Антон Липовский: Мы зададим вопрос профессионалу. Елена Александровна Назарова с нами на связи, профессор кафедры социологии МГИМО, доктор социологических наук. Елена Александровна, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Елена Назарова: Здравствуйте, добрый день. Анастасия Семенова: Сразу вопрос – а вот как менялось детство? И можно ли вот сравнивать? Потому что кто-то говорит, вот телезрители, что «да, наше было счастливее, сейчас у детей не очень», а кто-то говорит, что сравнивать нельзя. Как быть, как поступить? Елена Назарова: Давайте начнем с того, что детство – это неотъемлемый этап развития человека и детство есть у всех абсолютно. Мы прекрасно понимаем, что в период детства у нас происходит социализация, познание мира, развитие личности, и это необходимо, для того чтобы затем уже во взрослой жизни реализоваться. Но если физиологически, так скажем, человечество за последние 10 тысяч лет точно не эволюционировало в какую-то сторону сверхчеловека, то само общество у нас очень сильно изменилось. Естественно, детство, которое было в 1960-е гг., вот как были фотографии у вас в программе, в 1970–1980-е гг., наше поколение, наши дети, 1990-е гг., – разные условия. Однако мы понимаем, что вот ощущение счастья чаще всего дает ближайшее окружение, это та атмосфера, которая в семье, которая в малой группе среди друзей, одноклассников. Это та же самая детская активность и возможность творческой реализации; это отсутствие каких-то жестких таких дисциплинарных требований и наказаний однозначно... В общем-то, стили воспитания у нас остаются прежними, поэтому родители чаще всего копируют те модели воспитательные, которые были у их родителей, и здесь слишком большой разницы нет. Однако вот информационная среда, культурная среда, которая достаточно серьезно меняется, она и на средства воздействия на детей тоже оказывает влияние. Соответственно, у нас сейчас дети более творчески реализованные, раскованные зачастую бывают, у них больше информации, но с этой информацией им труднее, сложнее работать. Поэтому перегруз информационный зачастую приводит к таким эмоциональным перегрузкам, раздражительности, когнитивному диссонансу, отклонениям в поведении и т. д. То есть какая-то четкость, определенность нужна. Поэтому счастливый человек, счастливый ребенок, я так полагаю, – это тот ребенок, который чувствует заботу, уверенность, понимание родителей, какую-то обратную связь, может быть, спокойствие, защищенность. Если мы можем это нашим детям создать, они будут счастливы. Анастасия Семенова: А как дать в современном мире современным родителям современным детям вот это спокойствие, защиту? Как? Елена Назарова: Спокойствие... Ну, наверное, прежде всего, с учетом того, что мир становится все сложнее, как мы говорим, он турбулентный, неустойчивый, текучий и т. д., но мы этот мир поменять сейчас уже не сможем, никакие фильтры, препоны, препятствия не смогут остановить развитие. Поэтому, наверное, стоит самим принять это как данность и просто объяснять, пытаться объяснять закономерности, ребенка вводить в этот мир плавно, интересно, не пугать его сложностями, а помогать ему адаптироваться к этим сложностям. Связь должна быть очень прочная у детей с родителями, с наставниками, с теми людьми, которые могут им транслировать вот эти знания, умения и навыки для жизни последующей: секции, кружки, различного рода внеучебная работа. Это очень важно, потому что, если ребенок предоставлен сам себе, он серчит какую-то информацию в интернете, это хаотичное познание и чаще всего негативное, потому что бо́льшая часть контента, который попадается, он настораживает, пугает... Он завораживает, конечно... Антон Липовский: Да, это понятно. Елена Александровна... Елена Назарова: ...в недопустимую сторону выруливает. Поэтому я не за то, чтобы ставить препоны, препятствия, а за то, чтобы сопровождать ребенка вот в этом информационном пространстве, мире. Антон Липовский: Да, то, что его нельзя бросать, это совершенно точно, мы просто с Настей делали большой, полноценный эфир на эту тему. А вот по поводу того, что мы много проводим в детстве времени с бабушкой, если есть такая возможность, – это детство счастливее? Правда, что вот есть такое мнение? Елена Назарова: Ну, это немножко разные стартовые позиции получаются. Дети, которые выросли в дошкольный период в семье с бабушками и дедушками, – это дети, которые получили последовательную, так скажем, социализацию. Они знают традиции, историю, они умеют общаться, но они умеют общаться со взрослыми людьми, они более подготовлены, так скажем, к взрослой жизни. А социализация среди детей, детские сады – это, конечно, очень важно, это уже способ «выживания» среди ровесников. Здесь разные параметры счастья. Можно быть счастливым, играя со своими ровесниками, можно быть счастливым, слушая сказку, какую-то притчу от своих бабушки и дедушки, общаясь с ними. Их нельзя сопоставлять, потому что затем взрослая жизнь этих детей постепенно, так скажем, выравнивает и мы дополучаем то, что нам необходимо в плане культурного развития, и учимся взаимодействовать с ровесниками, пусть даже и несколько в другом при этом формате, но тем не менее свою долю счастья от общения тоже получаем. Антон Липовский: Хорошо. Анастасия Семенова: Отлично, спасибо большое! С нами была на связи Елена Александровна Назарова, профессор кафедры социологии МГИМО, доктор социологических наук.