Петр Кузнецов: К нам присоединяется Оксана Артемова, юрист и наш эксперт по теме. Оксана! С нами ли вы? Анастасия Семенова: Здравствуйте, Оксана! Оксана Артемова: Доброе утро! Петр Кузнецов: Вот мы тут с Настей вспомнили, что раньше были такие скутеры. Помните? На них еще малолетние граждане катались, без шлема, на дорогах. И с ними одно время не могли ничего сделать. В итоге что-то сделали. Что мешает нам навести все-таки порядок на рынке электросамокатов, моноколес и вот этих всех? Электровелосипеды тоже теперь уже, теперь уже курьеры на электровелосипедах. Может быть какие-то юридические проволочки вы здесь видите? В чем они заключаются? Оксана Артемова: Ну, на самом деле здесь довольно много противоречий получается. То есть у нас уже в большей части все это регламентировано, но оно просто не исполняется. Почему? Ну, например, сейчас уже установлено Правилами дорожного движения то, что самокатчики и другие средства индивидуальной мобильности, они обязаны в случае, если они мешают пешеходам, они обязаны уступить им дорогу, спешиться либо, как минимум, снизить скорость до скорости пешехода. Такое правило есть. За его нарушение также есть ответственность. Вопрос – что это не соблюдается. Петр Кузнецов: Да. Кто за этим следит, кто будет ловить за руку? Оксана Артемова: Да. Скорость, также установлено ограничение, скорость у нас не более 25 километров в час. Это тоже есть. Но тоже – кто это проверяет? Кто за это наказывает? То есть ответственность за это тоже установлена в соответствии с нарушениями Правил дорожного движения. Так что какие-то нормы у нас уже введены, но еще пока существуют противоречия, ну, вернее, не то, чтобы противоречия, недоурегулированные моменты. Например, я считаю, что все-таки необходимо каким-то образом разграничить в зависимости от мощности еще эти транспортные средства. Причем они у нас тоже сейчас считаются транспортными средствами. И на них тоже распространяются правила дорожного движения, которые они должны соблюдать. Вот, смотрите, у нас можно ездить на средствах индивидуальной мобильности с 14 лет. И они обязаны соблюдать правила дорожного движения. Вопрос, а знают ли они правила дорожного движения? Они же не обучаются, никакие права не получают. Они могут и не знать определенные правила, которые они обязаны соблюдать. Вот уже мы имеем такое противоречие, скажем так, между законом и тем, как он у нас осуществляется, внедряется в жизнь. Далее у нас приоритеты движения. То есть у нас они должны двигаться по велодорожкам, в первую очередь, во вторую очередь по тротуарам и в третью очередь по правой полосе дороге. Здесь мы что увидим? То есть если у нас вдруг, как сейчас предлагается, внесение в законопроект изменений, чтобы они в первую очередь двигались по дорогам, извините, но на дорогах у нас автомобилисты, которые тоже не всегда все соблюдают, и они вряд ли готовы, чтобы большой поток. Петр Кузнецов: Ну да, это по сути бросать их под колеса. Оксана Артемова: Это могут быть у нас аварии, причем более серьезные, чем если у нас что-то происходит на пешеходных тротуарах. Петр Кузнецов: Вопрос в таком случае. Да, извините, чтоб успел задать вопрос ребром юристу. Так, может быть, пока у нас нет соответствующих инфраструктур, прежде всего мы говорим об этих велодорожках, нет тротуаров, во многих городах все еще нет тротуаров, может быть, вообще просто не допускать тогда средства индивидуальной мобильности на дороги, на тротуары, вообще в черту города? Отменить все каршеринги, ничего не выдавать? Анастасия Семенова: Да, и многие еще пишут, что дети 7-8 лет, покупают электросамокаты родители им, и они на своих гоняют. Петр Кузнецов: Вряд ли запретишь покупать. Анастасия Семенова: Да. Петр Кузнецов: В общем, как-то этот рынок прекратить с этой стороны тогда. Оксана Артемова: Ну, я думаю, что с этой стороны регулировать, конечно, будет очень сложно выпуск самокатов и средств в продажу. То есть их могут же продавать для того, чтобы их использовали на какой-то игровой площадке, это не значит, что опять дети не выйдут у нас на те же тротуары, пешеходные переходы куда-то. То есть я думаю, что с этой стороны, конечно, ограничить будет сложно. Конечно, если бы у нас города были оборудованы велодорожками, то это решило бы вопрос, но, к сожалению, в больших городах они хотя бы где-то есть, в большей части, в небольших городах их просто нет, поэтому здесь остаются просто тротуары и проезжая часть дорога. Но здесь тоже прошу обратить внимание, что на проезжую часть дороги они могут выезжать только, если там скорость ограничена 60 км/ч. Петр Кузнецов: Да. Оксана Артемова: Для автомобилей. То есть получается, что, если скорость больше, то им туда выезжать нельзя, и в этом случае вообще непонятно, как они должны двигаться, если не существуют для них никакого вообще участка, где они могут двигаться. Так что много моментов, которые, к сожалению, еще не урегулированы. Петр Кузнецов: Оксан, в качестве такого пред резюме, почему все-таки в 2025 году или в 2024, в 2023, можно брать смело, последнее время электросамокат, электровелосипед стал самым опасным видом транспорта? Правовое безволие, культура, в чем здесь дело? Оксана Артемова: Я считаю, что все-таки здесь не осуществляется контроль. Потому что у нас уже с 2023 года введены изменения в Правила дорожного движения, где есть нормы, которые регулируют это движение. Но здесь, я думаю, что больше исполнение. Петр Кузнецов: Исполнение. Оксана Артемова: Да, исполнение, контроль. И, опять же, культура, да, поскольку, как я сказала, правила действуют, но обучить, их никто не обязывает изучить эти правила, знать какие-то нормы. Петр Кузнецов: Ну, к этому исполнению как-то начинают подбираться, посмотрим, что из этого выйдет. Оксана Артемова, юрист. Анастасия Семенова: Спасибо! Петр Кузнецов: Посмотрим, что из этого выйдет.