Анастасия Семенова: С нами на связи эксперт Наталья Колбасина, финансовый консультант. Наталья, здравствуйте! Наталья Колбасина: Здравствуйте! Анастасия Семенова: Ну, вы слышали много разных мнений. Кто-то говорит, что нужен. Вот шопоголик нам позвонила и призналась, что нужен этот самый запрет как-то ставить. Как вообще это будет работать? Ведь у нас уже появился самозапрет на выдачу кредитов. И вот теперь у нас маркетплейсы. Будет ли вообще работать такой механизм? Наталья Колбасина: Честно сказать, я пока смутно вообще представляю, как это будет сделано технически. Не с точки зрения установления самозапрета на маркетплейсах, а как это действительно будет работать в реальности. Потому что участники опроса говорили о том, что в принципе несложно будет зайти в магазин, установить этот самый запрет. Но как это контролировать? Если его можно будет легко снимать. И вот тут самые большие вопросы. Точно так же, вот как сказал Антон, можно зайти же и в другой магазин и там себе установить самозапрет. То есть это что, должна быть какая-то единая база маркетплейсов? И там устанавливать самозапрет? Антон Липовский: Да-да-да! Где синхронизируются данные между собой. Наталья Колбасина: Да. Технически это возможно. Но это какие-то доработки. Вот я здесь механизма до конца не понимаю. И описания нет. Опять же, сейчас можно завести себе отдельную карту. Например, сделать ее электронной. Установить там лимит и только с нее оплачивать покупки на маркетплейсах. Вот тебе и самозапрет. Бери и делай. Ну, собственно. Да? Почему бы не попробовать хотя бы тогда вот с этого начать? И таким образом себя ограничивать, именно с точки зрения спонтанных покупок. Антон Липовский: Скажите, а вот мы услышали про объем трат, когда вот наши корреспонденты-коллеги проводили опрос. Какие-то феноменальные суммы: от миллиона до полутора миллионов в год. Это нередкая сумма, которая была озвучена. И возникает вопрос: мы настолько действительно серьезно сталкиваемся с этой проблемой тотального потребления? Действительно, мы таким образом разоряем свои бюджеты, что ли? Анастасия Семенова: Да! И еще вот звонившая Юлия из Московской области сказала такой очень хороший момент про агрессивную рекламу. Что везде сейчас на баннерах: «Купи! Купи! Купи! Купи!». Тоже на нас влияет? Наталья Колбасина: Да, это присутствует. Действительно, реклама агрессивна. А кроме того, давайте по-честному: почему люди уходят вот в эти спонтанные покупки и просто покупки для поднятия настроения? Потому что сейчас такой период непростой, много неопределенности в нашей экономике, и покупки помогают снимать стресс. И я хочу поделиться очень, на мой взгляд, хорошим инструментом, который помогает немножко привести себя в чувство. Прежде чем покупать вещь, спросите себя: вот если бы мне дали вместо нее деньги, я бы ее купил или не купил? Анастасия Семенова: Нет. Наталья Колбасина: Да. И вот вы знаете, очень многие люди выбирают деньги. Если человек выбирает деньги, то получается, вещь не нужна. И не нужно ее покупать. У меня этим способом пользуется дочь-подросток. И она мне недавно сказала: «Слушай, какую ты мне дала классную такую идею! У меня уже столько скопилось денежек на карточке». Антон Липовский: Наталья! Здесь сразу есть подвох: чем хороши онлайн-магазины (то, что я сказал), они могут давать иногда эксклюзивные предложения. Вот увидел какую-то позицию, которая тебе, возможно, в перспективе пригодится. В перспективе трех – шести месяцев. Ну, не знаю, может быть, года. Но сейчас она тебе не нужна. Но ты видишь, что она действительно стоит чуть дешевле, чем, скорей всего, в других местах. Это ведь тоже такая ловушка своеобразная? Ну ведь экономия же. Наталья Колбасина: Своеобразная ловушка. И вот здесь на самом деле помогает планирование бюджета. И если семья планирует бюджет не только на месяц, но и в рамках года и там запланирована эта покупка. То есть человек понимает: надо заменить технику какую-то бытовую. Но мы ее будем заменять там через три – шесть месяцев. А сейчас – ну какая-то действительно классная акция. Ну почему бы тогда не купить? Но мы понимаем, что это не спонтанная покупка, а она у нас в принципе планируемая. И тогда в рамках вот этого бюджета года можно будет немножко поперераспределять денежные потоки, и в целом бюджет не пострадает. Анастасия Семенова: Но тут, Наталья... Наталья Колбасина: Это про планирование. Это про финансовую грамотность. Анастасия Семенова: Да, финансовая грамотность. Но у нас также такая уловка: оплата долями. Ну, частями. Антон Липовский: Рассрочка, да. Анастасия Семенова: Рассрочка – это же тоже такая уловка? То есть ты вроде бы запланировал. Думаешь: «Ну, 12 тысяч я сейчас отдать так разом не могу. Вот на четыре месяца по три». И вроде бы ты не замечаешь. Анастасия Семенова: А вот здесь на самом деле большой подвох. И с точки зрения самозапрета на покупки на маркетплейсах я бы лучше смотрела в эту сторону: чтобы люди осознавали, а сколько они вообще понакупили в рассрочку. И хорошо бы тогда проверять свою кредитную историю. Если это рассрочка там на несколько месяцев, она отражается в кредитной истории. Потому что кажется, что вот такие небольшие суммы. Человек их не учитывает, и потом оказывается, что у него там 70% от зарплаты уходит на рассрочки. И вот тогда это уже действительно проблема. Ну, жить-то не на что! Приходится там вообще ужиматься, и ты все выплачиваешь... Анастасия Семенова: Брать следующую кредитку. И так далее. Антон Липовский: Наталья, если коротко. Это же сейчас для всего мира типично? Есть какие-то страны, может быть... Анастасия Семенова: Жизнь в кредит. Антон Липовский: Да. Может быть, есть такие страны, которые тотально с этим уже борются. Ну, что называется, обмен опытом. Наталья Колбасина: Ну а тут бороться только одним способом: повышать свою финансовую грамотность. Ну, собственно, человек должен уметь делать выбор между «надо», «хочу» и «достаточно». Это совершенно три разные понятия, и надо находить между ними баланс. Анастасия Семенова: Отлично! Спасибо! Антон Липовский: Отлично! Спасибо большое! Наталья Колбасина, финансовый консультант, руководитель консультационного центра сервиса «Финансовое здоровье». Спасибо вам большое! Надеемся, что к нам прислушались. Мы тоже прислушались. Анастасия Семенова: Спасибо за совет! Антон Липовский: Спасибо за совет! Да, вы знаете... Анастасия Семенова: Надеюсь, подростки нас, может быть, и услышали... Антон Липовский: Хорошее сообщение из Московской области: «Реклама на детских мультиканалах. Повсюду: «Купи! Купи! Купи! Купи!» Внук постоянно купить просит что-то». Это ведь правда. Анастасия Семенова: Просит купить. Но больше всего мне понравилось сообщение из Тюменской области: «Галочку на запрет нужно ставить в голове». На этом и завершим.