Мария Карпова: Роберт Симонян с нами на связи, руководитель отдела цифрового развития проекта «КиберМосква». Роберт, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Роберт Симонян: Добрый день. Мария Карпова: Здравствуйте еще раз. Мне кажется, около 50%, если не больше, наших зрителей уже успели подумать: «Это не про меня, это история не про моего ребенка, я-то все знаю, чем он занимается, какие страницы он просматривает, куда ходит». Не здесь ли все беды начинаются? Роберт Симонян: На самом деле да, есть достаточно большая проблема с тем, что... Тем более сейчас пытаются вербовать, добавляют во всякие группы непонятные, что-то просят... Мария Карпова: Да... Роберт Симонян: ...заставляют что-то делать, тем более детей, которые еще не до конца понимают, что на самом деле происходит. Как такового единого решения мы, честно говоря, еще не нашли. Конечно, с нашей стороны мы пытаемся все это фильтровать, мы держим под контролем то, какие группы доступны, в какие группы можно вступать спокойно, что можно делать и т. д. Но все равно дети – это те люди, которые как раз-таки не готовы принимать все эти ограничения и активно находят методы, как обойти все виды родительского контроля, попросить телефон у друга и т. д. Поэтому на данный момент мы приняли для себя решение, что ограничение не есть хорошо, т. е. нужно объяснить, наоборот, почему, что нельзя, что можно. И в первую очередь мы считаем, что если объяснить ребенку, что на самом деле нет некой такой анонимности, нет возможности что-то сделать и остаться незаметным, незамеченным и все это на самом деле контролируется, то есть тенденция того, что дети перестают делать слишком непонятные вещи. Мария Карпова: Наверное, чтобы с чем-то бороться, надо знать, с чем мы боремся. Вообще, какие сейчас опасности, какие интернет-риски вот сегодня наиболее актуальны именно для детей и подростков в интернете? Вот у меня есть, я тут умные слова себе выписала: фишинг, онлайн-груминг... Что все это значит? Роберт Симонян: Да, есть такие опасности. В общем и целом можно сказать, что если дети будут знать, что есть такие возможности и есть такие методы, условно фишинг, груминг, как вы уже привели... Мария Карпова: Что это? Фишинг – это то же самое, на что и мы [взрослые] часто попадаемся: это какая-то ссылка, которая направит нас... ? Роберт Симонян: Да, это какая-то ссылка, которую отправили, сайт похож на первый взгляд, да и на второй сейчас, в принципе на тот сайт, куда они хотели перейти, только там уже при вводе логина, пароля, при вводе каких-то личных данных эти все данные идут к мошеннику, а не на правильный сайт. И такого очень много. Сейчас подхватить какой-нибудь вирус, malware т. н., достаточно просто. Условно, можно одолжить кому-то флешечку либо вам могут одолжить флешку либо провод для зарядки и все, в принципе все данные будут у злоумышленника. Поэтому нужно в первую очередь понимать это. И есть такие слова, что главная проблема в системе безопасности всегда сидит напротив монитора, т. е. сколько бы мы ни ограничивали, сколько бы мы ни находили методов, как с нашей стороны, как со стороны контроля всех этих приложений и т. п. что-то запретить, что-то контролировать, все равно, если выйдут напрямую к человеку, попросят флешечку либо одолжат что-то такое, то человек все равно будет взломан, все равно его данные куда-то попадут. Тем более когда уже начинают вести беседы с людьми, не только с детьми и с подростками такое происходит, и начинают всякую вербовку с просьбами о всякой всячине. Такое, к сожалению, часто происходит. Мария Карпова: Вот вы говорите, что нужно не запрещать, а больше, скажем так, разговаривать с детьми. Но в чем виноваты сами родители? То есть наша вина же тоже здесь есть. Какую опасность мы сами создаем своим детям в интернете? Например, выкладываем активно жизнь своего ребенка в соцсетях – это же тоже все влечет за собой последствия. Роберт Симонян: Ну конечно, да, с точки зрения психологии тут можно посмотреть, что, когда дети видят, что это делает родитель, и думают, что это безвредно, ничего плохого в этом нет, сами выкладывают какие-то фотографии уже не туда, либо не все возможные исходы они рассматривают... И получается ситуация, что выложили фотографию обычную, а их нашли, где они находились, либо что-то подобное. В первую очередь да, нужно объяснить все-таки детям, что интернет не такое сейчас пушистое место и очень много плохого происходит как раз-таки и через этот интернет, да и очень много плохого всегда происходит там, где это удобно: чем больше удобностей, тем больше опасности, какое-то такое равновесие непонятное. Мария Карпова: Но мы можем в целом сказать, что интернет стал для детей безопаснее сегодня, чем еще, скажем, лет 5 назад? Роберт Симонян: Да, конечно, безусловно это так. Безусловно, сейчас все контролируется чуть лучше, чем было, и всегда мы стремимся и с нашей стороны чем можем помочь, у нас цифровые волонтеры, которые таким занимаются, и т. д. Можно сказать, что да, со стороны людей, которые в этой сфере, в сфере информационной безопасности, сейчас очень большое влияние на сеть Интернет, на все его возможности, на всякие, к сожалению, т. н. ограничения. Но человеческий фактор никогда нельзя забывать, это всегда есть, так что лучшее, что мы можем сделать для своих детей, – это объяснить, это проводить иногда всякие разговоры объяснительные и рассказывать, почему это плохо, чем это чревато и т. д. Мария Карпова: Роберт, если совсем коротко: какой бы вы возраст назвали оптимальным, чтобы отпускать ребенка самостоятельно в интернет, без контроля родительского? Роберт Симонян: Честно говоря, больше не от возраста это зависит, а больше от понимания ребенка и того, как сильно он может все это фильтровать, т. е. услышать что-то, но понимать, что стоит из этого понимать, что вырвать из контекста и т. п. Но где-то лет от 14 можно уже об этом задуматься сейчас. Мария Карпова: Спасибо большое! Роберт Симонян был с нами на связи, руководитель отдела цифрового развития проекта «КиберМосква».