Антон Липовский: Давайте об этом поговорим сейчас уже с нашим экспертом. Юлия Кузнецова с нами на связи, инвестиционный советник в реестре Центрального банка, преподаватель экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Юлия, здравствуйте. Вера Круглова: Здравствуйте, Юлия. Юлия Кузнецова: Здравствуйте, Вера, Антон. Очень рада быть сегодня с вами в эфире. Вера Круглова: Взаимно. Антон Липовский: Да. Мы знаем, что вы имеете прямое отношение к этим исследованиям, вы, я думаю, сейчас нам прокомментируете. Скажите, неужели действительно все так подорожало, покупательская способность, наоборот, понизилась и мы видим какую-то просадку в сфере услуг? Вера Круглова: Насколько вот зарплаты сейчас успевают за ростом цен? Юлия Кузнецова: Вы знаете, действительно, на текущий момент времени, во-первых, Центральный банк поднимает постоянно ключевую ставку, это все подтягивается под то, что становятся очень дорогие кредиты для россиян, и, соответственно, это возникает такой накопительный эффект, что производители товаров и опять же те, кто оказывают услуги, сфера услуг, они поднимают цены. Почему? Потому что вот такой замкнутый круг: кредит взять дорого человеку, который работает, он приходит к работодателю, говорит, что не может себе позволить, поэтому ему нужно повышение зарплаты. И начинается небольшое повышение зарплаты, и, конечно, оно не успевает за общим уровнем инфляции, который сейчас достаточно высокий (сейчас скажу еще об этом). И получается, что и цены тоже растут. То есть некая такая, знаете, ситуация, она как бы ходит по кругу. И что это значит? Это говорит о том, что инфляция тоже становится высокой, на текущий момент времени она уже 8,2%, это очень много. Это значит, что наши деньги очень сильно начинают обесцениваться. И в итоге к чему это приводит? Люди либо начинают копить, откладывать, и, кстати, таких людей стало больше, либо они меньше тратят опять же потому, что у них просто не хватает на все денег. И здесь вот сфера услуг на самом деле подпадает под это, потому что особенно вот для женщин, не то что они не делают маникюр, но, мне кажется, маникюр они делают просто реже. Ну вот как-то так это все отражается. Но при этом заработные платы не растут и многие даже специалисты в данной сфере увольняются, ищут себе работу более высокооплачиваемую, где опять же стоимость этих услуг уже выше, для того чтобы больше зарабатывать. И вот этот замкнутый круг на текущий момент, сегодня существует. Кстати, сегодня Центральный банк тоже будет рассматривать очередное повышение ставки или оставит ставку на прежнем уровне, а речь идет о 16–17%, и это очень много, т. е. под этот процент Центральный банк выдает коммерческим банкам денежные средства и они еще выше поднимают процент и по кредитам, и также депозиты тоже дорожают. Антон Липовский: Юлия, скажите, я не могу просто сразу не задать несколько вопросов на основании услышанного. Во-первых, кредиты – кредиты кому? Людям, которым не хватает денег, или кредиты людям, которые эту сферу услуг как раз-таки пополняют, т. е. открывают какой-то бизнес? Кто имеется в виду прежде всего? Юлия Кузнецова: Вот смотрите, на текущий момент времени почему Центральный банк поднимает ставку? Чтобы снизить уровень кредитования. Обычный человек, такие, как мы с вами, люди, физические лица, когда не хватает денег, что они делают? Они берут кредиты. И на самом деле в каждом магазине сейчас, когда ты заходишь что-то покупать, любой товар, есть разные системы, системы «Раздели», «Подели»... Вера Круглова: В рассрочку, в кредит. Юлия Кузнецова: Это же тоже кредит. И человек в это все заходит, потому что он хочет купить ту или иную вещь, даже сейчас можно путешествие взять в кредит, вообще кредитование очень сильно возросло, и уровень кредитования просто безумный. Даже по последнему кварталу мы превысили уровень взятия денежных средств, физические лица обычные, до максимума, такого никогда не было. Поэтому, соответственно, вот отсюда все и идет. Вера Круглова: Но при этом покупательская способность снижается, правильно? Юлия Кузнецова: При этом, да. Получается, что когда человек уже заходит в какую-то такую сложную ситуацию, когда он уже понимает, что кредитов много и он уже не может это все платить, то он начинает себя тормозить и уже идет меньше в покупки, начинает экономить жестко. Ну вот здесь если мы смотрим на всю эту историю, то это можно сопоставить с теорией спроса и предложения: всегда, когда есть дикий спрос, то и предложение превышает его или поднимается, ну и наоборот, теория экономического развития. В общем-то, наверное, как-то так, и с этим можно все связать. Вера Круглова: Если говорить о том, что снижается покупательская способность, как это может сказаться в дальнейшем на вот как раз-таки сфере услуг? Антон Липовский: На развитии этого рынка. Вера Круглова: Да. Не сократится ли рынок? Юлия Кузнецова: Да, он может сократиться. Я же говорю, что предложение очень сильно сопоставимо со спросом; если спроса будет меньше, то и предложения тоже будет меньше, и данные услуги, те же самые салоны красоты, они могут закрываться, потому что просто клиентов не будет. Если они будут реже приходить, то, соответственно, любому салону, как и бизнесу, нужно обеспечивать заработную плату сотрудникам, платить аренду помещения и т. д., и т. д., это же целый бизнес. И тем более, если мы вообще сейчас посмотрим на налоги, которые будут увеличиваться со следующего года, то тут, честно говоря, мне кажется, что это очень сильно отразится на сфере услуг, потому что меняют полностью систему налогообложения, и упрощенная система уже будет с НДС... И это все повлияет на бизнес, особенно на мелкий, потому что, грубо говоря, сфера услуг – это не крупный бизнес, как ни крути. Все это приведет к тому, что этот сектор будет, в общем-то, снижаться, на мой взгляд. Вера Круглова: А не может ли вслед за этим снизиться и качество самих услуг? Юлия Кузнецова: Да, может быть такое. Даже сейчас приходишь в салон, уже работают мастера более такого низкого, наверное, уровня, и люди тоже это замечают, они становятся недовольны. Почему? Потому что берут на более низкие зарплаты, привлекают уже людей, так сказать, с меньшим уровнем заработной платы. Почему? Потому что это выгодно. Это же все бизнес, любая сфера услуг – это тоже бизнес, поэтому любому собственнику выгодно взять человека на работу, который будет получать меньшую зарплату, для того чтобы бизнес этот существовал. Поэтому, конечно, и качество тоже будет страдать. На самом деле это первый путь, когда в секторе услуг бизнес сам, собственник такого бизнеса, он нанимает более низкооплачиваемый персонал, или, наоборот, более качественные услуги, они уже не так выгодны в сфере их оказания. Почему? Потому что те мастера, которые хотят более высокие заработные платы, они уходят из этих салонов, ищут себе более дорогостоящие. Но скажу так, что на текущий момент времени на самом деле дорогостоящих салонов тоже много и не каждый уже идет туда, потому что это очень дорого. Антон Липовский: Юлия, не могу не задать вопрос, давайте теперь все подведем под общую такую черту. Смотрите, сообщение из Пермского края, если можно, достаточно коротко: «Пользуюсь ателье, парикмахерской, ЖКХ, а волосы вообще себе самому стричь – это плохая примета». Это из серии того, что есть вещи, от которых отказаться невозможно: не хватает времени, не хватает компетенций, это нормально. Вот это ведь не первая такая экономическая ситуация, когда мы оказываемся в таких определенных финансовых тисках своеобразных. К чему это все обычно ведет? И какой выход, если глобально взять экономику? Юлия Кузнецова: Если мы берем только сферу услуг или вообще всю экономику... Антон Липовский: Здесь и сфера услуг все-таки. Юлия Кузнецова: На самом деле по сфере услуг я знаю точно, что уже более дорогостоящие салоны начинают закрываться вот в центре Москвы, и получается, что невыгодно это содержать. Почему? Потому что люди уже не готовы тратить какие-то безумные деньги на окрашивание то же самое, какое-то суперсложное. Женщины больше приходят к тому, что они начинают носить свой естественный цвет волос... То есть здесь, вы знаете, как бы экономия должна быть экономной, т. е. в плане того, чтобы не зажимать себя окончательно, но люди так думают, и они экономят на каких-то других вещах. Но при этом если они видят, что есть салон красоты, где за стрижку можно отдать (образно) 15 тысяч и 3 тысячи, то они уже пойдут в салон, где они отдадут 3 тысячи, и найдут себе мастера, который им подходит, и уже будут стричься у него. То есть такая, знаете, экономия должна быть экономной, т. е. не во вред качеству. Люди будут к этому стремиться. Вера Круглова: И разумной, она должна быть прежде всего разумной. Юлия Кузнецова: Да. То же самое по маникюру: никто не поедет в центр Москвы, (образно, я даже по себе сужу), где маникюр стоит 5 тысяч, – я сделаю его возле дома, где он стоит 2 500 образно. Я его сделаю все равно, но пойду реже его делать, не раз в 2 недели, а раз в 3 недели... Это не говорит о том, что вообще эта сфера пропадет, – она не пропадет, конечно, она будет существовать, этот бизнес будет существовать... Вера Круглова: Она будет существовать, пока существуют женщины! Юлия Кузнецова: Ну как ты можешь себе самому постричь волосы, это же невозможно. Но при этом просто очень, супердорогостоящие салоны будут закрываться, люди будут хотеть качества по более доступной цене... Антон Липовский: И будет расти конкуренция на определенных рынках, заполнять определенные ниши. Юлия, извините, просто время эфирное ограничено. Вера Круглова: Спасибо, Юлия, большое! Антон Липовский: Юлия Кузнецова, инвестиционный советник в реестре Центрального банка, преподаватель экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.