Распределение после вуза
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/raspredelenie-posle-vuza-87296.html
Мария Карпова: Алена Чукина с нами на связи, карьерный эксперт центра «Профессии будущего». Алена, здравствуйте.
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Алена Чукина: Доброе утро. Спасибо большое, что пригласили подискутировать на столь интересную и актуальную тему.
Петр Кузнецов: Вот.
Мария Карпова: Алена, скажите, для чего сегодня можно было бы вернуть обязательное распределение, учитывая, что как минимум экономическая модель совсем другая рынка труда?
Алена Чукина: Мне кажется, что ключевой аспект здесь кроется именно в культурологических аспектах, а именно, когда мы берем разбивку молодого поколения, которое определяет для себя точку А в выстраивании карьерной стратегии, не всегда есть четкое понимание, к чему я хочу прийти и к чему я хочу двигаться.
И вот целевое направление, целевой подбор, он здесь как бы показывает некие базисные вещи, т. е. за меня как будто бы решили и определили некий вектор карьеры, и после этого я уже, опираясь на этот базис, могу выстраивать свою дальнейшую карьерную стратегию.
Но если задаваться вопросом о том, насколько уместно и вот стопроцентно, железно сказать, что целевой подбор необходим, – мне кажется, что все-таки должно быть право выбора у начинающего абитуриента в рамках выстраивания дальнейшего его профессионального пути.
Мария Карпова: Тогда давайте поговорим, чем отличается целевое обучение от распределения, от обязательного распределения.
Алена Чукина: Если мы будем все-таки давать более кастомизированное распределение, то здесь, наверное, с точки зрения именно нюансов. Если просто целевой подбор, когда я получил образование и меня направили на определенную локацию, где мне необходимо отработать определенное количество времени, и если мы будем говорить про распределение, то там определенные аспекты с льготами, которые демонстрируются для абитуриента, они будут более узкие.
То есть, например, меня могут направить, но предоставить аренду жилья, мне это жилье не пойдет в дальнейшем непосредственно в собственность, или же условно у меня будет очень кастомизированный, очень узкий пакет, допустим, ДМС, или же пакет, именно связанный с пропитанием. В зависимости от программы, которую для себя расширяет вуз или непосредственно ссуз, вот это нужно учитывать.
Мария Карпова: Допустим, если все-таки попробовать ввести эту систему, порассуждать, если бы ее вернули, как эта система сегодня должна отличаться? Что бы вы взяли из прежнего опыта, а что точно убрали бы?
Алена Чукина: Мне кажется, это вопрос такого экзистенциального характера. В первую очередь, мне кажется, очень важно было бы спросить именно про запросы начинающего поколения, которое только формирует свою профессиональную деятельность, потому что многие не готовы на тот срок, который под собой подразумевает целевой подбор, действительно уезжать, релоцироваться из своего родного города, от своей семьи.
И вот здесь важно учитывать, какой срок будет комфортный для формирования профессиональной идентичности, а это действительно от 3-х лет, но, возможно, не нужно делать 5 лет или, как некоторые писали в комментариях, 15 лет, потому что не каждый готов, не у каждого психотип позволит на самом-то деле погружаться в такое длительное путешествие, в такой длительный профессиональный бэкграунд, и не совсем понятно, вообще вписывается это в карьерную стратегию человека или же нет.
Мария Карпова: Как к такой инициативе относятся специалисты по подбору персонала?
Алена Чукина: Я думаю, что относятся положительно. У меня нет именно статистических данных, которые я могла бы привести, но если мы будем опираться на практические действия и на то, что я слышу от коллег, когда мы встречаемся на форумах, когда мы в принципе видим условно повышающуюся активность на рабочих ресурсах, действительно, многие менеджеры по подбору персонала охотно рассматривают для себя соискателей, которые проходили целевой подбор. Почему? Потому что, как правило, это региональная история, и она сталкивается с нехваткой и действительно дефицитом кадров.
И, как мы слышали ребят, которые сейчас рассказывали свои мнения, делились своими откровениями, это все-таки про то, что не каждый готов уехать из столицы в регион, а кадров не хватает. И очень важно поднимать профессиональную планку или, как мы говорим с точки зрения карьерных консультантов, профессиональную растяжку, т. е. дотягивать тот уровень компетенций и знаний, которые транслируются условно в столице, в региональные аспекты, где я могу предъявить и делиться этими знаниями и навыками.
Мария Карпова: Но опять же, обратная ситуация. Вот если, например, врач отработал 3 года в глубинке, хочет вернуться в большой, современный город, это же для него будет практически невозможно. Тут скажется и отсутствие доступа к технологиям, и какое-то минимальное профессиональное общение. Вот как такую проблему можно решить?
Алена Чукина: Условно, если мы будем говорить про карьерный переход, связанный с локацией и трансляцией своего опыта, конечно, это будет карьерный стоппер и определенный карьерный кризис. Если мы говорим о жесткой структуре, допустим, если у меня было целевое распределение и мне нужно отработать 5 лет, а я отработал 3 года, то мне необходимо будет возмещать определенную компенсацию за то, что я не выполнил условия договора. Это один момент.
Если мы не берем именно эту жесткую конструкцию, а просто говорим, что человек отработал все 5 лет, которые как бы изначально оговаривались, приобрел определенный опыт, но сейчас он хочет масштабировать свою практику, расширяться как профессионал и совершать переезд, то здесь нужно как раз-таки оценивать свою карьерную стратегию.
И условно, что можно сделать сейчас, чтобы этот кризис был не столь остро проживаемый, – это как раз обратиться, допустим, к карьерному консультанту, который поможет в рамках карьерной стратегии подсветить теневые места и кризисные моменты амортизировать. Благо, что сейчас на самом деле условно тот же наш центр «Профессии будущего» предлагает бесплатно карьерную консультацию, которой могут воспользоваться ребята.
Петр Кузнецов: Спасибо за вашу консультацию в прямом эфире!
Мария Карпова: Спасибо, Алена!
Петр Кузнецов: Алена Чукина, карьерный эксперт центра «Профессии будущего».
Через секунду мы поговорим о профессии настоящего самой что ни на есть – о курьерах.