Работник будущего
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/rabotnik-budushchego-88898.html
Павел Панаев: Эксперты, кстати, изучили прогнозы российских и зарубежных футурологов, между прочим, составили, самое интересное, список самых востребованных профессий в ближайшие 30 лет. Это занятия аж в 19 отраслях, от медицины и транспорта до культуры и космоса.
Что такое профессии будущего? Специальности на стыке нескольких дисциплин, говорят эксперты, напоминают, которые появятся буквально через 15–20 лет. Они дополнят или уже заменят существующие какие-то профессии.
Наталья Переверзева у нас в студии, консультант по управлению персоналом. Наталья Юрьевна, здравствуйте.
Наталья Переверзева: Здравствуйте, Павел.
Павел Панаев: Профессии будущего – что это, как это?
Наталья Переверзева: Что это и как это? Наверное, профессии будущего – это те профессии, которые будут наиболее востребованы уже по тем трендам, которые уже мы сейчас видим. Созданы они, безусловно, тенденциями, которые есть: цифровизация, автоматизация, искусственный интеллект. Именно эти технологии современные одни профессии у нас нивелируют, они уходят постепенно с рынка, их востребованность, и новые появляются.
Вот какие отрасли, наверное, самые актуальные? Прежде всего эти тенденции связаны с национальными проектами государственными: это медицина, это цифровизация, это агрокомплекс, это космическая отрасль, это IT-отрасль, включая и искусственный интеллект, и продукты искусственного интеллекта, которые могут быть полезны для развития прежде всего бизнеса, экономики, образования, включая туризм и другие сферы.
Но, безусловно, эти инновации вытесняют ряд профессий...
Павел Панаев: Вот отсюда и вопрос, кто уйдет, а кто придет.
Наталья Переверзева: Давайте говорить о том, что уходят в основном, наверное, линейные профессии, которые заменяет как раз цифровизация и искусственный интеллект. Это, допустим, сейчас все больше и больше востребовано пользоваться искусственным интеллектом как копирайтингом, допустим. Все какие-то операционные процессы, которые связаны, допустим, с кассацией, с банковской операционной деятельностью, они цифровизированы.
Если мы говорим, допустим, про туристическую сферу, то здесь очень много агрегаторов, которые тоже автоматизированы, цифровизированы, и сейчас любой пользователь может зайти и выбрать себе именно ровно то по фильтрам, что ему востребовано, и практически поддержка уже туроператора не нужна, не востребована.
Павел Панаев: Не особо, так уже, если что, позвонить и рассказать.
Наталья Переверзева: Да. И все вот эти отрасли, очень много робототехники, которые как раз восполняют какие-либо пробелы и заменяют людей, поэтому... Библиотекари, когда у нас все переводится в цифровой формат, уже не настолько актуальны. Сокращения происходят операторов, кассиров, кол-центров. Вы посмотрите, сколько нас сейчас одолевают автозвонки вместо живых людей, и иногда даже теряешься, это действительно живой человек или...
Павел Панаев: Ох, иногда теряешься и прямо... Даже, вы знаете, раньше робот звонил, было понятно, что робот, а сейчас звонит женщина приятная, она у тебя спросит, как дела, и все, и ты думаешь...
Наталья Переверзева: Поговорить хочется.
Павел Панаев: «Вот послать бы тебя, но ты так по-доброму начала и сказала «здравствуйте, как у вас дела?», ну...» А потом понимаешь, что робот, ну и уже пошел как по маслу.
А есть какие-то старые профессии с новыми горизонтами? Вот ты остаешься, но у тебя будет нагрузка такая-то и такая-то?
Наталья Переверзева: Конечно. Вы знаете, остаются все равно востребованными узкие специальности технические, производственные. Допустим, водители спецтехники крайне востребованы на рынке.
Павел Панаев: Вы серьезно? Сейчас же все делают вот эти вот роботы.
Наталья Переверзева: Однако сейчас машины автоматизированы, они с цифровым наполнением, компьютерным, и, конечно, от специалистов-водителей как раз уже требуются совсем другие компетенции, нежели просто тормоз, газ и рычаг управления автоматический. Теперь у нас все совсем по-другому, это целая панель управления в новой технике, которую нужно использовать. И конечно, вот эти профессии даже линейные будут требовать технических компетенций в дальнейшем практически у всех направлений, сфер, как функциональных, так и отраслевых.
Однако вот хочу акцентировать внимание уже, наверное, как эйчар, как специалист, работающий с людьми разного уровня и сфер, что цифровизация, роботизация, искусственный интеллект не отменят креатива, нет, скажем, кастомизированных каких-то решений, человеческих решений, эмоциональности... Хотя и говорят, что искусственный интеллект скоро и это обретет в своем наполнении... Однако человеческие качества и работа в тонких настройках с людьми сохранится, более того, она усилится.
Павел Панаев: Очень страшно просто действительно. Иногда читаешь какие-то книги или чего-то там, какие-то заметки или статьи, а, оказывается, это искусственный интеллект написал... Не получится ли так, что писатели не нужны, журналисты в принципе не нужны? Ну вот поступила новость, загрузил в агрегатор и все, сама программа написала это все. Или все-таки человек и его эмоции будут?
Наталья Переверзева: Очень отличный, хороший вопрос.
Есть в данном вопросе две стороны медали. Даже используя искусственный интеллект, нужно качественно уметь им пользоваться, задавать т. н. задачки, промпты, как их называют...
Павел Панаев: Интегралы, направления.
Наталья Переверзева: Да-да, направления. И в зависимости от того, как мы учимся это использовать... Я еще и лидер Комитета по развитию бизнес-практик Московской Торгово-промышленной палаты, у меня есть прекрасные юристы, которые как раз занимаются авторским правом и интеллектуальной собственностью с применением искусственного интеллекта, работают на федеральных как раз проектах. И вот мы делали панельную дискуссию, обсуждали, все-таки можно ли, используя искусственный интеллект в каких-то вопросах, накладывать как авторское право, – и да и нет.
Потому что когда мы просто берем продукт искусственного интеллекта и его используем, конечно, нет, какое это авторское право? Его очень тщательно нужно проверять, точно нужно проверять и вышлифовывать. Но какие-то векторы, структуру грамотную, какие-то акценты он задает. Но даже те ссылки, которые использует искусственный интеллект, точно нужно проверять. Поэтому человеческий фактор всегда очень важен и нужен, я говорю, без него будущего нет.
И вот этот вот, наверное, весь пафос подпрыгивания с искусственным интеллектом скоро немножечко спадет, это вот я, возможно, субъективно [сужу], но я это предполагаю, и мы этим будем пользоваться, знаете, как Google-таблицами, не знаю, Excel-таблицами, просто как определенной технологией, которая полезна, сокращает время и только.
Вот один собственник мне говорит: «Я так увлекся искусственным интеллектом, в юридических вопросах он мне классно помогает договоры составлять». И тут вопрос: а дальше? Если это гражданское, трудовое право, возможно, да, а если это будет приближено где-то к уголовному праву...
Павел Панаев: Не дай бог.
Наталья Переверзева: Не дай бог, тут вряд ли поможет искусственный интеллект.
Павел Панаев: Здесь должна быть какая-то еще и человеческая составляющая.
А рынок труда как вот трансформируется сегодня? Прогибается ли он под эту цифровизацию или просто принимает правила?
Наталья Переверзева: И принимает правила, и немножко трансформируется.
Смотрите, у нас сейчас безработица, в общем-то, очень низкая, 2,3–2,4%, на рынке, и это вроде бы прекрасно, люди все трудоустроены в основной массе своей. Но, с другой стороны, это как раз дает обратную сторону, что нехватка острая практически во всех сферах, а есть ключевые, развивающиеся, где людей не хватает.
Потому что есть направления очень специализированные, например, производства, новые технологии, на импортозамещение очень многое, медицина, узкопрофильная медицина, технические специальности, IT-специальности... Никак не секрет, то при мобилизации у нас очень хороший отток произошел в 2022 году около 40%. И сейчас тенденция все равно так или иначе сохраняется. Очень много обучающих, интегрирующих платформ... И все равно эти отрасли, они будут востребованы, будут развиваться, и эти специальности будут, наверное, самыми приоритетными и дальше: космическая, строительная отрасли.
Павел Панаев: А образование, в этом плане... ?
Наталья Переверзева: Образование тоже.
Павел Панаев: Каким образом может, например, правительство направлять, чтобы учили больше вот сегодня рабочих, завтра – юристов, послезавтра – экономистов? Есть какие-то планы?
Наталья Переверзева: Давайте немножко в прошлое заглянем. У нас в 1990-е гг. было очень много юристов и экономистов как раз.
Павел Панаев: Да, я помню, особенно экономистов: там что ни плюнь, а вот экономист.
Наталья Переверзева: Да. И как раз вот эти экономисты в настоящем, и, кстати, технические даже где-то специальности, они стали работать совершенно в других отраслях: на телевидении, на радио, ну вот близкие вам сферы, очень много таких специалистов в базовом образовании. Однако они классно раскрылись в той профессии, в которой они работают.
Сейчас же очень востребованы на рынке в разных отраслях технические и IT-специальности. Это считается, что люди очень структурированные, системные, глубокомыслящие, аналитические, и их как бы берут.
Еще какие есть тренды? То, что я вижу, так как я занимаюсь и подбором персонала очень давно, – очень осторожно сейчас выкладывают вакансии компании, и это в большей степени, наверное, в процентном соотношении, я грубо скажу, около 70%, мониторят просто рынок. С чем это связано? Если есть выбор, брать нового специалиста или переложить функциональные обязанности, более универсальными сделать своих людей, то делают бо́льшую вариативность, т. е. выбор за вторым вариантом.
Павел Панаев: Со вторым: все-таки немножко подучить, немножко нагрузить, чуть-чуть доплатить.
Наталья Переверзева: Да, чуть-чуть доплатить, чем брать какую-то звезду, пока неизвестно, как она раскроется...
Павел Панаев: А это хорошо или плохо?
Наталья Переверзева: Нельзя оценивать «хорошо» и «плохо» – каждый выбирает для себя. Если мы берем какие-то развивающиеся направления, где пока команда не сформирована и все равно есть острая нехватка действительно, как мы говорим, новой крови, новых специалистов, там, конечно, берут.
Но взвешивают, вы знаете, я все больше и больше сейчас смотрю, даже не хард-скиллы, т. е. опыт и компетенции, которые есть, они, безусловно, всегда на проверку выходят в первой какой-то итерации, а решение принимают, извините, в кавычках, по химии и по софт-скиллам, т. е. какое впечатление производит человек во время общения, как он реагирует.
Павел Панаев: Все-таки важно приходить на собеседования, да?
Наталья Переверзева: Конечно.
Павел Панаев: Потому что бывает иногда, закидываешь резюме, вроде пообщались по перепискам и говорят: «Приходите, пообщаемся». Ты говоришь: «Ребят, XXI век, зачем мне вот это вот ходить и время тратить?» Важно общение тет-а-тет, глаза в глаза?
Наталья Переверзева: Это ничем не заменимое общение. Может быть, в какой-то такой вот возможности и онлайн, потому что подбирают и с регионов людей, оно, конечно, как начальный формат допустимо. Но личное общение, та энергетика, которая идет от человека, когда ты общаешься с ним, она не заменима ничем.
И конечно же, ты общаешься вербально, паравербально, полностью, и ты считываешь человека совсем по-другому. И тогда рождается уже какое-то как послевкусие, когда ты понимаешь, твой человек или не твой, готов ты с ним общаться, в партнерстве строить, в наем ты его берешь или...
Павел Панаев: Это прямо как в отношениях.
Наталья Переверзева: Конечно.
Павел Панаев: Жених с невестой пришли и смотрят друг на друга, примеряются, «ну вроде нормальный», а потом семейная жизнь покажет.
Из Новосибирской области сообщение пришло: «Неужели в медицине искусственный интеллект заменит врача?» – Игорь спрашивает. Такое возможно в будущем: пришел ты на прием, заполнил анкетку, а искусственный интеллект тебе «болен, ОРЗ» или «ветрянка»? Или все-таки нет, такого не будет?
Наталья Переверзева: Да.
Павел Панаев: Да все-таки?
Наталья Переверзева: Да. Но здесь смотря в какой специфике. Я вот приглашаю на стратегические сессии к себе в комитет и общаюсь с IT-компаниями, и я точно прямо знаю одну, которая занимается цифровизацией, допустим, карт больничных. Ты пишешь через сайт, оставляешь какую-то информацию, есть какие-то бумажные носители, и с помощью искусственного интеллекта создаются продукты, которые ускоряют процесс распознавания и быстрого, скажем, предоставления информации, обратной связи как от медицинского учреждения человеку, так и внутри.
Это не заменяет экспертизы врача, т. е. мы говорим о том, что искусственный интеллект помогает сокращать время и оптимизировать то, что можно сделать с точки зрения повторяющихся упрощенных процессов.
Павел Панаев: Проще говоря, всю рутину отправляют на искусственный интеллект.
Наталья Переверзева: Да.
Павел Панаев: СМС из Волгоградской области: «Владею в совершенстве скоростной записью специальными стенографическими знаками (стенографией), имею огромный практический опыт работы. Организация, где я работаю, приобрела программу искусственного интеллекта, но это очень, очень сырой текст с миллиардом ошибок, поэтому приходится работать еще и редактором». Ну вот это та история, что...
Наталья Переверзева: Да, именно про это я и говорю.
Павел Панаев: ...в принципе взяли, чтобы помочь, но оказываешься человеком, который обслуживает еще эту программу, проверять за ней ошибки.
Родители, у которых сейчас дети на распутье, кем быть, что посоветуете на ближайшие 15–20 лет? В какие профессии отдавать детей? Кто будет котироваться? Давайте 15.
Наталья Переверзева: Вы знаете, я как мама могу даже сказать, у меня двое детей, мальчик и девочка: одной посоветовала диджитал-маркетинг, стратегию, второму – IT и аналитику, транспортная отрасль. Они в этом направлении развиваются, идут.
И точно так же те сферы, которые сейчас есть, национальные проекты, я еще раз перечислю: IT-сфера; маркетинг никуда не уйдет, эта сфера будет цифровизироваться, диджитализироваться, но она сохранится; космическая отрасль; агрокомплекс; производственные отрасли, технические специальности. Они, безусловно, будут востребованы, что бы ни происходило у нас в стране.
И человеческий фактор будет приобретать все равно все бо́льшую и бо́льшую ценность именно человеческих компетенций и человеческого интеллекта, человеческих ценностей, отношения человека и его ответственности, его вовлеченности в процесс, для того чтобы именно обогащать ту сферу деятельности, в которой действует человек.
Павел Панаев: Слушайте, вы здорово сказали. Вот из Тульской области вам прямо подтверждение: «Искусственный интеллект никогда не заменит учителя и воспитателя, потому что нужна человечность».
Наталья Переверзева: Да, я согласна.
Павел Панаев: Из Коми СМС-сообщение: «К каждому делу нужно подходить творчески, проявляя разумную инициативу, и тогда всякая работа будет в радость, а не ежедневной тягомотиной». Тверская область вторит вам: «Будут нужны программисты, инженеры и ученые».
Космос покорим в ближайшие 15–20 лет до такой степени, что будем туда как туристы летать, туда-сюда обратно, и недорого?
Наталья Переверзева: Я сейчас скажу такую не совсем свойственную для себя как полунаучного работника [вещь]: есть такое мнение, что вопрос, Америка действительно летала ли в космос, были ли они где-то там...
Павел Панаев: Да, были ли на Луне.
Наталья Переверзева: Были ли они там, или это красивые декорации.
Мы все-таки первые полетели, мы первые делаем инновации. Хоть у нас переманивают наших специалистов, но я очень глубокий патриот нашей страны и Родины, считаю, что и духовные качества, и интеллектуальные качества у нас издревле настолько перемешаны с различных корней, отраслей, мы вбираем в себя самое лучшее, сильное, поэтому потенциал у такой огромной страны просто всеобъемлющ. И есть уверенность, что за нами будущее этой планеты.
Павел Панаев: Офисы в будущем сохранятся или нет?
Наталья Переверзева: Да.
Павел Панаев: Потому что очень много все-таки на удаленку уходят, отправляют: раз уж это IT-специалисты, ну сиди ты дома и свои программы...
Наталья Переверзева: Вы знаете, вот на крайней конференции, на которой я была, в Торгово-промышленной палате, где очень много поднималось вопросов искусственного интеллекта, цифровизации, роботизации, там именно при взаимодействии со странами БРИКС рассматривались различные варианты, как можно интегрировать экосистемы для бизнеса, для образования, для вот этих вот приоритетных сфер. И был ролик, где показывали виртуальный офис, где могут заходить компании, представители и в этом офисе существовать.
Я предполагаю, что за этим, безусловно, будущее, однако это не заменит, точно так же как живых людей, живое пространство, где можно сесть в какой-нибудь уютной зоне отдыха, поговорить и родить самые лучшие идеи, которые даже на совещаниях почему-то не рождаются, потому что все очень «облико морале» ведут, а вот за кофе-брейком это все легко.
Павел Панаев: Еще вот прямо чуть-чуть осталось времени, СМС-сообщение из Иркутской области: «Есть ли профессия будущего для пенсионера? Мне 62 года, хочу уйти с работы и думаю, на что заменить», – буквально 20–30 секунд.
Наталья Переверзева: Да, и для пенсионеров, и инвалидов сейчас много создают. Здесь просто, наверное, готовность работать в онлайн-формате, как раз работать с этими цифровыми площадками, потому что где-то помогать, консультировать, информировать, работать именно с человеческим фактором останется востребованным все равно.
Павел Панаев: Главное – желание работать.
Наталья Переверзева: Главное – желание работать.
Павел Панаев: В любом возрасте.
Наталья Переверзева: И все-таки идти в ногу со временем и не бояться компьютеров, цифровых технологий и разбираться.
Павел Панаев: Спасибо вам большое!
Наталья Переверзева, консультант по управлению персоналом.