Петр Кузнецов: Татьяна Мощагина, директор по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру». Здравствуйте, Татьяна. Татьяна Мощагина: Доброе утро, всем здравствуйте. Петр Кузнецов: Более трети выпускников не работают по специальности, мы выяснили это в самом начале. Это много, мало, нормально? И что это говорит о нашем рынке труда? Татьяна Мощагина: Это внушительная цифра, потому что мы с вами понимаем, что у нас вузы, во-первых, дают бюджетные места, значит, у нас государство в целом рассчитывает на этих специалистов. Но по тем или иным причинам или обстоятельствам люди действительно не могут, либо не хотят, или не получается трудоустроиться на ту профессию, которую получили. И в этом случае и человеку опять стресс менять профессию и искать что-то другое для себя, ну и отчасти, возможно, государство недополучает тех специалистов, на которых рассчитывали, где были выделены эти бюджетные места для обучения. Мария Карпова: Я так понимаю, что вообще специалисты в этом больше видят какую-то проблему, хотя мне это кажется странным. Ведь мы сами не раз в этой студии говорили о том, что современный мир нам диктует такие правила, что вот менять профессию каждые 5 лет – это нормально, это хорошо: нужно быть мобильным, не бояться менять свою жизнь, свою профессию... В чем тогда проблема? Татьяна Мощагина: На самом деле это действительно факт, что человек уже сейчас в течение жизни, молодой человек, меняет действительно до пяти профессий. Это совершенно разные могут быть. Вот как сейчас был в эфире комментарий, когда человек отучился на железнодорожника, ИП, аэропорт, сейчас учится на учителя физкультуры – вот это данность, которая на самом деле встречается все чаще и чаще. Здесь нет проблемы – главное, чтобы у человека была готовность заново обучаться, заново вкладываться в какое-то обучение, в развитие, быть готовым к тому, что какое-то время у него будет, возможно, снижение заработной платы, потому что у него будет опять... Скажем так, он будет переходить на позицию специалиста не очень еще высокого опыта. Но потом опять он идет в гору, если это его призвание. Здесь так или иначе пазл все равно сложится. Петр Кузнецов: Вы знаете, Татьяна, я сейчас подумал, вот опять прозвучало слово «призвание». Это, так сказать, вне национальности, что ли, т. е. это больше в человеческой природе, что человек, абитуриент, где-то я тут слышал, идет в вуз, и он ищет там не конкретную профессию, а прежде всего образ жизни. То есть он выбирает какое-то направление, а с конкретной специализацией он уже в лучшем случае определяется на последних курсах, и это нормально. То есть это не говорит о том, что в данном случае у нас рынок труда сильно отделен, отстранен от системы образования, в разных вселенных вообще существуют они, – ну просто это нормально, что вот так вот... То есть призвание, его поиск может всю жизнь продолжаться, и в этом, может быть, и нет твоей вины. Татьяна Мощагина: Образование и рынок труда немножко стали смотреть друг на друга, я бы так сказала. Был действительно большой промежуток времени, лет 20, когда образование было само по себе, а предприятия, заводы и просто коммерческие компании жили сами по себе, это никак не было связано. Сейчас образование в школе, мы можем тоже заметить, поменялось. Сейчас есть вертикали, т. е. начиная уже со средней школы у ученика и родителей есть возможность определить ту или иную вертикаль для ребенка, будь то математическая вертикаль, гуманитарная или, например, точные науки; может быть, это биологические, туда же, в точные науки. И вот это уже является фундаментом, а на этот фундамент дальше, как вы правильно говорите, можно уже надстроить абсолютно разные конструкции в виде своей будущей профессии. Но главное вот определиться, ты работаешь в математических профессиях, ты будущий инженер, IT-специалист, ты, может быть, архитектор, технолог, или ты больше к биологии, к физике, к химии тяготеешь, или, может быть, ты филолог. Вот здесь нужно определяться где-то в средней школе. Мария Карпова: Когда готовилась к программе, случайно наткнулась на статью. Было проведено исследование (не в нашей стране), и в ходе этого исследования выяснилось, что специалисты, которые работают по специальности, по своей профессии, получают на сколько-то там, если не ошибаюсь, на 30% в среднем больше, чем те, кто работают не по специальности, не по своему диплому. В нашей стране мы тоже что-то такое можем наблюдать, можем как-то вот так сравнить по доходам тех, кто по диплому работает и не по диплому? Татьяна Мощагина: Подтвержденных результатов или каких-то исследований по данным цифрам нет. Но здесь можно посмотреть на те профессии, которые, например, в меньшей степени меняются со стороны людей. Да, это, как правило, люди, связанные с врачебной профессией, это врачи; это часто педагоги; например, маркетологи, если мы говорим про какие-то коммерческие офисные профессии, – это те люди, которые чаще всего не меняют. И в этом случае у человека от года к году растет его стаж и опыт, что в целом повышает его квалификацию, а соответственно, он растет как специалист, возможно, становится уже каким-то узким специалистом или очень востребованным, хирургом одним из лучших и т. д. Но тем не менее такую прямую параллель провести нельзя, потому что на самом деле мы знаем много случаев, когда люди переучились, например, на программиста, а мы знаем с вами, как хорошо сейчас именно в этой отрасли можно зарабатывать. Здесь нужно обращать внимание на экономику и на потребности экономики. Вот то, чего не хватает, там и будут доплачивать, так выглядит рыночная экономика. Петр Кузнецов: Да, это как раз одна из причин, почему человек перестает работать по специальности и уходит в совершенно другую сферу. И вот здесь важно понять, извиняюсь за тавтологию, есть ли на сегодняшний день у государства то самое понимание, какие специалисты ему нужны и на что делать уклон в плане стимулирования переквалификации человека. Татьяна Мощагина: Насколько я слышала, планируется по программам государственным и рост МРОТ по всей стране, и вообще, в целом изменение уровня заработных плат в государственных и бюджетных учреждениях. Мы говорим здесь и про врачей, т. е. мы про много специальностей говорим. Но в целом, у нас не хватает рабочих специальностей, это много разных профессий. Это настолько продолжительное время было непопулярно и непрестижно, что мы отчасти потеряли этих специалистов. Их можно еще найти в регионах, в Москве найти все сложнее и сложнее, потому что люди туда не идут. И может быть, вы сейчас стали обращать внимание, что начинает возрождаться опять образование колледжей. Петр Кузнецов: Статус профтехучилищ растет, действительно, об этом говорили. Татьяна, спасибо вам большое! Татьяна Мощагина, директор по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру». Остается лишь подвести итоги нашего опроса, на это есть время. «Работаете по специальности?» – 51% «да», «нет» – 49%. Если округлить, то 50 на 50. Спасибо! До завтра с 8 до 10. Мария Карпова: Пока-пока!