Руслан Арсланов: Давайте поговорим про эту тему, про появление таких отелей, с нашим экспертом. Генеральный директор туристической компании, член президиума Российского союза туриндустрии Дмитрий Арутюнов к нам присоединяется. Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий Арутюнов: Доброе утро, здравствуйте. Руслан Арсланов: Дмитрий, вот как вы считаете, насколько инициатива с pets-friendly, вот с этой дружелюбностью с животными и с такими гостиницами, сейчас вообще актуальна? Есть на это спрос? Это нужно путешественникам? Дмитрий Арутюнов: Начнем с того, что, по статистике, две трети россиян сейчас имеют домашних животных, это обычно либо кошка, либо собака. И конечно же, ситуации бывают разные. Бывает, когда люди путешествуют, например, надолго, на 2–3 недели, особенно сейчас, когда стоимость авиаперелетов довольно-таки высока, вместо того чтобы два раза поехать отдохнуть продолжительностью одну неделю, туристы часто едут на две, на три недели. И конечно же, не всегда есть возможность с кем-то оставить своих любимых питомцев. И такая потребность возникает все чаще и чаще. Даже многие авиакомпании стали более pets-friendly, по всему миру вообще это такой тренд. В некоторых странах даже есть т. н. emotional support, называют животных, и разрешают даже больших собак провозить на борту в салоне самолетов. Гостиницы тоже очень многие переходят на режим pets-friendly, потому что есть спрос на это. И плюс это к тому же дополнительный заработок отелю, они взимают дополнительную плату за наших питомцев, которые живут в гостинице. Это улучшает имидж отелей, потому что сейчас везде вот такой тренд на гуманное отношение и заботу о наших малых питомцах. Это увеличивает их цитируемость в соцсетях, потому что вот вы видели прекрасных лабрадоров, например, и, конечно же, фотографии с этими животными только будут улучшать имидж отеля, на фоне которого они будут сниматься. Поэтому спрос есть на такие вещи и отельеры и авиакомпании это чувствуют. Мария Карпова: Дмитрий, знаете, судя по нашему СМС-порталу, все-таки как-то не готовы во всяком случае наши телезрители... Руслан Арсланов: Не все. Мария Карпова: Есть такое ощущение, что совсем не готовы к такому соседству, скажем так, тесному общению с домашними питомцами. Руслан Арсланов: С чужими. Мария Карпова: Потому что очень много пишут, во-первых, что грязь, бактерии, микробы, антисанитария, агрессия... Даже кошки бывают агрессивными, тут пишут... Дмитрий Арутюнов: Есть некоторые определенные правила, конечно же, которые гостиницы должны вместе с их постояльцами, с животными, соблюдать и предупреждать своих гостей. Такие, наверное, элементарные вещи, как нельзя кормить животных из гостиничной посуды, нельзя их вычесывать в номере, класть животных на постель, оставлять зверей одних в номере нельзя... Более того, если у вас в номере живет питомец, многие гостиницы рекомендуют даже повесить табличку такую, что он в этом номере живет. Но гостиницы тоже идут навстречу. Обычно они для таких постояльцев выделяют либо отдельное крыло, либо отдельный корпус, чтобы не беспокоить других гостей. В некоторых гостиницах, например, они выдают даже специально, значит, кормушки такие, миски для таких постояльцев. То есть, конечно же, это не просто вот взять и обыкновенную гостиницу вдруг объявить pets-friendly – это надо провести некий такой набор процедур специальных, чтобы и животным было комфортно, и, самое главное, другим постояльцам. И тогда никто никого беспокоить не будет. Мы же живем в квартирах, в домах, где рядом с нами, за стенкой живут тоже эти животные, и как-то наше совместное существование уже стало реальностью, и не так сильно беспокоим мы друг друга. Руслан Арсланов: Ну да. И действительно, ведь на это ГОСТ и направлен, чтобы как раз гостиницы могли адаптироваться, как-то себя подготовить к этому, чтобы там были определенные условия для всех жителей. Дмитрий Арутюнов: Совершенно верно. Руслан Арсланов: Есть уже удобные варианты перелета, мы говорили, с животными, провоза их в поездах, гостиницы. Как вы думаете, чего еще не хватает вообще в инфраструктуре, для того чтобы комфортно путешествовать с животными? Есть, может, еще какие-то моменты, которые стоит тоже докрутить, как-то, может быть, на уровне государства отрегулировать? Дмитрий Арутюнов: Я думаю, что каждая гостиница, во-первых, у нас много частных гостиниц, они могут в дополнение к каким-то общепринятым правилам вводить еще свои ограничения в зависимости от своих особенностей своего гостиничного комплекса. Это, значит, могут быть ограничения на посещение, например, каких-то общественных зон, куда не всегда остальные постояльцы приветствуют, чтобы приводили животных. Очень важно сделать правильную информацию в отеле, т. е. есть зона pets-friendly, есть зона, куда вход с животными запрещен, вот это очень важно. Важно заранее предупреждать на сайтах, бывают ограничения по весу животного, по, соответственно, месту его размещения, нахождения... Должны быть зоны специальные, где животные должны выгуливаться, потому что у них тоже есть естественные потребности. Отпускать животное самостоятельно, чтобы оно бегало по территории, ни в коем случае нельзя. И такие предупреждения, об этих специальных ограничениях, которые есть в гостиницах, вот они должны быть очень отчетливо доведены до постояльцев отеля и владельцев животных. Вот это, наверное, то, что необходимо прежде всего сделать, чтобы не было потом каких-то, значит, нареканий со стороны других гостей. А так в принципе животные, которые живут с нами, большинство из них очень мирные, конечно. Руслан Арсланов: Дмитрий, спасибо вам большое за то, что прокомментировали! Мария Карпова: Спасибо! Руслан Арсланов: Будем больше путешествовать с животными и стараться, чтобы это всем было комфортно. Дмитрий Арутюнов, генеральный директор туристической компании, член президиума Российского союза туриндустрии, был с нами сегодня на связи в прямом эфире.