Мария Карпова: Зулия Лоикова, независимый HR-эксперт. Зулия, здравствуйте. Зулия Лоикова: Да, здравствуйте. Мария Карпова: Зулия, ну вот основной причиной называют демографическую яму, сложившуюся ситуацию на рынке труда. Как это технически работает? Что это за демографическая яма, и каких возрастов не хватает сейчас на рынке? Зулия Лоикова: Не хватает самых востребованных возрастов, я на самом деле скажу не только о России, в мире вообще сейчас глобальная демографическая яма, и так уж случилось, что в нашей стране этот кризис пришелся на 1990-е гг. Рождаемость упала сильно, и как раз-таки мы видим ту прослойку, которую очень любят работодатели, которым 25–30 лет, их нет на рынке фактически, их очень мало. Даже мы это можем отследить по количеству выпускников: с каждым годом их становится меньше, чем в предыдущем году. Соответственно, молодых специалистов, за которыми все гоняются, крайне мало. Плюс ко всему, паттерны поколений, которые сейчас присутствуют, а их четыре поколения, на рынке труда, существенно отличаются друг от друга. Если мы возьмем сегодняшнюю тему как раз-таки обсуждения, это зрелое поколение, я могу сказать, что здесь есть свои плюсы для работодателей, т. е. это люди, которых нужно рассматривать, если они желают работать, горят желанием. Они обладают, как правило, хорошей базой технической, хорошим образованием, еще полученным в советское время, и работоспособностью, т. е. это люди, которые вас никогда не подведут. Вот мы даже делали сравнение в одной компании, взяли сотрудника более зрелого возраста, хотя руководитель изначально не горел этим желанием, и взяли сотрудника 23 лет на одни и те же позиции, на одни и те же условия. И буквально в промежутке недели более зрелый сотрудник, поскольку он опытный, он уже хотел закрепиться, он показывает лучшие результаты и быстрее адаптируется. То же самое происходит на производствах, в сфере услуг, в различных компаниях. Если сотрудник мотивирован, а поскольку более зрелые люди чаще получают отказ даже на уровне резюме... Я всегда рекомендую не сравнивать возраст, а смотреть мотивацию человека, что его ведет в профессию, почему он хочет находиться там. У молодых специалистов, я сейчас не о всех говорю, но большинство нашего молодого поколения, они все-таки привыкли работать удаленно либо им нужны какие-то гибкие условия, под что работодателю приходится очень сильно перестраивать свои бизнес-процессы, не всегда в плюс это влияет для бизнеса, и несет дополнительные риски. То есть если человек не готов работать смену, ему нужно найти, значит, сменщика, а это еще дополнительные расходы для компании, обучить, внедрить, и не факт, что человек у вас удержится и отработает хотя бы два месяца. Потому что зачастую у поколения зумеров и миллениалов мы видим в резюме много мест работы по два-три месяца, пять месяцев, и на вопрос, почему вы покинули ту или иную компанию, мы часто слышим, что «я выгорел», т. е. «стало неинтересно». То есть отношение к работе они больше воспринимают как проект, т. е. «пришел, сделал, на моменте, когда я выгорел (эффект такой соцсетей случился), я вышел», т. е. как бы «мне неинтересно, я пошел». То есть такой глубокой ответственности перед компанией, желания, наверное, остаться работать там долгие годы у них нет, и это такой как бы момент поколенческого формирования, развития. Мария Карпова: Вот вы сказали, чем хороши сотрудники в возрасте для работодателя, – а как такому соискателю себя лучше преподнести? Ну потому что зачастую вам, не знаю, ответили на ваше резюме, вам перезванивают, вы называете свой возраст, «спасибо», т. е. вы даже не успеваете до собеседования дойти. Зулия Лоикова: Я поняла вопрос. Я бы, наверное, начала с видимой части вашего опыта до момента, пока вам перезвонили, потому что очень часто останавливаются на этапе резюме и даже не перезванивают. Сейчас расскажу, как сделать так, чтобы вам перезвонили, задали вопросы и пригласили 100%-но на интервью, чтобы вы продемонстрировали свои личностные и профессиональные навыки. Первое, что нужно сделать, – это сократить резюме. Потому что зачастую опытные сотрудники стараются расписать все это, вот весь свой опыт, там 35-летний и более, на всех листах, и получается такая «Война и мир» Толстого. Этого делать не нужно. Опишите свой опыт релевантный за последние 10 лет. Напишите так резюме, чтобы оно уместилось на формате двух листов А4, этого достаточно. И самое важное – выделите те компетенции профессиональные, личные, которые нужны для той вакансии, на которую вы откликаетесь. Второй очень важный момент. Зачастую, так скажем, соискатели более зрелого возраста забывают указать контактные данные, к сожалению, либо указывают имейл, который уже многие компании воспринимают как атавизм, потому что мы пользуемся разными приложениями, программами, которые очень быстро устанавливают контакт. Например, укажите те мессенджеры, в которых вы точно не пропустите сообщение или звонок. Почему это важно? Потому что почта, так скажем, мы загружаем специальные приложения и программы внутренние, и уже оттуда мы рассылаем, например, заинтересовавшим нас по резюме соискателям приглашения. Не всегда соискатели берут трубки на звонки, поэтому очень просто достигать: допустим, мы написали в мессенджер, человек ответил, написал, во сколько ему удобно созвониться, мы созвонились быстро, и контакт не потерялся. То есть за день приходит большое количество откликов и не всегда все это можно удержать в голове, поэтому чем проще до вас будет дозвониться, дописаться, тем будет проще уже вам установить этот контакт. Третий момент крайне важный: на созвоне задавать, наверное, краткие вопросы, не стараться это растянуть в какую-то такую историю, потому что вопросы и ответы можно уже задать на личной встрече. То есть уточните, какая вакансия, посмотрите вакансию, ознакомьтесь, изучите сайт компании, проверьте, что это точно не компания-мошенник и что они точно набирают специалистов и у них хорошая, достойная репутация, после чего можно уже согласовывать интервью. На интервью коротко, в течение трех минут, расскажите о своих профессиональных достижениях в цифрах и фактах. Вот это очень важный момент, потому что иногда хочется показать объем всего опыта, зрелости, профессионализма, который растекается, знаете, на два-три часа, и это тоже негативно сказывается. Потому что очень важно четко, структурированно доносить суть, в этом как раз кроется профессионализм человека. Ну а дальше, если компания заинтересована, они уже зададут вопросы, пригласят еще раз, согласуют с вами какие-то условия. Как-то так. Руслан Арсланов: Супер, супер! Мария Карпова: Зулия, спасибо вам большое! Руслан Арсланов: Вообще это идеальная, мне кажется, схема. И сразу видно, что есть действительно минус у работников зрелого возраста, что они не всегда умеют себя презентовать, этому нужно учиться. Мария Карпова: В первую очередь. Руслан Арсланов: Зулия Лоикова, независимый HR-эксперт, была с нами на связи. Спасибо еще раз за такой подробный и важный, мне кажется, план действий. Мария Карпова: «После 55 человек уже не может так работать, как 35-летний, здоровье уже не то», – это из Смоленской области сообщение. Немного на грустной ноте как будто бы мы заканчиваем, но не программу, а только получасовку. Далее новости с Ксенией Гусевой. Увидимся через пять минут, никуда не уходите.