Работай, студент!
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/rabotai-student-80519.html Мария Карпова: Лидия Малыгина с нами на связи, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов и национальной безопасности Института права и национальной безопасности Президентской академии. Лидия, здравствуйте!
Антон Липовский: Мы вас приветствуем!
Лидия Малыгина: Здравствуйте, коллеги, рада вас видеть.
Антон Липовский: Взаимно.
Мария Карпова: Мы тоже рады вас видеть и слышать. Лидия, школа, вуз, работа. Так, на первый взгляд, выглядит такая образовательно-профессиональная траектория. Насколько она соответствует современным студентам, современному молодому поколению?
Лидия Малыгина: Еще, все еще сложнее. Школа, вуз, работа.
Мария Карпова: Да.
Лидия Малыгина: Замужество, рождение детей. Мы же помним, что семья – приоритет.
Мария Карпова: Да.
Лидия Малыгина: И у нас, например, уже с 1 сентября в Президентской академии открылась еще детская комната. То есть можно еще даже своего ребенка привести маленького, да, если ты хочешь посетить занятия, и тебе не с кем его оставить, то твой ребенок…
Мария Карпова: Лидия… Ой, на самом интересном. Как раз хотела добавить, что мы когда-то об этом говорили тоже в прямом эфире, о детских комнатах.
Антон Липовский: Да, о детских комнатах, да.
Мария Карпова: Лидия, что-то у нас со связью? Да, давайте попробуем перенабрать нашего эксперта, да.
Антон Липовский: Так, пока не слышим.
Мария Карпова: Так, сейчас почитаем некоторые сообщения, их очень много.
Антон Липовский: Вот смотри, из Казани хотелось бы прочитать, потому что, смотри, кто-то наоборот ищет возможности просто поучиться спокойно, с удовольствием не работали бы. А здесь наоборот: «Мои студенческие годы в 1990-е пришлись на перестройку. Работу найти было трудно, торговых центров тогда еще не было. Очень хотелось работать, ведь финансовое положение было тяжелым». Понимаешь?
Мария Карпова: Тяжело у нас было со связью пару минут назад.
Антон Липовский: Да. И со связью было тяжело.
Мария Карпова: Но вроде наладилось. Лидия, здравствуйте еще раз!
Лидия Малыгина: Здравствуйте, коллеги!
Мария Карпова: Да, так вот про вот эту вот траекторию, школа, вуз, работа, семья, не знаю, еще одна работа, еще одна семья. Как, насколько она соответствует, да современным школьникам? Студентам?
Лидия Малыгина: Вы знаете, дистанционное обучение внесло свои коррективы. То есть у нас пропала вот эта вот ценность ежедневного посещения всех занятий, всех пар. И нам нужно возвращать ценность вот этой вот дисциплины и посещаемости. И мне очень понравилась инициатива, когда предложили даже материально как-то поощрять студентов,
Мария Карпова: Да.
Лидия Малыгина: которые не пропустили ни одного занятия. Я сначала как-то скептически отнеслась, потому что я люблю положительную мотивацию, да, и думаю, что она должна быть не только материальной, но и какой-то нематериальной.
Но с другой стороны, смотрите, как здорово. Если ты ни разу не пропустил занятия, а ты учишься на, допустим, на коммерческой основе, тебе предоставляется скидка 100 тысяч рублей. Но это же прекрасная идея.
Я своим студентам в первую же нашу встречу сказала: «Ребят, вы можете делать все, что хотите. Вы должны посещать все занятия. Должна быть тетрадь, записанный конспект. Все, это основание для преподавателя поставить вам высокую оценку. Работайте, мы же будущие специалисты в области медиакоммуникаций.
Конечно, нужно работать где-то на радио, телевидении и так далее. Может быть, даже на Общественном телевидении Росиии стажироваться. Но посещаемость – это залог успеха, это залог успеха».
И я вспомнила себя. Я просто погрузилась в какие-то невероятные воспоминания. Я благодарю вам за этот эфир, кстати говоря, я вспомнила, как на четвертом курсе у меня родилась дочь. Я училась в МГУ на журфаке и работала на одном из федеральных телеканалов. Мне, конечно, помогала вся родня, но я помнила, что мне нельзя пропустить ни одно занятие.
И я придумала записывать занятия на диктофон, потом расшифровывать. И еще и заразила этой идеей всех своих одногруппников. Они помогали мне записывать на диктофон, расшифровывать. Это при том, что мы еще все и занятия посещали, и ребенка кормили грудью. Потому что я еще и сторонник грудного вскармливания.
В общем, это был совершенно сумасшедший дом. Но в результате цели были достигнуты. Занятия я посещала, сессию сдала, потому что иногда возникает еще предложение уйти в академический отпуск, там что-то еще. Я считаю, что этого делать нельзя. Ты пришел, у тебя есть вот это «золотое» время, вот эти там 4-5 лет, 6, да, если там брать с магистратурой.
Ты сможешь добиться всего. И базу заложить, получить вот этот вот фундамент, да, знания. И немножко уже первые шаги в профессии сделать. И заложить фундамент в плане твоей какой-то личной жизни, создать семью, родить детей. Вот тебе дано это время, дана эта энергия, используй ее.
Сейчас что мы видим на практике?
Мария Карпова: Да.
Лидия Малыгина: «Ой, а вот я решила официантом подрабатывать, вот я пропустила там занятие, где доктор наук, профессор, или там физкультуру, олимпийский чемпион в РАНХиГС, например, ведет, да?». Я говорю: «Ну как ты можешь это пропустить? Официантом можно работать до пенсии, а то и на пенсии».
Мария Карпова: Лидия…
Лидия Малыгина: «Ну вы знаете, я там учусь, мне надо оплачивать обучение и так далее». Возникает тот самый разговор о приоритетах. Но мне кажется, тренд меняется. То есть сейчас вузы стали настолько интересными внутри, да, помимо самих лекций еще такая внеучебная деятельность фантастическая, такие эксперты приходят, что ребята понимают: лучше я буду находиться все время возможное, да, ну в стенах, например, Президентской академии, да, или в стенах Московского университета. Я получу больше.
Они такие стали немножко инвесторы, они свое время инвестируют сейчас в нахождение вот в этом центре науки, в центре обучения. А если еще своего ребенка можно туда привести, то, в общем, многие это делают.
Мария Карпова: Да, опять же, Лидия, но…
Лидия Малыгина: Потому что я считаю, здорово.
Мария Карпова: Часто ведь это не от хорошей жизни студенты идут подрабатывать. Ну, может быть, и не пошел бы он работать.
Антон Липовский: Я хотел сказать, когда есть такая необходимость.
Мария Карпова: Но опять же, вопрос о стипендиях, да, что, если бы они были там, той величины, которая бы…
Антон Липовский: Но опять же-таки, до … которой им не хватало.
Лидия Малыгина: Мария, Антон, я уверена, что вы рано начали работать в журналистике.
Антон Липовский: Со второго курса.
Лидия Малыгина: Мне так кажется. Вы любили эту профессию.
Мария Карпова: После вуза.
Лидия Малыгина: И может быть, даже… Во сколько?
Мария Карпова: После, после. Ну после университета.
Лидия Малыгина: А вы после начали работать, да?
Антон Липовский: Нет-нет-нет, во время, во время института. Все нормально. Мы коллеги.
Лидия Малыгина: Да. А я помню, что мы начали еще в школе. В 15 лет многие вот мои однокурсники, одногруппники уже работали, потому что для того, чтобы поступить на журфак МГУ, нужно было принести портфолио.
Мария Карпова: Да.
Лидия Малыгина: И уже что-то делать в журналистике. Поэтому было как-то принято практические знания… Вернее, скажу так: получать теорию в стенах университета и на практике тут же это применять. То есть я считаю, что надо просто не официантом трудиться по ночам, когда ты не можешь потом глаза открыть и на пару прийти, а, если уж ты решил быть журналистом, иди в редакцию, да? После лекции находи наставника и смотри, как он делает, копируй. Это очень важно, наши зеркальные нейроны должны работать.
Антон Липовский: Нет, ну это же…
Лидия Малыгина: Вот этот наставник в профессии важен.
Антон Липовский: Это же такая зрелая логика взрослого человека. Но мы-то в институтские годы чаще всего думаем по-другому, мировоззрение совсем иное. И здесь, мне кажется, как раз-таки та ситуация, когда вот эту вот историю с наставничеством нужно доносить. Разве нет?
Лидия Малыгина: Антон, мне кажется, мы недооцениваем. Вот я была гораздо умнее в 20 лет, чем сейчас, вот правда. Кажется, было и сил больше, и мотивация была выше, и возможности. Все-таки когда тебе…
Антон Липовский: Так, у нас снова что-то со звуком, кажется, да?
Мария Карпова: Что это такое, у нас связь сегодня подводит?
Антон Липовский: Как говорят, на самом интересном месте, да, казалось бы, ну вот.
Мария Карпова: Лидия Малыгина была с нами на связи.
Антон Липовский: Ну про 20 лет, да, интересная история.
Мария Карпова: Доктор филологических наук и проректор Академии медиаиндустрии. Ну как же так? Ну ладно, ничего, действительно не так много времени остается.