Реконструкторы памяти
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/rekonstruktory-pamyati-77267.html
Анастасия Семенова: В России множество клубов исторических реконструкций, на каждый крупный город – с десяток. Сегодня это целая индустрия, начиная с историков, которые занимаются поиском архивных материалов, подлинных вещей, портных, которые вручную шьют униформу и экипировку, и заканчивая созданием реплик холодного и огнестрельного оружия.
Антон Липовский: Наибольшую популярность приобрели клубы, воссоздающие события Отечественной войны 1812 года, русское, европейское средневековье, и, конечно же, XX век, прежде всего это Великая Отечественная война. Сегодня у нас в гостях Анатолий Артамонов, руководитель военно-исторического клуба «Пехотинец», город Волгоград.
Анастасия Семенова: Анатолий, доброе утро, здравствуйте.
Антон Липовский: Здравствуйте. Мы вас приветствуем.
Анатолий Артамонов: Доброе утро, здравствуйте.
Антон Липовский: Вы по форме.
Анатолий Артамонов: Так точно.
Антон Липовский: Честь отдавать не буду. Тема очень большая, во-первых, давайте, наверное, банально начнем и ответим скептикам на то, зачем вообще нужны все эти ряженые представления, как некоторые называют, я специально почитал отзывы, некоторые так пишут.
Анатолий Артамонов: Да, это нормально.
Анастасия Семенова: Обидно.
Антон Липовский: Да, обидно. Я знаю тот уровень подготовки.
Анатолий Артамонов: Честно, нас зацепила одна история, когда у нас в центре города, где центральный универмаг, по сути, был переломный момент хода Великой Отечественной войны, где был сломлен дух немецкого солдата, где был пленен командующий армией Фридрих Паулюс. И приходя в этот музей я всегда спрашивал у ребят: «Ребята, чем интересен этот музей, что вам вообще понравилось, чем значим этот музей?», а каждый школьник говорит: «Да мотоцикл классный». Все. А не то, что это был переломный момент в этом месте. И мы решили предложить музею: давайте мы воссоздадим, как произошло пленение Паулюса. Мы во многих архивах, в исторических документах, начали шить форму. Можно сказать, мы полностью воссоздали саму эту постановку, потом попытались даже с фотографической точностью подбирать актеров, хотя сами мы не актеры, мы обычные люди. У нас получилось, и с 2006 год по сей день, каждый год, 31 января, именно в день пленения, мы воссоздаем эту постановку. У нас уже и актеры все поменялись, уже все серьезнее.
Антон Липовский: Даже тот человек, который играет Паулюса в реконструкции, частично похож.
Анатолий Артамонов: Частично похож.
Антон Липовский: Вот это подход.
Анатолий Артамонов: Он у нас четвертый актер по счету.
Антон Липовский: Четвертый Паулюс.
Анатолий Артамонов: Четвертый Паулюс, да. Потому что тоже меняется, мы выбираем. У нас изначально был Ласкин, можно сказать, не совсем уставной человек, видно было, что переигрывает. Нашли человека, который все по-армейски точно говорит. И даже когда решили потом это экранизировать, Шмидт у нас там говорил с саксонским акцентом, пришлось найти немца с саксонским акцентом, который у нас озвучивал Шмидта.
Антон Липовский: Ничего себе.
Анатолий Артамонов: Потому что, раз уж мы с исторической точностью подходим, хочется, чтобы это все было до мелочей, чтобы это было как пособие, и школьное пособие, и для историков, чтобы потом это было достойно, можно было посмотреть. Да, может быть, называют ряжеными, но ветераны уходят, а кто, как не мы, должны доносить эту историю, страшную историю. У нас каждый квадратный метр в Сталинграде, в Волгограде пропитан кровью, и каждая улица названа подвигами, поэтому кто, как не мы, должны доносить и говорить об этой правде.
Антон Липовский: Сколько же силы реально уходит на подготовку одной какой-то сцены, одного какого-то эпизода?
Анатолий Артамонов: Это, конечно, зависит от того, что мы хотим показать. Если там какое-то скопление техники, то бывает от полугода.
Анастасия Семенова: То есть от масштабов зависит?
Анатолий Артамонов: От масштабов зависит, да, что мы хотим. Если оборона элеватора, сколько немцы туда стягивали техники, артиллерии, сколько они били, несколько недель били элеватор, так как, когда Паулюс подошел к городу, он увидел самое большое здание – это элеватор, и захотел взять его первым.
Анастасия Семенова: Сколько человек участвует в таких постановках? То, что вы делали, самая массовая?
Анатолий Артамонов: Самая массовая – это порядка 600 человек.
Анастасия Семенова: Так легко об этом говорите, 600 человек.
Антон Липовский: Ничего себе. А сколько единиц техники было задействовано? 600 человек и?
Анатолий Артамонов: Порядка 20 единиц техники. Но это только у нас. Мы же ездим по городам России. Например, в Ростове у меня 1000 человек, я только командовал, я был на стороне немецкой армии, кто-то порой должен командовать еще и на немецком языке, у меня в подчинении было 450 человек. Помимо этого идет взаимодействие с авиацией, с техникой, которая ездит по земле.
Анастасия Семенова: С ума сойти.
Антон Липовский: Я просто хотел сказать, если у вас есть какой-то вопрос к Анатолию или вы хотите поделиться своими эмоциями, вас впечатлила та или иная реконструкция, позвоните нам в прямой эфир, обязательно об этом расскажите. Анатолий, что вы чувствуете внутри? Я думаю, что все меняется, когда начинается реконструкция, вы, например, начальник штаба Красной армии или рядовой солдат, что с вами происходит, что внутри в этот момент?
Анатолий Артамонов: Во-первых, это трепет. Мы всегда должны показать точно, не должны показать лажу, все должно быть правдиво. Конечно, можно сказать, я больше как техник, я всегда радею за то, чтобы на площадке, это самое сложное – взаимодействие с техникой, чтобы она не сломалась, не заглохла, взаимодействие с командирами, чтобы у нас все было вовремя и чтобы вся картинка сложилась, и с пиротехникой. Мы должны показать, не подвести наших ветеранов, показать правдивую картинку.
Анастасия Семенова: То есть это такое массовое театральное представление?
Антон Липовский: За этим стоит колоссальный объем работы.
Анастасия Семенова: Кто эти люди, которые принимают участие? Вы сказали, 600 человек, 1000 – это реконструкторы? Как вы их находите?
Антон Липовский: Актеры, похожие на Паулюса.
Анастасия Семенова: Актеры массовых сцен.
Анатолий Артамонов: Когда снимается какая-то узкая театрализованная постановка, там порой могут быть и актеры, а на реконструкции, конечно, обычные люди разных профессий и абсолютно разных возрастов. Так как мы уже как семья в России, именно сообщество реконструкторов, соответственно, все знают друг друга. Приезжая в Ядрин (Чувашию) или в Бирск (Башкирию), мы все друг друга знаем, Киров, Казань, тут это огромное у нас. В этом году мы даже едем в Красноярск, у нас все друг друга знают. Мы также и с техникой взаимодействуем. Поэтому, когда начинается какая-то реконструкция, обычно люди с удовольствием приезжают к нам в город.
Анастасия Семенова: Клич кидать не нужно, все и так уже знают.
Анатолий Артамонов: Да, да.
Анастасия Семенова: Мы общались до эфира, вы сказали, что у вас брат, что он костюмер, что у вас вся семья задействована. Расскажите, кто что делает?
Анатолий Артамонов: Так уж повелось. Конечно, мы изначально вместе с братом делали костюмы, когда-то я и по коже работал, брат именно с тканью. Я потом просто перешел уже на более тяжелые материалы, на технику, так сказать, а брат до сих пор шьет. Он полностью решил воссоздать, например, всю линейку костюмов правоохранительных органов, от первого городового до наших дней, то есть пошил полностью все манекены. Сейчас у него идея – он решил воссоздать, какие были виды противогазов, например, от нашего первого до современности. Плюс еще углубляется и в другие страны, чтобы было какое-то сравнение. Мама у нас мощный кулинар. Мама у нас кормит большое количество людей. В данный момент, именно сегодня, она как раз кормит полторы тысячи жителей города Волгограда.
Анастасия Семенова: Вот это да. Одна все?
Анатолий Артамонов: С помощником, конечно, но все равно готовит-то она.
Антон Липовский: Анатолий, я могу сказать, что город Волгоград, те события, которые происходили, статус города накладывают, конечно, какую-то особенную ответственность. И вот пришло сообщение, не могу его оставить в стороне, из Пермского края: «Есть документальные фильмы, а реконструкторы занимаются уже чем-то, не тем». Давайте опустим, да, как написано. Давайте сейчас развеем этот миф, что вы делаете какое-то художественное кино. Вы, насколько я знаю, работаете с архивами, вы работаете с историками, вы подробно интервьюировали ветеранов. Как вообще эта работа собирается по крупицам, чтобы все-таки ответить всем этим скептикам.
Анатолий Артамонов: Нет, я скептиков понимаю, я понимаю, что порой в постановке, в которой мы показываем ту же реконструкцию, конечно, возможно, нужны какие-то километровые расстояния, то есть понятно, что техника работала.
Антон Липовский: Все же понимают, о чем идет речь.
Анатолий Артамонов: Да. Но так как мы все-таки показываем это для зрителей, которые приходят, и мы для них, конечно, должны показать эту битву, чтобы все ее могли увидеть, что мы не загородили за каким-то забором или что у нас артиллерия где-то находится. Поэтому, конечно, есть какие-то условности на реконструкции. Но в целом, конечно, кучу документов, кучу архивных документов, которые воссоздаются, те части, которые были в тот момент, они обозначаются, какая техника была в тот или иной момент именно там-то, то есть не просто какая-то Т-34, которая у нас 85, которая была только в Сталинградской битве, которой не было по сути, естественно, выбирается даже та техника, которая была на тот момент той битвы, которую мы показываем. Соответственно, говорить о том, что что-то делаем не так, ну, понятно.
Анастасия Семенова: Найдется тот человек, который скажет, что все не так.
Антон Липовский: А когда вы видите подрастающее поколение, вот вы провели ту или иную реконструкцию, как реагируют дети, вот что самое важное, это же не для взрослых происходит прежде всего.
Анатолий Артамонов: Самая главная наша награда – то, что мы делаем, это как раз отклик именно подрастающего поколения, этой молодежи, которые с горящими глазами видят (они хотят потрогать, даже порой и на танке их прокачу, и на машине их прокачу), которые из мероприятия в мероприятие приходят к нам.
Анастасия Семенова: А потом уже и помогать вам будут через какое-то время.
Анатолий Артамонов: Да, уже становятся участниками, и у нас в клубе уже несколько детей, которые уже взрощенные, уже и по форме, и уже с нами в строю. Поэтому ради них мы и делаем все это, давно бы уже, может, и закончили, но, глядя на это…
Анастасия Семенова: Глаза?
Анатолий Артамонов: Да, на эти глаза. И уже видно, что у них спрашиваешь, они отвечают на эти исторические моменты, вот это как раз самая главная награда для нас.
Анастасия Семенова: Вы снимаете кино, расскажите, пожалуйста, вы нам до эфира рассказали о фильме, который вы хотите сделать, хочу, чтобы вся страна об этом узнала.
Антон Липовский: И есть у вас одна кинолента, победитель престижного конкурса, напомните, какого конкурса?
Анатолий Артамонов: В 2017 году мы получили приз «Ника» на кинофестивале «Щит и меч» в Перми, это именно исторический фильм по пленению фельдмаршала Паулюса, фильм снимался три года, 30-минутный фильм, в котором мы полностью воссоздали, как наши войска подходили к универмагу, как пленили Паулюса и везли его на допрос, как происходил сам допрос, то есть воссозданы с фотографической точностью все люди, генералы, и с немецкой стороны. Недавно, в том году, мы завершили фильм о подвиге старшины Буханцева, история 1952 года, он получил «Лучший патриотический фильм» в Казани на фестивале «Белая птица».
Антон Липовский: А «Нику»-то вы получили, снимая фильм, давайте сразу сделаем такую небольшую ремарочку, но очень важную, вы снимали своими силами, не имея никакого бюджета с точки зрения создания кино.
Анастасия Семенова: И режиссер, и звукорежиссер.
Антон Липовский: То есть все своими силами.
Анатолий Артамонов: Абсолютно полностью, вся форма пошита, вся техника, все ребята, которые там участвовали в массовке – это члены нашего клуба, плюс у нас есть наша следственная академия, которая часто дает нам курсантов, которых мы также переодеваем, гримируем. Также и фильм про старшину Буханцева и все остальные мы снимаем без коммерческой поддержки, может, с одной стороны, и к лучшему, мы ни от кого не зависим, мы спокойно создаем, вкладывая свою душу и силы.
Антон Липовский: Есть большие подвиги.
Анастасия Семенова: А дальше что? Какой фильм дальше?
Антон Липовский: Вот я и хотел сказать.
Анатолий Артамонов: Знаете, конечно, я расскажу. Семимильными шажками подходим к фильму, который будет называться «Позывной школьника», история юного разведчика Саша Филиппова. Это парень, который был внедрен немцам, чистил им сапоги, и по кухням мог определить, сколько немецких солдат находится в том или ином секторе, и доводил информацию в течение недели вместе с напарницей Марией Усковой. У меня, конечно, есть еще идеи, пишется сценарий. У нас никто никогда не снимал, нет ни одного фильма про санинструкторов, про хрупких девчонок, которые выносили.
Антон Липовский: Это правда.
Анатолий Артамонов: Да, у нас есть подвиг Гули Королевой и Натальи Качуевская, это две санитарки, у них были похожие подвиги. И вот сейчас мы как раз подвиг про Натальи Качуевской пишем сценарий. Плюс у нас еще пишется сценарий про 1995 год, про подвиг одного милиционера. И по мере подхождения к этому фильму, создания тех или иных моментов, там есть момент, нужно технику сделать, там даже нужна машина, которую нам надо сделать, и милицейскую, которую мы в кадре видим.
Анастасия Семенова: Это вы сами своими руками делаете?
Анатолий Артамонов: Сами, руками, да. У меня даже есть в «Буханцеве», если посмотрите, там у меня есть момент, где я сам на своем грузовике, бил свой грузовик на скорости, там аварию делал.
Антон Липовский: Серьезно? Все живы, все здоровы?
Анатолий Артамонов: Серьезно, да, все живы.
Анастасия Семенова: То есть без каскадеров?
Анатолий Артамонов: Без каскадеров, абсолютно, да.
Анастасия Семенова: А сценарист? Как-то с историком вы связываете? Где вы находите все эти истории, потому что вот вы нам сказали, что вот сестра ли она была с Сашей или нет, есть точная информация?
Анатолий Артамонов: Да. Это, во- первых, конечно, и архивы, и родственники, и мы записываем интервью всех, кто видел, слышал, знает, есть музеи.
Анастасия Семенова: А, и потом все сопоставляют?
Анатолий Артамонов: Да, это долгая, кропотливая работа, поэтому не хочется, чтобы это было халтура, поэтому и долго собирать, к тому же Паулюсу мы очень долго подходили. Много нам, конечно, ГУВД, архивы помогают.
Анастасия Семенова: Идут навстречу.
Анатолий Артамонов: Идут навстречу, да, у нас очень хорошее взаимодействие, плюс у нас одна из больших школ в городе – это именно школа кадетских милицейских классов, 2800 детей.
Антон Липовский: И как вы сказали, все помогают, да? Даже если встает финансовый вопрос, то каждый понемногу помогает и получается.
Анастасия Семенова: Вы счастливый человек, Анатолий.
Анатолий Артамонов: Поверьте, если есть желание, всего добьетесь, поэтому деньги – это не главное.
Анастасия Семенова: Из Нижегородской области, не могу не прочитать: «Анатолий, от всего сердца спасибо вам за вашу работу, за память, за честную историю», из города Дзержинска вам написали.
Антон Липовский: Да, и из Краснодарского края тоже благодарят: «Спасибо реконструкторам памяти за трудную и невероятно нужную работу». И мне кажется, мы сейчас всем доказываем, что мы знаем о больших подвигах, но о подвигах, например, Саша Филиппова именно в стране, не в Волгограде, знают, я уверен, немногие. И если вы все-таки сможете выпустить такую киноленту, многие по-настоящему узнают еще про одного героя. Что вы готовите сейчас? Может быть, на это 9 мая чем-то удивите?
Анатолий Артамонов: Мы только что доделали еще одну пушку. Дело в том, что у нас есть редкие пушки Ф-22 УСВ, их на самом деле было всего четыре в России, у нас появились пятая и шестая.
Антон Липовский: Ничего себе.
Анатолий Артамонов: Три находятся в Питере, одна находится в Финляндии. Причем выпускал наш завод «Баррикады», завод 220-ый, выпустил 75% этих орудий, одно из орудий было поднято частично в Волге, мы его воссоздали, и оно у нас в строю. Плюс в позапрошлом году мы сделали по крупицам, воссоздали кухню, редкую кухню 2КО, она в единственном экземпляре, она просуществовала всего 2 года, это последняя кухня, которая была на деревянных колесах, в 1937 году все наши кухни перевели на резиновый ход. Кстати, ту, которая на резиновом ходу, в позапрошлом году моя связь тоже притащила, надеюсь, я скоро ее тоже восстановлю, и она будет у нас в строю. И вообще у нас большая коллекция кухонь, у нас по немецкой армии есть малая, большая полевая кухня, австро-венгерская, кухня 1941 года.
Анастасия Семенова: Как вы это перевозите, как вы это храните?
Антон Липовский: Да, и у нас остается всего полторы минуты. И куда вы можете всех нас пригласить?
Анатолий Артамонов: Во-первых, у нас большой музей, он называется «От Сталинграда до Берлина», мы находимся при музее-заповеднике «Старая Сарепта» в городе Волгограде, всегда можно ко мне приехать, увидеть всю нашу коллекцию техники, с удовольствием приглашаю к нам, посетить город Волгоград, посетить все наши достопримечательности, все наши музеи, и обязательно приехать к нам на экскурсию.
Анастасия Семенова: Спасибо большое.
Антон Липовский: Да, может быть, какое-то событие у вас сейчас, что-то из крупных реконструкций в России, может быть, скажете, куда съездить на майских?
Анатолий Артамонов: На майских я сейчас в Москве буду находиться.
Антон Липовский: А, я понял.
Анатолий Артамонов: Дело в том, что сейчас в каждом городе проходят мероприятия, реконструкций никогда нет на 9 мая, ни в каких городах, потому что все реконструкторы задействованы в своих городах, они находятся на параде или еще где-то, поэтому любой город сейчас интересен, и уж в Волгограде вообще всегда проходят большие массовые мероприятия и парад, и как раз мама кормит с кухни.
Антон Липовский: Спасибо вам огромное.
Анастасия Семенова: Спасибо вам большое. У нас в гостях был Анатолий Артамонов, руководитель военно-исторического клуба «Пехотинец». Спасибо вам огромное, а мы увидимся с вами ровно через неделю, пока-пока.
Антон Липовский: С наступающим праздником вас.