Работа не промах
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/rabota-ne-promah-90095.html
Антон Липовский: Сейчас к нашему эксперту. Полина Кондакова с нами на связи, руководитель отдела подбора и адаптации персонала IT-компании. Полина, здравствуйте.
Вера Круглова: Доброе утро, Полина.
Полина Кондакова: Доброе утро.
Вера Круглова: Вот такой вот информационный повод у нас интересный, что признает молодежь свои ошибки на работе. Вы с чем связываете? Мы тут свои предположения с Антоном уже высказали – имеют ли они под собой основания?
Полина Кондакова: Да, на самом деле я посмотрела то, что опрашивали по городам, и есть очень много действительно показателей, что ребята более молодые попроще к этому относятся, да.
Но тут тоже очень многое зависит от того, как выстраивает руководитель в принципе микроклимат внутри команды. Я думаю, что, скорее всего, есть такие компании и команды, где работает более старшее поколение, но у них в целом тоже выстроен микроклимат, где окей говорить про свои ошибки.
Но, действительно, людям постарше это сложно делать. Я думаю, что это вот еще такое прошлое понимание того, что за это могут оштрафовать, потому что вот вопрос как раз и задавался с точки зрения «Штрафуют ли вас?».
Сейчас в целом система штрафов, наверное, в таких больших, современных компаниях и IT, и не IT, она, насколько я знаю, так как я работаю со многими эйчарами в крупных компаниях, она очень на низком уровне, т. е. практически ее нет. Здесь действительно важно понимать, какая ошибка у человека...
Антон Липовский: Какого рода.
Полина Кондакова: ...и влияет ли эта ошибка на работу команды, вот что важно. Если она влияет на работу команды, то вариант «не сказать» может быть очень такой плачевный и затронет работу не только этого сотрудника, который совершил эту ошибку, но и в целом работу всего отдела, подразделения.
Антон Липовский: Полина, мы сейчас говорим все-таки не про что-то такое сакральное, что сейчас один сотрудник уничтожит всю империю...
Вера Круглова: Всю компанию, да.
Антон Липовский: Да-да. Мы говорим все-таки про какие-то, наверное, такие рядовые случаи, и мы говорим про эту открытость. Вот это признание и вот эта вот открытость, она насколько на карьерную лестницу и на взаимоотношения работодатель – подчиненный влияет на сегодняшний день, вот в лучшую или в худшую сторону? Потому что некоторые пишут, что «зачем, так быстрее оштрафуют, да еще и, возможно, уволят или не повысят».
Полина Кондакова: Да нет, никак не влияет.
Но, смотрите, тут тоже важно понимать, что если человек ходит с каждой мелкой ошибкой каждый день к своему руководителю, «я опоздал», «здесь не вовремя сконнектился», «не ответил руководителю», «не ответил клиенту вовремя», просто ходит жалуется и это не исправляет, и это постоянно происходит, конечно, такой формат оглашения своих ошибок, не анализирования и их не исправления, в дальнейшем повлияет на карьеру и взаимоотношения, потому что уже возникнут вопросы: если ты постоянно ошибаешься, почему ты не делаешь какие-то выводы, для того чтобы это исправить?..
А если ошибки, вот как я уже говорила, чуть глобальнее... Окей, вы не говорите про какие-то глобальные, которые касаются империи, компании, но все равно они касаются внутри отдела других людей, их задевают, и человек об этом говорит, и не просто говорит, а приходит и говорит: «Я понял, я ошибся, я знаю, как это исправить, просто пришел тебе сообщить, вот у меня есть несколько вариантов решений – посоветуй мне, как поступить лучше», – это, наоборот, показывает зрелость человека, это показывает о том, что он умеет анализировать, думать и готов исправлять.
Вера Круглова: Есть такая ситуация еще, когда, например, на работе все начинают искать человека, который совершил ошибку, никто не берет на себя за это ответственность, и потом находят человека, который якобы ее совершил, а, например, ее совершил руководитель. Вот у нас даже сообщение, что часто ли признают свои ошибки начальники как раз-таки.
Антон Липовский: Как в корпоративной среде говорят, «подстава».
Полина Кондакова: К сожалению, это происходит нечасто. Но, как я говорила в начале, здесь важна культура компании и команды. Если в принципе руководитель хочет так, чтобы сотрудники действительно были с ним честны и говорили обо всех своих ошибках, он в первую очередь должен начинать с себя.
У многих бытует мнение в голове, что руководитель не должен ошибаться, не может ошибаться, это же руководитель. На самом деле это не так, и нужно признавать свои ошибки, особенно если у вас как у руководителя они происходят, на общих встречах с командой говорить об этом честно, открыто. Это как раз и будет формировать культуру взаимопонимания в команде и культуру такой безопасности, о том, что об ошибках говорить безопасно. Если это делает руководитель, проговаривает это, дальше говорит, что с этим будет делать, как исправлять, то сотрудники, видя это, уже понимают, что «блин, а мне можно, наверное, тоже так, ничего страшного в этом нет».
Вера Круглова: Полина, вы сказали, что система штрафов сейчас на очень низком уровне в компаниях находится. А как тогда происходит стимуляция сотрудников, если допущена ошибка?
Антон Липовский: Такая воспитательная часть, я бы сказал, рабочего процесса.
Вера Круглова: Да. Как это, какие инструменты используются чаще всего?
Полина Кондакова: Смотрите, здесь чаще всего, конечно, есть KPI у отдела, у компании, или OKR, есть премирование за проделанную работу. И в качестве, так скажем, не штрафа, а профилактических работ всегда происходит встреча с руководителем, т. н. встреча один на один, one-to-one, и здесь уже разбираются за период работы сотрудника его проблемы, если они были, ошибки и не только это, если он хорошо себя проявлял, здесь тоже разбираются. И дальше уже даются рекомендации, как ему нужно, что нужно в следующем периоде работы исправить, для того чтобы он мог претендовать на премию или, наоборот, не случилось того, что он премии, например, в этом квартале не получил из-за того, что совершил ошибку, не сказал об этом и условно подвел команду.
Антон Липовский: Ну и, в конце концов, важна золотая середина. Хорошее сообщение из Тверской области: «За ошибки руководство, в конце концов, платить не будет». Я с этим полностью согласен.
Полина Кондакова с нами была на связи, руководитель отдела подбора и адаптации персонала IT-компании. Спасибо вам большое!