Антон Липовский: Роман Волков с нами на прямой связи, психолог и социолог. Анастасия Семенова: Роман, здравствуйте. Роман Волков: Здравствуйте. Антон Липовский: Роман, здравствуйте. Во-первых, давайте сейчас как-то немножечко подытожим. Вот мне все-таки хотелось бы вот эту связь времен сейчас как-то попробовать объединить, да, и сделать какой-то один итог. Мы с Настей, разгоняясь, скажем так, к этой теме, говорили про то, что описывалось в Древней Руси, про социологические исследования современные и про то, чему учили детей в советское время. Вот сейчас нам прислали сообщение, что да по сути-то ничего не изменилось, должно быть примерно все то же самое. Что скажете, Роман? Роман Волков: Ну, давайте так начнем, что действительно изменилось очень многое, произошла т. н. урбанизация. Сначала исторически большинство людей жило на селе и занимались сельским хозяйством, и выживание зависело как раз от передачи навыков, которые были связаны с одним видом деятельности. Потом пошла урбанизация, появилось производство, стали развиваться технологии. И давайте посмотрим, как сейчас называется урок в школе, – он называется не «Труд», а «Технология». Соответственно, исходя из этих технологий люди стали готовить своих детей к тем жизненным трудностям, которые они будут встречать потом в будущем. Из этого как бы вытекают все основные проблемы. Что можно сказать? Допустим, возьмем исторически. На селе детей, мы поняли, да, обучали сельскому хозяйству. Если мы возьмем город, аристократия, там прививали совсем другие ценности, другие нормы... Антон Липовский: Согласны. Роман Волков: ...изучали языки. Если там возьмем ту же пьесу Чехова «Три сестры», когда они потом из города переехали в село, они говорят: «А что мы с этими навыками здесь будем делать? Куда мы будем применять те языки, которые мы изучали?» В данный момент мы тоже наблюдаем очень большой переток людей из небольших населенных пунктов в большие города, у них уже воспитание заточено под ту реальность, в которой они жили изначально, плюс родители имеют определенный прошлый опыт. И когда они сталкиваются с этими трудностями, допустим, с той же самой ипотекой, здесь, в настоящем, многие попросту не тянут, начинают все беды собственные валить на детей, и тем самым получаются конфликты в семье, которые часто проявляются потом в детских садиках, школах и т. д. Антон Липовский: Да, хорошо. Ну вот мы хотели, скажем так, «поинтерактивить» с нашими телезрителями, тема обширная, очень серьезная. Ну вот у нас есть, например, вопрос, Анна из Саратова нам дозвонилась и хочет сейчас его задать. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Антон Липовский: Здравствуйте, Анна. Зритель: Здравствуйте-здравствуйте. Антон Липовский: Слушаем. Зритель: Очень приятно. Я смотрю вашу передачу, мне она очень нравится! Антон Липовский: Спасибо. Зритель: Вы очень психологически все так говорите, просто здорово! Анастасия Семенова: Спасибо. Зритель: Я одна воспитываю, вы все говорите про папу, про папу, но у меня ребенок без папы, у меня муж умер, вот. И скажите, пожалуйста, вот как вот... Я, наверное, просто вот ребенка напрягаю или нет: он у меня убирается, он полы моет, за попугаем ухаживает, посуду моет, мусор выкидывает, пыль вытирает... Это вот, скажите, пожалуйста, это напряжение на ребенка? Антон Липовский: Давайте разбираться, конечно. Анастасия Семенова: Сейчас мы Роману отправим этот вопрос. Спасибо, Анна, вам за вопрос. Антон Липовский: Спасибо. Анастасия Семенова: Роман? Роман Волков: Действительно, исследования показывают разницу, какие дети выходят из семей, где есть мама и папа и где воспитывает только один родитель. Это называется, происходит смещение гендерных ролей. И здесь проблема решается очень просто. Допустим, если у вас нет в семье значимого мужчины, которому может подражать ваш ребенок, вы можете подобрать соответствующую, допустим, спортивную секцию. И наоборот, если у вас там с мамой какие-то проблемы, да, вы можете также найти какой-то кружок, где девочки могут перенимать женские роли, которые в будущем им пригодятся. Анастасия Семенова: Ага. Антон Липовский: Так, хорошо. Мне кажется, научить ребенка... Как вы смотрите вообще на эту тему, что, если ты ребенка научил, ты со своей стороны все сделал, а как его уже будет развиваться дальше жизнь, это уже от него зависит во многом и ему это пригодится. То есть стоит ли все-таки ребенка учить той необходимой базе, которую ты считаешь нужной, даже если ребенку, может быть, это и не очень пригодится? Как вы считаете? Роман Волков: Ну, давайте так. Надо, конечно, все-таки разделять два понятия, обучение и воспитание. Воспитание все-таки изначально сейчас перекладывается на семью, т. е. ваш ребенок, вы должны сами его воспитывать. В советское время этим занимались социальные институты начиная с яслей, детского садика, прививались жесткие общепринятые социальные нормы. Если мы будем говорить об общекультурных нормах, таких как любовь, справедливость, честность, это, несомненно, должно прививаться во всех культурах. Если мы будем как раз возвращаться к социальным нормам, то понятно, что в советское время шли от того, что взрослый всегда прав. Сейчас пытаются все-таки говорить, что у ребенка есть свое мнение. Что касается обучения, в советское время, если ты учишься только на одни пятерки, то это должно быть по всем предметам. Сейчас это как бы сводится к какой-то специализации. Допустим, у вас ребенок хорошо по математике, значит, развивайте математические способности. Все как раз уже будет зависеть от конкретной ситуации. То есть мы можем смотреть на ситуацию в общем, да, но опять же не нужно забывать, что только вашим ребенком можете заниматься только вы, соответственно, бо́льшую часть примера они будут брать, конечно, с родителей. И если родитель как раз не участвует в воспитании, дети всегда найдут кому начать подражать. Вторая проблема еще очень такая, хотелось бы сказать, – это как раз цифровизация. Анастасия Семенова: Ага. Антон Липовский: Да, давайте разберем. Роман Волков: То есть ученые бьют тревогу, что это снижает у детей интеллект, а в т. ч. практический интеллект. Первые навыки дети всегда получают, манипулируя с предметами, допустим, игрушки тянут в рот, и вот это как раз сейчас, конечно, вот эта сенсорика, она порождает массу проблем, в т. ч. растет количество детей, заболевающих аутизмом. То есть вот здесь тоже нужно родителям понимать, что с вашими детьми лучше никто не поиграет, как только вы. И опять же, игры, допустим, в советское время это были такие настольные игры, где мелкая моторика, лото; люди играли во всевозможные, допустим, подвижные игры, выходили во двор. Сейчас, конечно, все это переходит в гаджеты, дети сидят, их фокус внимания снижается, информация, которую они получают... Да, действительно, сейчас педагог говорила, что они черпают и негативную информацию, и что, знаете, самая большая проблема, когда дети немножко вот начинают как раз интеллектуально отставать в развитии, они подражают чаще негативным героям, чем положительным героям. Вот это тоже проблема, исследования четко показывают эту взаимосвязь. Поэтому здесь, конечно, нужно работать и родителям дома в семье... Как говорят, за что детям платить деньги за то, что они дома убираются, – надо родителям понимать, что они должны дома работать со своими детьми, чтобы потом не платить другим специалистам, чтобы они из их детей вырастили... Антон Липовский: Во-от, блестящая мысль, Роман! Спасибо огромное! Анастасия Семенова: Да. Но, вы знаете, еще одно такое сообщение: «Бесконтрольное стремление к потребительству – вот главное качество большинства современных детей». Об этом многие пишут. Антон Липовский: Эпоха потребления. Анастасия Семенова: Эпоха потребления. Но ведь опять же, возвращаясь, мы с Антоном весь час об этом говорим, что начните с себя, и правильно, что вы именно и есть тот пример, на который должен равняться ребенок. Не будет ребенок убирать вещи, если вы сами разбрасываете свои вещи. Антон Липовский: Однозначно, да. Анастасия Семенова: Как он будет учиться? Никак. Антон Липовский: Та же самая финансовая грамотность, те же навыки. И у нас есть еще один звонок, если можно, мы его быстро тоже примем. У нас Светлана из Московской области, если можно коротко. Светлана, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Антон Липовский: Здравствуйте. Зритель: Я буду коротко и не буду представляться, только одно. Я врач-педагог, поэтому мне близко и то и другое, что говорят по телевизору. Значит, слушайте, пожалуйста. Обязанности родителей те же, какие были до революции, всегда, и в них должен входить обязательно труд, но труд должен заинтересовать ребенка. А чем именно заинтересовать? Ребенок должен быть «заботником», если можно так сказать, заботиться о родителях, т. е. он должен быть просто приучен. Но вот слово «должен», это родители не должны применять, потому что это напрягает. Антон Липовский: Вот, о чем мы говорили. Анастасия Семенова: У нас 40 секунд. Роман, вот как употреблять «должен», нужно или нет? Роман Волков: Вот сейчас разделяют на две культуры: культура полезности и культура достоинства. Вот культура достоинства, она показывает, что эти люди живут более счастливо, у них больше любви, больше здоровья и понимания, чем когда человек полезен, он нужен, а как перестал быть полезным, так его, извините меня... Антон Липовский: Вот, собственно говоря, и все. Анастасия Семенова: Спасибо вам большое! Антон Липовский: Роман Волков, психолог и социолог, с нами был на связи. Спасибо огромное. Ну и давайте подводить итоги. Анастасия Семенова: «Обязанности родителей в современном мире изменились?» – «да» проголосовали только 34%, «нет» 66%. Антон Липовский: А вы знаете, это хорошо. Анастасия Семенова: Главное – не забывать про книги: родители должны подсовывать, подсовывать детям книги. Антон Липовский: Подсовывать? Заинтересовывать! Анастасия Семенова: Увидимся завтра! Антон Липовский: Спасибо большое, что провели это время с нами. До свидания, до завтра!