Мастер Сергей Киселев с увлечением рассказывает об одном из первых каменных зданий Хабаровска. В свое время он участвовал в реставрации «красной линии» города. Много знает про маньчжурский кирпич, который в XIX веке сюда привозили из Китая – вот он, серого цвета, потому что в него добавляли золу. Когда список отреставрированных им зданий перевалил за десяток, Сергею предложили возглавить первую на Дальнем Востоке археологическую реставрационную лабораторию. Которая тоже разместилась в историческом особняке. – Здесь и находится та самая лаборатория реставрационная. Хотя, пока это слишком громко сказано, мы в начале пути. Теперь основные «подопечные» Сергея – фрагменты глиняной посуды, которые ему привозят археологи после раскопок в разных уголках Хабаровского края. Порой от горшка остается лишь небольшая часть. Но после нескольких недель работы из рук Сергея выхолит вот такая вещь. Сергей Киселев, археологический реставратор: «Вот этот горшок принадлежит к культуре мохэ, это примерно IV-VI век нашей эры. Это польцевские горшки, им 2-2,5 тысячи лет, мы их называем «рубеж эр». Так выглядит процесс восстановления одного из древних горшков. Слой за слоем Сергей наносит гипс – главный материал в его работе. Затем снимает лишнее, чтобы придать сосуду форму и нужную толщину. Станок, на котором он работает, мастер придумал и сделал сам. Назвал его «вертел». Сергей Киселев, археологический реставратор: «Это набор металлических палочек, назовем их «электродами», с их помощью я могу профиль любого сосуда снимать. У любого сосуда есть ось, а я, зная диаметр, могу «выкрутить» такой же диаметр, какой был на исходнике». «Карусель» – еще один станок, придуманный Сергеем. С его помощью мастер «вживляет» в новый сосуд сохранившиеся древние фрагменты. Чтобы вернуть старинному сосуду целостность, нужно не меньше недели. Сергей Киселев, археологический реставратор: «Вот фрагменты сосудов, вот в таком виде они до нас доходят. И чтобы его воссоздать, облечь в форму, для этого я все и придумываю, и делаю». Посуда, получившая вторую, а иногда и третью жизни, «разъезжается» по большим и маленьким музеям по всему краю. Самые дорогие сердцу экспонаты мастер оставляет в шкафу в своей лаборатории. – Не боитесь, что плечом шкаф заденете и все эти горшки упадут и разобьются? – Я же реставратор! Я их и починю, если что-то сломается. Алексей Елаш, Алексей Сахно. Хабаровск, ОТР.