Антон Липовский: Лев Малазония с нами на связи. Я вот все спрашиваю, пытаюсь понять, насколько физически велика разница жизни, например, в городе и в такой среде. Анастасия Семенова: А лев нам сейчас все объяснит. Антон Липовский: Да. Он нейропсихолог, лектор Российского общества «Знание», он все об этом знает. Лев, здравствуйте. Анастасия Семенова: Лев, здравствуйте. Лев Малазония: Здравствуйте, Антон и Анастасия. Рад всех приветствовать. Антон Липовский: Ну вот, собственно, про старение. Анастасия Семенова: Правда ли, что садоводство – эликсир молодости? И почему? И наши телезрители – подтверждение тому? Лев Малазония: Ну смотрите. В свои семьдесят я выгляжу весьма неплохо. Почему? Анастасия Семенова: Спасибо, Лев. Антон Липовский: Так, неплохое начало. Лев Малазония: На мой взгляд, все, кто дозвонился до студии (да и вы прекрасно перечислили все эффекты), они живой пример и показатель того, как действует садоводчество на человека. Люди все объяснили, причем не только словами, но и интонациями, их веселым и позитивным настроем. Но если обратиться к физиологии непосредственно, то надо подумать и про омоложение, и про старение. Старение усугубляется чем? Тем, о чем говорили люди: неподвижный образ жизни, маленькая область ответственности. В квартире ты отвечаешь меньше, чем на огороде. А на огороде вот твои огурчики, надо их полить, вот помидоры, надо подвязать. И прочее, и прочее, и прочее. Мы можем говорить, что садоводчество защищает нас от малоподвижного образа жизни, от чувства беспомощности и отсутствия наглядного результата своего труда. В садоводчестве все понятно: как ты потрудился, то и произошло. Не полил огурцы – они повяли. Ты их полил – они поднялись. Действительно, с точки зрения и психотерапии, и тренировки наших психофизиологических способностей, садоводчество – замечательный рецепт. И он подходит (я даже расширю) не только для людей старшего возраста, но и для детей. Это прямо обязательная рекомендация. Это называется «обогащенная среда». Ну и антипод ей – это обедненная среда, которая зачастую у нас в квартирах, к сожалению. То есть мало движения, все разнообразие в основном на экране какого-то гаджета, и движение сведено к минимуму. Ну, в таких ситуациях, в такой обедненной среде для него, еще раз обращу внимание, вроде бы и знаний много, и информации, но для мозга крайне важно движение, манипуляция с внешними предметами, с внешним пространством, планирование, взаимодействие живое с другими людьми. Вот это все есть на даче. Чтобы что-то… Анастасия Семенова: Лев, прошу прощения. А как вы объясните? Вы сказали, что детей тоже нужно приобщать к труду. Антон Липовский: Обязательно. Анастасия Семенова: Вспоминаю себя в детстве. Ну, не очень-то мне нравился огород. А как исполнился определенный рубеж возрастной, ну, 25 – и прямо потянуло! Почему? Лев Малазония: А в школу ходить нравилось? А манную кашу по утрам есть нравилось? А засыпать, когда нужно, нравилось? Детям действительно не нравятся какие-то вещи, но это связано зачастую как раз с тем, что нагрузка, бессмысленная нагрузка воспринимается как субъективное, неприятное, нежелательное поведение. Ну давайте эту нагрузку – например, прополоть – превратим в осмысленную. Конечно, самый простой вариант – это предложить какое-то вознаграждение для ребенка, но это не лучшая стратегия. Давайте превратим действие, работу в игру – и вот тогда-то будет и весело, и полезно. Ну, к примеру, сорняки – это инопланетные захватчики, которые пытаются поработить нашу грядку. Да, не всем детям это подойдет… Анастасия Семенова: Это точно. Лев Малазония: Я сейчас привожу один из примеров для демонстрации смысла, механики. Превратите работу в игру – и вам не придется работать, и ребенку не придется страдать. Поэтому я бы еще сказал, что дача и садоводчество – это инструмент. Нельзя говорить однозначно, что садоводчество – хорошее дело или плохое. Это точно инструмент, и он крайне эффективный. Но молотком можно забивать гвозди, а можно отбивать пальцы. Поэтому с садоводчеством ситуация точно такая же. Мы можем получить невероятную пользу от этого процесса. Да и взрослые тоже. Как раз рабочий такой слой населения может получить от этого пользу в плане релаксации, расслабления, допустим, после недели рабочей. А для пожилых и для детей это, на мой взгляд, прямо обязательная среда, среда обязательно пребывания. То есть там лучше условия для сохранения способностей у пожилых и развития у детей. Ну, естественно, не в отдаленной тайге, какая-то социализация обязательно должна быть, но тем не менее. Антон Липовский: Лев, а с точки зрения нейропсихологии? Вот мы перечислили факторы. А насколько эффективно? Вы сказали «обязательно», перечислили факторы, говорим, почему хорошо влияет. А насколько? С точки зрения этих самых нейронных связей, постоянная работа с моторикой, мышечная нагрузка. С точки зрения нейронов? Мы же говорим как об «эликсире молодости». Лев Малазония: Если брать именно из практического опыта, то есть сравнивать детей, проживание в загородных домах и в квартирах, то я бы сказал, что разница кратная. Если мы отметаем фактор тренированности, то в городе тоже можно ребенка зарядить, загрузить, натренировать, но это требует определенных и физических усилий, и материальных вложений. А за городом вы можете все то же самое получить бесплатно. Я бы сказал, что разница между ребенком, который живет в частном секторе и в городском, при прочих равных условиях она кратная. То есть, если мне заниматься ребенком в квартире, скорее всего, у нас будет некое расстройство, какие-то трудности с поведением, с развитием его нервной системы, то загородная среда практически полностью… Антон Липовский: Ну, это понятно. Это ребенок, да. А вот для пожилых? Мы говорим, что профилактика всего. Лев Малазония: У пожилых то же самое. Причем здесь не только мой наблюдательный и практический опыт, но и исследования. Если мы возьмем, к примеру, дома престарелых, где много людей старшего возраста… Эксперимент заключался в том, что одной группе разрешили определять по своему усмотрению, как расположенные вещи в их комнате. Казалось бы, мелочь, но это как раз называется локус контроля, зона ответственности и осмысленность своей жизни. Вот у человека появилось то, за что отвечать. Вроде бы нам кажется: «Пусть за меня все делают». Как в сказке: «А вы и жевать за меня будете?» – «Ага». Вот такая картина мира, такая вроде бы идеальная картинка, когда все за тебя делают, она крайне губительная для нас. Имеется в виду – для нервной системы. Для нервной системы должны быть цели, задачи, ощущение нужности, важности, ощущение контроля. Вот пожилым людям, которым давали возможность просто определять, как расположены вещи в их комнате, их состояние только за счет этого уже улучшалось, ну, по сравнению с контрольной грудой. Антон Липовский: Здорово! Анастасия Семенова: Спасибо вам большое. Антон Липовский: Ну что, Лев, собираемся тогда на совместную прополку, на окучку и… Лев Малазония: Согласен. Анастасия Семенова: Спасибо вам большое. Антон Липовский: И едем на профилактику. Лев Малазония, нейропсихолог, лектор Российского общества «Знание». Осталось договорилось о месте и времени. Анастасия Семенова: Да, бороться с инопланетными сорняками. Спасибо большое, Лев.