Петр Кузнецов: На связи Рустам Зарипов, он бизнес-аналитик, ему есть что сказать по этой теме. Здравствуйте, Рустам. Рустам Зарипов: Да, здравствуйте, Петр, здравствуйте, Мария. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Я хочу начать с сообщения из Свердловской области, только что пришло: «Моим родителям по 65 лет, они с друзьями всегда друг другу помогали бескорыстно. Просто наше поколение другое, очень сложно получить помощь даже от друга», – видимо, это уже сейчас. Рустам, скажите, вот как назвать вот эту экономическую модель, которую мы сейчас обсуждаем, если мы в экономическую плоскость уйдем? Это же отдельный какой-то рынок со своей валютой, главная валюта – это дружба? Кто его придумал, мы, или это вообще везде так работает или пытается работать? Рустам Зарипов: Ну, можно назвать это альтруизмом, скорее всего. Не то чтобы мы это придумали, но это было очень развито в советском обществе, вообще социалистическому строю это очень свойственно, и вот мы до сих пор остаемся одной ногой там по менталитету и до сих пор проживаем последствия той культуры. Петр Кузнецов: Но сейчас это по-другому работает, да? Рустам Зарипов: Сейчас мы больше движемся в сторону капиталистического строя, и сейчас такой новой этикой можно назвать, когда, например, дружба касается какой-то взаимопомощи, например, помочь с переездом, встретить в аэропорту, но при этом если дело касается какой-то профессии, оказания каких-то профессиональных услуг... Петр Кузнецов: Да, мы больше о профессии как раз. Рустам Зарипов: Здесь уже, конечно, новой этикой является в т. ч. оплата этих услуг и друзьям тоже. Петр Кузнецов: Что делать? Есть ли какие-то четкие правила поведения человека, которого просят по дружбе что-то сделать профессионально, то, что он умеет? Рустам Зарипов: Ну, какого-то единого совета нет, потому что все отношения уникальны. Но есть закономерность, что если мы позволяем это делать кому-то одному, то, скорее всего, уже кто-то следующий наш товарищ, приятель узнает об этом, и уже он будет обижен в случае, если мы попросим за это денег... Поэтому здесь лучше, конечно, выстраивать просто четкие границы, делать это корректно, вежливо, доносить вот это понимание того, что это мое время: если я сейчас трачу свое время на оказание вот этой услуги профессиональной тебе, то я не зарабатываю в это время денег, оказывая эту услугу другому клиенту. Даже если мы говорим про бартер, то я вообще сторонник того, чтобы каждый из нас оплатил друг другу услугу и все были счастливы и довольны. Как вот вы говорили, Петр, о том, что «я заплачу и буду просто рад тому, что действительно буду уверен в том, что услугу мне окажут профессионально и хорошо с таким личным подходом». Петр Кузнецов: Как это все-таки назвать, по-вашему? Давайте дадим определение. Вот то, что знакомый обращается и просит сделать что-то по дружбе, – это прежде всего обесценивание труда, т. е. он не понимает, что это труд, как вы сказали, он стоит денег и времени, ты упускаешь клиента в это время, предоставляя эту бесплатную услугу? Это халява, это, не знаю, проверка дружбы? Рустам Зарипов: Смотря в какой терминологии. Если говорить про психологию, то часто люди, которые оказывают услугу бесплатно, они уходят в такое спасательство. Как здесь кто-то говорил из ваших зрителей, в итоге можно все свое время занять тем, чтобы помогать друзьям, знакомым, родне и приятелям, это такое спасательство, психологический такой синдром. Если это говорить про поведение в бизнесе, характеризовать это как проявление такое социальное, то это альтруизм, когда мы бесплатно начинаем сеять доброе, вечное, но в итоге совсем не реализуемся как профессионалы, упускаем возможность пойти и делать это на профессиональном рынке. Где-то это может быть нарушением личных границ, опять-таки с точки зрения психологии. Мария Карпова: В моем понимании, ну так получается, что бизнес победил дружбу. Потому что мне кажется, во-первых, настоящих друзей не так много, у тебя один, ну максимум два лучших друга, и для них, мне кажется... Я не знаю, мне кажется, что вот наши люди, люди в нашей стране все равно помогут и сделают бесплатно. Это наша какая-то национальная черта, вот правда. Петр Кузнецов: Ладно, я сейчас не буду спорить... Но все-таки я пять копеек вставлю... Мария Карпова: И это правильно! Петр Кузнецов: Если бы бизнес победил дружбу, то мы бы сейчас не обсуждали эту тему, тогда бы уже не пользовались. Я как раз хотел у Рустама спросить в продолжение твоего вопроса, переходим ли мы все-таки к более вот этой жесткой бизнес-модели, когда все по-рыночному, дружба дружбой, кто-то написал, вспомнил знаменитую пословицу, поговорку, а денежки врозь, когда все уже все понимают... И тоже нам писали из Москвы: «Это у вас в Москве основные модели, а у нас здесь, в регионах, все еще по дружбе это делается». Мы все-таки идем к этой модели жесткой, что мы как на рынке, неважно, друг ты мне, учились мы с тобой или нет, все, рассчитываемся как с обычным человеком? Рустам Зарипов: Я бы не назвал это какой-то рыночной, капиталистической, такой бездушной моделью. Я бы еще раз акцентировал внимание на том, что если мы не говорим о профессиональных услугах, встретить в аэропорту, помочь там что-то с семьей, не знаю, где-то подменить... Петр Кузнецов: Да-да-да, вот мы их отсеиваем, это другая тема, здесь понять можно. Рустам Зарипов: Да-да-да. Дружба по-прежнему остается очень высокой ценностью в нашем обществе, но просто здесь скорее вопрос новой этики, что мы начинаем ценить, вот как сказал Петр, мы перестаем обесценивать труд человека. То есть это его хлеб, мы как бы тем самым наоборот... Вот мне нравится подход, что мы тем самым подкрепляем нашу дружбу, мы говорим: «Слушай, ты профессионал, я очень ценю то, что ты делаешь, позволь я тебе заплачу за это». Петр Кузнецов: Да, качество. Мария Карпова: «И поэтому я к тебе обращаюсь». Петр Кузнецов: Спасибо, Рустам! Рустам Зарипов, бизнес-аналитик, помог нам разобраться в этом вопросе.