Петр Кузнецов: Давайте поговорим, продолжим тему. Светлана Скакун, HR-специалист, с нами на связи как раз из Санкт-Петербурга. По этой теме, кстати, активен Петербург вот к этой минуте, может быть, как-то это все и связано... Светлана, доброе утро. Светлана Скакун: Доброе утро. Петр Кузнецов: Основная причина, по которой большинство россиян не просят повышения зарплаты, как мы выяснили из инфографики, посвященной соответствующему опросу, – это страх: уволят, лишат премии, в лучшем случае понизят в этой истории. Давайте в природе этих страхов мы копаться не будем, наверное, они куда-то уходят глубоко-глубоко в историю, но просто давайте поговорим лучше о том, как нужно делать специалисту, которому много-много лет, он хороший специалист, по крайней мере нужно же про себя это знать, прежде всего с этого начинать, ничего не прибавляют. Вот я слышал, например, что «я много работаю» – это вовсе не аргумент для любого начальника. Светлана Скакун: Совершенно верно, это действительно не аргумент. Но давайте сначала разберемся с «много-много лет». Если много-много лет вообще не повышают заработную плату, то это как минимум очень странная ситуация, потому что даже в Трудовом кодексе у нас прописана такая штука, как индексация. То есть каждый год по определенным критериям заработная плата должна как минимум индексироваться, и это не про прибавку зарплаты, это реально про индексацию в соответствии с инфляцией и какими-то внутренними нормативными актами, если мы говорим про коммерческие организации. Про бюджет, там вроде более-менее стабильно. Если говорить о том, что сделать, чтобы помимо индексации еще что-то повысили, еще как-то что-то дополучить, то, наверное, самое первое, что важно понять, – это вообще с чего вы взяли, что зарплату вам должны платить больше. Потому что вот эта история «я много работаю», «Вася получает больше», «в соседней фирме получают больше» – это на самом деле действительно не аргумент. Аргументом может быть что? Допустим, вы пришли на одни условия, на одну должность, а фактически, допустим, за год вашей работы ваши обязанности увеличились, уровень ответственности увеличился, и тогда уже можно обращаться с предъявлением, скажем так, анализа вашей работы, результатов вашей работы и говорить: «Вот смотрите, мои обязанности изменились вот так, у меня добавились вот такие функции, добавилась вот такая ответственность...» То есть показать своей работой, что сейчас вы уже не на том уровне, о котором изначально договаривались, и вот изначальный ваш уровень стоил столько, а уровень ваш сейчас – это совершенно другая история. Очень многие используют такой не очень грамотный метод просить повышения зарплаты, они говорят: «Вот в соседней конторе А больше зарплата», и обычно они на это слышат что-то типа: «Ну и иди тогда в контору А». Но здесь какая история? Шантажировать условно можно только тогда, когда вы действительно готовы пойти туда, т. е. если вас там уже ждут, вам там уже сделали оффер, тогда можно сказать: «Или вы мне повышаете, или я уйду». Но я считаю, что это не очень хороший способ, а все-таки лучше показывать свою значимость через результаты своей работы, фокусироваться на том, что вы делаете классно. Еще немножко о том, чего не надо делать, – это, знаете, такая история, когда сотрудники начинают жаловаться. Жаловаться, плакать о том, что «вот посмотрите, в чем я хожу», как уже был сегодня пример, «на жизнь не хватает», «работы много, я зашиваюсь, рабочий день огромный». И вот в этой истории получается такое давление на жалость руководителя. Из жалости повышать заработную плату вам никто не будет. Фокус надо делать не на негативных каких-то составляющих, а на результативности, на том, что вы действительно эксперт, вы ценный специалист. Можно привести, допустим, какую-то среднюю, медианную зарплату по рынку, например, если вы понимаете, что в среднем в вашем регионе по рынку уровень заработной платы на этой позиции, вот он такой. Но опять же, здесь есть небольшой риск из разряда, что вам скажут: «Ну иди тогда туда, где он такой». Очень многое зависит от отношений с руководителем. Мария Карпова: Еще один метод, о котором пишут наши телезрители, я бы назвала это шантажом, – пишут заявление на расчет, об уходе... Вроде как «если не повышают зарплату, тогда я уходил с этого рабочего места», так написал Валерий, по-моему, из Иваново. Опасненько, да? Светлана Скакун: Опасненько. Тут надо быть готовым к тому, что скажут: «Ну окей, уходи». То есть если действительно вы уже на грани и готовы уйти, то тогда да, этот метод подходит. Но я бы его не рекомендовала использовать, если у вас вот этого вот запасного аэродрома нет. Чаще всего такой способ используют те, у кого уже действительно на руках оффер от другого работодателя, предложение заработной платы и должности, вот тогда бывает, частенько идут руководители, работодатели на повышение, потому что понимают, что да, сотрудник ценный, он может куда-то деться. Но если такого нет, то лучше не надо. Петр Кузнецов: Светлана, у нас буквально минута, и еще один прием – это пойти на курсы повышения квалификации, обучиться чему-то, вырасти как специалист. Вот этот прием сработает? Или ты просто так и останешься тем же молчуном, но вот только более профессиональным? Светлана Скакун: Прием сработает, если он будет виден в результатах вашей работы. Потому что сходить поучиться и показать корочку «вот он я, теперь специалист» – это бесполезная история: корочка сама по себе ничего не дает. Но если после этого обучения результаты вашей работы меняются в лучшую сторону, то, конечно, это будет аргумент. Потому что у нас многие учатся, просто чтобы учиться и чтобы показать, что «вот смотри, сколько у меня бумажек красивых». Петр Кузнецов: Да, есть такие. Светлана Скакун: Но если вы учитесь применять это в своей работе, то, конечно, это аргумент. Петр Кузнецов: Светлана, спасибо вам большое! Я уверен, мы кому-то да помогли. Спасибо за комментарий, за советы! Светлана Скакун, HR-специалист из Петербурга. Несколько сообщений, и у нас еще на связи скоро будет эксперт, с другой стороны зайдем, как раз у нас будет сам руководитель. Сейчас: «Это унизительно, просить, как к барину на поклон», – считает телезритель из Архангельской области. Он даже не боится, а просто это унизительно для него. Мария Карпова: Из Вологодской области: «Да, повысили, на 800 рублей». Петр Кузнецов: На 800 рублей? Но повысили же, галочку поставили. Мария Карпова: Но повысили же, да, отличный аргумент. Петр Кузнецов: Алексей Никонов с нами на связи, он владелец мебельного производства из Москвы. Сейчас вот с этой стороны посмотрим на этот вопрос. Здравствуйте, Алексей. Мария Карпова: Здравствуйте, Алексей. Алексей Никонов: Доброе утро. Петр Кузнецов: Алексей, давайте представим, что я ваш сотрудник, я к вам прихожу и говорю: «Мне нужна зарплата больше», – с какими-то аргументами... Что вы скажете? Мария Карпова: Ваш сотрудник недавно купил новый шуруповерт. Петр Кузнецов: Да, кстати. Алексей Никонов: Коллеги, это такой вопрос очень непростой на самом деле по повышению зарплаты. Во-первых, мы как производство работаем в рамках бюджета, в рамках годового бюджета, и у нас распланировано производство, количество производства, у нас не стихийное производство. И когда мы работаем в графике в плановом, хотя бы год, 3–5 лет, у нас есть планы, мы не можем так просто сказать, за функцию доплачивать дополнительные деньги. То есть у нас есть распланированный бюджет, в рамках которого мы работаем. Мы работаем в рамках функций. Если человек приходит и говорит: «Вот я выполнял такую-то функцию, я сейчас готов к этой функции взять другую функцию», – тогда мы готовы, да. Вот у нас есть норматив, у нас есть описание, сколько стоимость этой функции, мы за эту функцию [будем] платить. А в рамках рабочего процесса, когда человек говорит: «Вот я обтягивал мебель, я сегодня получал определенную сумму, а сейчас хочу на 20% больше получать», – так у нас не работает, и так оно в принципе не может работать. Иначе, если будет такая система, мы не сможем держать цену, мы не сможем вообще продавать свою мебель, мы не сможем строить свои бизнес-процессы и не сможем работать в рамках бюджета. А когда сотрудники говорят, что готовы уйти на другое предприятие, на самом деле это же манипуляция, а она не сработает. Кто умеет читать, они идут на испытательный срок, у них зарплата меньше; не факт, что они там сработаются... Гораздо выгоднее иметь стабильную зарплату, иметь стабильные прогнозы, что в течение года ты точно будешь работать на этой работе, что компания работает, что она стабильна и стабильно выплачивает зарплату и т. д., и т. д. Я считаю, что когда есть индексация зарплаты среди года, это нестабильная работа. Петр Кузнецов: Вы сейчас отвечаете как настоящий начальник на самом деле, я прямо почувствовал, что да. Мария Карпова: Да: «Спасибо, я пошла работать». Петр Кузнецов: Хочется сказать: короче, вы зарплаты не повышаете своим? Алексей Никонов: В течение года мы не повышаем. Мы ее индексируем раз в год в начале года, смотрим, что у нас с экономикой, как мы индексируем цену на свою продукцию... Исходя из того, что смотрим, как рынок работает, если мы можем цену поднять на свою продукцию и рынок будет ее покупать, мы индексируем зарплаты. То есть мы работаем в рамках рыночной экономической ситуации. Петр Кузнецов: О любимчиках здесь писали: если любимчик, то у тебя больше шансов, писали наши телезрители, видимо, на собственном опыте как-то... Если вы понимаете, что вот у вас есть какой-то действительно ценный... Мария Карпова: ...кадр. Петр Кузнецов: ...сотрудник, может быть, здесь как-то... ? Просто вот хороший человек, ну вот приятно, что он работает в вашей компании, – вы попытаетесь его, было такое, удержать хоть чем-то? Алексей Никонов: Смотрите, хороший человек – это не функция. Петр Кузнецов: Согласен. Алексей Никонов: Хороший человек – это хороший человек. А если человек говорит, опять же он говорит, что ему предложили какую-то зарплату на другом месте, еще что-то, мы всегда обсуждаем тот функционал, который он делает. И если на самом деле вот тот функционал, который он исполняет, он задерживается на работе, перевыполняет планы, делает дополнительные какие-то действия, мы... Конечно, каждый этап работы у нас индексирован, у нас за каждый элемент дополнительной работы есть нормо-час, сколько мы за это платим, и мы это добавляем. Но это в рамках бюджета, это вполне нормальная история. Просто сотрудники когда работают, они не должны перевыполнять свою работу, а если они перевыполняют, они сразу должны за это просить, к примеру, двойная смена, ночная смена и т. д. И тогда зарплаты будут складываться очень правильно, очень хорошо. А если вы перевыполняете, а потом говорите: «Ой, я там много работаю, мне не платят», – так вы скажите, выполните свою функцию, потом придите скажите, что вы готовы взять больше работы и будете делать. А по поводу любимчиков – ну это же не ведение бизнеса, это неправильно. То есть любого человека можно заменить, я всегда говорю, незаменимых людей не бывает. Да, это бывает непросто, да, это бывает трудно, но вы должны создать такую атмосферу в коллективе, такой фонд заработной платы, чтобы люди минимально думали о том, что где-то надо найти на стороне либо сделать дополнительные шаги в сторону смены работы. Петр Кузнецов: Спасибо, Алексей! Алексей Никонов, владелец мебельного производства, и его комментарий.