Анастасия Семенова: Давай подключать эксперта. Руслан Арсланов: Давай. Анастасия Семенова: Софья Сулим с нами на связи, психолог, кандидат психологических наук. Софья, здравствуйте. Софья Сулим: Доброе утро, Анастасия, Руслан, уважаемые телезрители! Тема очень интересная. Руслан Арсланов: Да. Софья, расскажите, как вы считаете, действительно ли по личностным каким-то качествам можно подобрать человеку профессию? Что можно, мы плюс-минус тут уже к этому как-то сами пришли, а вот именно с точки зрения, можно ли ее получить навсегда? Условно говоря, вот ты по личным качествам выбрал то, что тебе больше нравится, и всю жизнь этим проработал, например? Анастасия Семенова: И попал. Руслан Арсланов: И как вообще это работает? Насколько серьезна и глубока эта связь? Софья Сулим: Навсегда ничего не бывает, и выбрать профессию по личным качествам навсегда точно не получится. Почему? Потому что качества могут остаться, они, конечно, даже могут развиваться, но человек меняется, у него эмоционально-волевая сфера меняется, т. е. у него мотивы, цели меняются, смыслы меняются, возрастные кризисы он проживает. И его качества он будет применять в соответствии с тем, что ему на сейчас важно, и он будет менять профессию все равно, опираясь на личные качества, но в первую очередь на смыслы. Вот вы сегодня озвучили такой интересный комментарий, что лидер по жизни женщина, да, но занимается в уголке какой-то своей работой. Вот это пример, что могут быть личные качества лидерские, но смыслы на сейчас, и уже ей не хочется так активно их проявлять, она занимается более спокойной работой. А когда надо, она вышла, лидерские качества проявила, влияние проявила и пошла дальше заниматься своим. То есть здесь нельзя грубо делить людей на интровертов и экстравертов и личностные качества подбирать под профессию только как вот основу, потому что человек – это динамическая система, развивающаяся. И вы очень четко обсуждали это друг с другом, я с удовольствием слушала, потому что, правда, все очень понятно: люди есть, склонные к открытому общению, склонные к более внутренним процессам, они хороши каждый на своем месте, но человек может выбирать себе цели и развивать определенные качества. Но дальше своего темперамента он не пойдет. Что я имею в виду? Есть подвижная психика, как говорил Руслан, есть холерики, есть сангвиники, у них наиболее подвижная психика. Руслан Арсланов: Да. Софья Сулим: Они просто не смогут рутинной работой заниматься. Если даже у них в жизни что-то изменилось, то они найдут себе что-то спокойное, но все равно живое, где нужно будет общаться, где можно будет чувствовать себя в каком-то движении, в активности, в ментальном таком процессе постоянном, живом. Качества будут, но изменения человека все равно будут предполагать, что он будет что-то более ему интересное на сейчас выбирать. И еще от чего это зависит, что меняем мы профессию и как, – зависит от того, какой опыт, скажем так, ребенок, подросток получил. Потому что да, здесь детские травмы влияют, и влияние родителей тоже может быть очень сильным... И его отсутствие, кстати, это тоже влияние родителей, когда ребенок не получил, как психологи говорят, должного отражения, ну просто ему не говорили, что у него хорошо, что плохо, или говорили, что у него все плохо, и он не понимает, какие у него сильные качества и что ему присуще. И ребенок же как зеркало, он собирает информацию о себе от родных, от их реакции, от учителей, от сверстников, но родители – основополагающие. И если ребенок, он понял, что ему лучше даются определенные действия, у него есть какие-то качества, даже если ему это не говорили... как вот «У тебя такое-то качество», обычно так не говорят... то если он все-таки понял, то он вместе с родителями, даже без них он уже понимает, в какую сторону ему смотреть. Он это не интуитивно выбирает, в какой-то степени интуитивно, но в первую очередь на опыте, который он получил. А если все-таки отражения этого не было или была деструктивная семья, то, правда, это очень негативно влияет, т. е. выходят дезорганизованные такие молодые люди в мир, и они не понимают, куда им. У нас еще время такое, простите, немножко инфантильное... Руслан Арсланов: Да-да-да. Софья Сулим: И история про детоцентризм, когда фиксация на детях есть, им даже избыточное количество дают стимулов, игрушек, всего... иногда, не всем... и он [ребенок] может и не понимать, вообще он про что. То есть на нем столько забот и столько всего, что выбирать что-то ему даже не приходится. А нужно обеспечить ребенку возможность выбирать, т. е. родитель внимательный смотрит, к чему склонность есть, что-то поддерживает, да, и смотрит, есть ли у ребенка интерес идти дальше. Совершенно нормально, когда мы в подростковом возрасте, в школьном возрасте перепробовали много всего и на чем-то остановились или даже не остановились, потому что эту склонность будет видно с детства, такую стратегическую, т. е. ребенок в уголочке сидит, или он активист, или он уже что-то мастерит, готовит... И внимание родителей здесь важно. Но дальше ребенок в подростковом возрасте все равно будет выбирать сам, и здесь тоже я с вами соглашусь, очень важно идти за интересом. Потому что склонностей может быть очень много и личностные качества правда нам могут позволить выбирать ряд профессий, но интерес, он будет превалировать. И вот если действительно отражение было, понимание хоть какое-то есть, что у меня лучше получается, и дальше мы смотрим на интерес, есть вероятность выбрать из какого-то пула профессий наиболее подходящую. Но, как говорится, гарантий никогда нет, потому что человек будет меняться. Анастасия Семенова: Софья, скажите, пожалуйста, а родители, которые делают выбор за детей, они совершают очень большую ошибку? Софья Сулим: Вы знаете, я бы так грубо не говорила про ошибку. На самом деле они не дают возможности детям все-таки проявиться, если совсем за них, совсем. Руслан Арсланов: Ага. Софья Сулим: То есть ничего страшного не произойдет, все равно можно получить дополнительную профессию... Анастасия Семенова: Это понятно, но время-то упущено. Софья Сулим: Да, к сожалению, да. Поэтому здесь очень важно совместно обсуждать. Руслан Арсланов: Софья, спасибо большое! Простите, завершается у нас время. Софья Сулим, психолог, кандидат психологических наук, была с нами. Анастасия Семенова: Спасибо большое. Руслан Арсланов: Ну вот, видишь, личностные качества важны, но интерес и вот именно момент, что тебе нужно в данный момент, – это тоже играет важную роль. Анастасия Семенова: Да. «Считаю, что уже в школе детей необходимо знакомить с разными профессиями, что поможет сориентироваться и понять». Руслан Арсланов: Вот я тоже с этим согласен. И себя узнавать лучше, т. е. изучать себя – это тоже достаточно важно. Анастасия Семенова: Да, и понять, а действительно ли тебе это нужно. Руслан Арсланов: Да, и какие вообще у тебя сильные черты, чтобы ты знал и мог уже смотреть на профессии с этой стороны. Анастасия Семенова: И не только сильные, но и слабые, об этом тоже нужно говорить. Руслан Арсланов: И слабые в том числе, конечно-конечно, и развивать их, между прочим, тоже очень важно. Анастасия Семенова: Руслан Арсланов... Руслан Арсланов: ...Анастасия Семенова. Про это поговорим в следующих эфирах. Спасибо вам, что были с нами! До завтра, пока-пока! Анастасия Семенова: Увидимся! Пока!