Работа по дружбе
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/rabota-po-druzhbe-91012.html
Антон Липовский: Есть что обсудить, как сейчас на кадровом рынке обстоят дела. Наталья Маланий к нам присоединяется – HR, карьерный консультант. Наталья, здравствуйте!
Мария Карпова: Здравствуйте, Наталья!
Антон Липовский: Наталья?
Мария Карпова: Наталья, видимо, что-то вы не включили, и мы вас не слышим.
Наталья Маланий: Да. Всех приветствую. Здравствуйте!
Мария Карпова: А! Теперь все всё включили. Спасибо.
Антон Липовский: Вот. Отлично! Здравствуйте!
Ну вот, если все-таки опираться на эту статистику. Вообще, как вы к ней отнеслись? Ну, смотрите: первое уверенное место за коллегами и друзьями. Как сегодня можно оценить рынок труда? Неужели это самый надежный источник по поиску какой-то, ну, давайте так: желаемой работы, назовем?
Наталья Маланий: Бывает по-разному. Но статистика – да, она имеет место быть. Тоже готовилась. Вы все цифры рассказали, поэтому... Как показывает статистика, больше 60% один раз либо два раза в своей жизни устраивались так или иначе, по знакомствам и по связям.
Но это такая тонкая грань. Можно неправильно подобрать людей. Забегая наперед. Как и сказали: «Устроилась. Но оказалось, не мое». Поэтому очень с этим нужно быть внимательным.
Мария Карпова: А почему вообще при наличии разных сайтов...
Антон Липовский: Агентств.
Мария Карпова: Приложений, агентств по поиску работы, мы упорно продолжаем искать работу по знакомству?
Антон Липовский: Среди своих.
Мария Карпова: Может быть, это у нас как-то в культуре? Да? Может быть, это какая-то национальная черта наша?
Наталья Маланий: 100%. Да, есть такое, как национальная черта: по блату. Да вот, известное такое выражение. На самом деле можно искать разными путями, просто в зависимости тоже, как я вижу, от сферы.
Например, сфера бытовых услуг. Это, как правило, люди там: няни, помощники по дому, клининг. Либо там ремонт, например, техники. Проще позвонить знакомому и спросить: «У тебя есть такие люди? То есть ты уже пробовал? Дай мне, порекомендуй».
Если мы берем в рассмотрение какие-то компании большие, то во многих компаниях сейчас есть реферельная программа – как раз таки для того, чтобы привлекать людей знакомых. И быстрее привлекать. Соответственно, я кого-то рекомендую, своих знакомых. Там идут классические схемы отбора. И выбирают человека.
То есть тут смотрите, в чем разница. Можно брать просто человека: это мой там брат, сват. Взяли не разбираясь, если это уровень компании, ну нет такого подбора качественно. А есть, когда большая компания берет точно так же человека по связям, но проводит его по всем этапам воронки подбора персонала и отбирает на общих условиях. Но в первую очередь ты попадаешь по вот как раз таки реферальной программе, по связям.
Антон Липовский: Пишут, что: «Работодатели часто лукавят, вот и прибегаем к знакомствам». Сообщение из Кемеровской области. Как мы это можем прокомментировать? И вот, может быть, какие-то платформы отдельные все-таки использовать для поиска работы? Что-то универсальное сегодня оптимальное есть?
Наталья Маланий: Вы знаете, здесь конкретно в этом вопросе нужно больше информации. Что значит: «лукавят»? То есть нужно разбираться.
Антон Липовский: Условия, может быть?
Наталья Маланий: А так бывает, что... Может быть, имеет в виду не дают полноценную обратную связь. Ну, например, я как кандидат откликаюсь на работном сайте, прошла все пути собеседования, но выбрали, например, как раз таки своего человека. И кандидату, который не погружен в эту специфику, кажется, что: «Вот взяли своих. Все понятно».
Но на самом деле человек просто, скорее всего, больше по компетенциям подходит. Ну, либо так. Либо да, взяли вот потому что этот вот ближе, больше нашу там структуру знает, например. Точно не уйдет. Либо это вообще жена мужа. Ну, в зависимости от корпоративной культуры еще нужно смотреть, кто к чему предрасположен при выборе.
Антон Липовский: А почему вариант «надеяться на себя» становится все менее популярным? Вот для меня лично это стало сюрпризом. Как вы считаете?
Наталья Маланий: Вы знаете, на самом деле надеяться на себя нужно. Но вопрос, как в продажах можно сказать: важно расширять воронку. Вы ходите при поиске работы и через работные сайты всевозможные, и через знакомства, и через важный нетворкинг.
Ну, в том плане, что знакомства не супермегаличные, о чем мы говорили изначально, а более профессиональные знакомства. Когда вы уже свой какой-либо авторитет, экспертизу где-то показали, и вас действительно рекомендуют. И когда вы профессионал своего дела, как правило, нет проблем с поиском трудоустройства, с поиском работы.
Антон Липовский: И все-таки навыки, компетенции, ну и опыт работы. Никуда не денешься.
Наталья Маланий: Скилы. Конечно, конечно. Это важно.
Антон Липовский: Прежде всего. Спасибо большое! Наталья Маланий, HR, карьерный консультант, с нами была на связи.
Мария Карпова: Спасибо!