вспоминают фамилию Пушкина, прежде всего.
Антон Липовский: Да, это совершенно точно. Ну а какая школа стоит все-таки? Что это были за такие яркие изменения, которые он привнес в русский язык? Ну и, соответственно, что такое – язык Пушкина для нас?
Андрей Щербаков: Ну, какие изменения? Пушкин, конечно же, сделал русский литературный язык более демократичным, в отличие от литературной формы русского языка, которая существовала до начала XIX-го века. И если вы почитаете произведения поэтические, прежде всего, то вы увидите там очень такую тяжеловесную лексику, очень много старославянизмов и так далее.
Пушкин сделал русский язык более простым, демократичным, более понятным своим современникам. И в этом его, конечно, большая заслуга. Ну и потом Пушкин, конечно, реформатор в плане жанров, литературных жанров.
Потому что, если мы вспомним, то у Пушкина есть лирические произведения, драматические произведения, и новая форма – роман в стихах «Евгений Онегин». Пушкин – автор сказок и много чего еще. То есть это действительно величина, это гений, иначе не скажешь про него.
Антон Липовский: Сообщение только что пришло: «Если бы не Дантес, то Пушкину сейчас было бы 225 лет». Но если серьезно, скажите, вот собственно, почему Пушкин превратился в «наше все»? В итоге вот даже…
Анастасия Семенова: Когда настал такой момент?
Антон Липовский: Даже такой тезис. Когда это произошло? И получил ли Пушкин должное при жизни, как вы считаете?
Андрей Щербаков: Я думаю, что получил признание при жизни, безусловно, потому что Пушкин был своего рода медийной личностью своего времени. Он был знаком со многими своими современниками, естественно, представителями дворянского сословия.
Образование он получил в элитарном учебном заведении, в Царскосельском лицее. Его учителями были выдающиеся люди того времени, начиная от Державина или, например, преподавателя словесности и риторики Кошанского. То есть Пушкин получил блестящее образование.
Он был при дворе императорском. Ну не знаю, Пушкин действительно стал всем для русского языка и русской культуры. Но вот эта фраза, которая принадлежит Аполлону Григорьеву, была впервые использована в 1859-м году, то есть в год 60-летия Пушкина.
Понятно, что Пушкина в тот момент уже не было в живых, но шел процесс осмысления значимости действительно роли Пушкина для русской культуры, для России вообще. И это был такой период осмысления того, что сделал Пушкин. Ну, собственно, вот с тех пор Пушкин действительно наше все. То, что касается языка и культуры, уж точно.
Антон Липовский: Ну и потом мы видим, да, даже вот тот репортаж, который коллеги подготовили, у Пушкина и судьба соответствующая. То есть он как некое такое мерило что ли, да, для разных, представителей разных социальных слоев. И при этом Пушкин был гением, несмотря даже на небогатую семью и так далее.
Ну вот, смотрите, про слог пишут: «Слог Александра Сергеевича, – вот о чем я говорю, – легок и понятен для всех поколений, и будущих на долгие века», пишут нам из Москвы.
А как этот слог донести до сегодняшних новых поколений? Потому что мы видим, что все сложнее бывает детей в школах, например, заинтересовать той самой поэзией Золотого, Серебряного века. Вот ваше мнение?
Андрей Щербаков: Ну это очень хороший вопрос, потому что действительно воспринимать произведения не только пушкинские, но вообще произведения русской классической литературы современным школьникам нелегко, непросто.
Но, что касается Пушкина, то здесь вот, чтобы воспринять эту мелодику стиха, надо чаще, наверное, читать вслух, да, потому что это действительно особый стиль, это действительно особая лексика. Это очень музыкальное по своему характеру произведение.
Читать нужно и прозу, безусловно, потому что это тоже очень легкий такой стиль. И согласен, что он понятен, да, по крайней мере, на уровне эмоций он понятен. Хотя лексика, которая использовалась в произведениях Пушкина, часть ее, во всяком случае, конечно же, устаревает. И современным школьникам понять это бывает сложно.
Но кроме того, есть же и современные методы обучения литературе. И здесь для того, чтобы как-то увлечь подростков, ну, надо, наверное, использовать какие-то современные технологии в обучении. Ну, например, игровые технологии.
Допустим, литературные квесты или квизы какие-то, да, так, чтобы погружены в произведения Пушкина, находили там что-то интересное для себя и делали открытия, в том числе, и в области языка или каких-то культурных фактов, там фактов быта русского той эпохи, да, то есть вот должны быть современные подходы к обучению.
Потому что Пушкин действительно интересен и актуален.
Анастасия Семенова: Будет всегда.
Антон Липовский: А с Пушкиным, мне кажется, это тот самый случае, когда, как я уже сказал, нужно только начать. А дальше, мне кажется, уже и останавливаться не захочется. Ну и, конечно, Андрей Владимирович…
Анастасия Семенова: Давай Андрея Владимировича спросим, а что он любит?
Антон Липовский: Да, ваше любимое произведение, ваши любимые строки?
Анастасия Семенова: И что вы готовы перечитывать?
Андрей Щербаков: Вы знаете, очень часто приходится перечитывать как раз Пушкина и в силу необходимости, в силу своей профессиональной деятельности, ну и просто для интереса. Но я очень люблю поэму «Руслан и Людмила», конечно же.
А это вот, кстати, такое, наверное, первое произведение, которое стало началом вот такого взлета, известности Пушкина в более широких кругах. Хотя говорить о том, что он был прямо популярен во всей стране, очень трудно, потому что «Руслан и Людмила» была опубликована в журнале «Сын Отечества», тираж которого был меньше двух тысяч экземпляров.
То есть знакомство с Пушкиным было только у людей образованных, представителей дворянства там, и так далее. Ну вот я люблю «Руслана и Людмилу». Конечно же, отдельно, особняком всегда стоит «Евгений Онегин». И я помню, что в школе мы прямо, нас никто не заставлял, но мы учили очень большими отрывками наизусть, и в памяти до сих пор…
Антон Липовский: Андрей Владимирович, хотя бы несколько строк, любимый фрагмент ваш.
Андрей Щербаков: Ну, из «Руслана и Людмилы» это, конечно, же вступление. Вот то, что прозвучало в вашем сюжете:
«У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом».
Смотрите, какая здесь, какое здесь благозвучие, да, чередование гласных и согласных звуков. Вот так только Пушкину, мне кажется, что было дано писать.
Антон Липовский: Это мастер Пушкин. Спасибо!
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Антон Липовский: Гений Пушкин! Андрей Щербаков, директор департамента научной деятельности государственного института русского языка имени Пушкина, кандидат филологических наук и доцент с нами побеседовал на тему дня рождения Пушкина.