Антон Липовский: А давайте на конкретном примере сейчас разберем, что же такое рабфаки, в каком виде существуют они сегодня. Понятно, что они модифицированы. Валентина Овчинникова с нами на связи, руководитель Передовой Инженерной Школы. Уральская Передовая инженерная школа «Цифровое производство» Уральского Федерального Университета. Анастасия Семенова: Валентина Андреевна, здравствуйте! Антон Липовский: Валентина Андреевна, приветствуем вас! Валентина Овчинникова: Здравствуйте! Антон Липовский: Ну скажите, какое наследие оставили эти самые рабфаки? Вот чувствуется, что сейчас их как будто бы не хватает или мы сейчас на какую-то другую форму перешли и все в порядке? Валентина Овчинникова: Ну, давайте понимать, что в свое время рабфаки открывались при институтах. То есть это была определенная форма организации, было открыто огромное количество высших учебных заведений, в которых готовили, как правильно один из ваших респондентов сказал, это были повышения квалификации, где люди, которые владели уже рабочими профессиями, проходили определенный тип программ профпереподготовки, как в нынешнем языке, в современной системе, которые позволяли им выйти на более высокий уровень организации труда, то есть на инженерную профессию и так далее. Если смотреть на текущий, мы же все-таки сейчас в системе высшего образования хотим сохранить понятие «университета», а это немножко другая ситуация. Это организация, которая формирует новые знания. И здесь, на стыке, действительно, университета и НПО создаются программы, так называемые сквозные программы, они по укороченному сроку идут, где студенты, которые проявляют себя в период непосредственно уже обучения в высшем учебном заведении, продолжают работать и новые знания получать. Причем есть и более высокоуровневые такие модификации, когда даже на уровне магистерских программ, то есть люди прошли обучение, получили разряд, но современные технологии приводят к тому, что необходимо снова переобучаться. И они, оставаясь на производстве, получают новую ступень своего образования совершенно по новым технологиям. Поэтому классической системы рабфаков не существует. Она очень сильно трансформировалась из-за того, что как бы очень сильно трансформировалось само производство, сама организация производства. У нас же нет системы сквозного планирования, как это было раньше, система разделения. Сейчас в предприятиях замкнутый цикл, где необходимы разного типа сотрудника, и в большинстве своем потребность, конечно, в людях, которые созидают, то есть инженеры в полном таком объеме своего названия. Антон Липовский: Да. Скажите, ну а вот, мы куда вообще хотим сегодня направить технологический прогресс страны в ближайшем будущем, какие нам для этого нужны шаги? И, собственно, какие конкретно сейчас профессии, может быть, даже нужно обозначить, куда мы движемся? Валентина Овчинникова: Сложный вопрос задаете. Потому что, действительно, об этом прямо каждый день сидишь и думаешь, а что же такое кандидатные технологии, которые формируют так называемую новую технологическую волну развития. То есть мы сейчас, вот, знаете, как всегда говорят, мы живем в век перемен. Вот мы сейчас с вами в век очень больших технологических перемен. То есть, с одной стороны, предприятия организованы по индустриальной модели, то есть это наследие советского нашего прошлого и прошлой индустриальной волны технологического развития. И надвигается новая волна технологического развития. И там, действительно, еще даже не определены кандидатные технологии. Понятно, что это цифровые технологии. Ну, мы прямо акцентируем на этом внимание, это сокращает время, ресурсы и так далее. Возможно, когда-то не так давно, ставили ставку на аддитивные технологии, но это технология не отработала себя. И поэтому говорить о том, что мы сейчас точно знаем технологии и профессии, которые будут в ближайшем будущем, наверное, мы не можем сказать. Но то, что предыдущие профессии претерпят огромную трансформацию, это однозначно. Ну, то есть, например, я как директор своего института, то есть это институт полноценный, мы выпускаем инженеров-конструкторов, как раньше было принято, то есть это проектировщиков новых технологических систем. И, если посмотреть, например, учебный план лет 15 назад и наш учебный план, это кардинально два разных подхода. То есть методологически даже разные подходы. У нас никогда не было понятия, например, цифровой материаловед. Такой человек, который что, что делает. Это новые профессии, которые позволяют, например, анализировать состояние металлов в диапазоне 30 лет, не проводя эксперимент продолжительностью в жизнь. То есть, вот, первая кандидатная технология, которая пришла и укрепилась, это цифра, она очень сильно трансформирует вообще отрасль. Плюсом появляются совершенно, наверное, новые направления, там, где точно так же, цифра изменила отрасль, облик профессии, вообще научные направления, ну, например, если взять биологию. И это мы все равно говорим, что это инженерия чистой воды, то есть люди создают новые объекты и там точно так же есть биогенные инженеры, которые есть на уровне математики, на уровне, скажем, так, искусственного интеллекта, генерируют новые белки, которые интегрируются, понимаются, как можно изменить состояние самого человека, генный фонд, само ДНК и так далее. Анастасия Семенова: Валентина Андреевна, прошу прощения, а вы как преподаватель, как руководитель, вы сами успеваете? Вот вы даже сказали в самом начале, что 15 лет очень поменялись методички, что они абсолютно разные. Но мне кажется, что вы тоже меняетесь. Антон Липовский: Меняетесь сами, да. Анастасия Семенова: Вы тоже получается сами меняетесь. Валентина Овчинникова: Конечно. Вы знаете, когда я набираю к себе преподавателей и руководителей образовательных программ, я задаю вопрос: что является продуктом нашей школы? И они, когда они говорят просто «студент», мы заканчиваем разговор. А когда они говорят, что это технологии и студенты, несущие новые технологии, то есть люди готовы создать, тогда мы с ними продолжаем разговор. Действительно, здесь самая главная особенность заключается в том, что преподаватели, готовящие ведущих специалистов, должны сами участвовать в процессе создания нового знания. То есть трансляторам просто знания нет. И поэтому все наши преподаватели интегрированы в научный процесс, в разработческий процесс. И только таким образом можно удерживать, находясь каждый раз на острие развития технологии. Анастасия Семенова: А какой он сейчас – студент? Можете, вот, коротко описать. Валентина Овчинникова: Разный. Разный. Анастасия Семенова: Коротко. Валентина Овчинникова: Да, честно скажу, люблю каждого студента своего, безумно. И каждый раз говорю, все студенты талантливы. Открывайте просто их. Они другие. Они не такие, как они были раньше. Антон Липовский: Здесь, знаете, у них есть свой запрос? Или они все-таки знают, чего хотят? Или нет? Валентина Овчинникова: Они очень четко знают, чего хотят. Антон Липовский: Вот. Валентина Овчинникова: Вот. И это самое главное. И когда мы им подкладываем то, что мы хотим рассказать, и, если это никаким образом не коррелирует с их запросом, вот тогда начинается самая большая проблема. Потеря мотивации, потеря желания учиться и так далее. Поэтому студенты требовательны, четко знают, куда они хотят. И им нельзя давать обещания завтрашнего дня. Они должны, вот. Приходится программу выстраивать совершенно по-иному. То есть такими модулями, для того, чтобы каждый раз они понимали результат применения новых знаний своих, навыков. И они не умеют работать в состоянии отложенного эффекта. Вот это точно про этих студентов. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Блестяще! Спасибо большое! Антон Липовский: Спасибо большое! Валентина Овчинникова, руководитель Передовой Инженерной Школы. Уральская Передовая Инженерная школа «Цифровое производство» Уральского Федерального университета. Валентина Андреевна, мы вас благодарим. Спасибо большое! Анастасия Семенова: Спасибо вам огромное!