Петр Кузнецов: С нами сейчас на связи Сергей Цыганков, он автоинструктор. Здравствуйте, Сергей. Сергей Цыганков: Здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Начнем с главного вопроса, одного из главных в этой части, в стартовой. Давайте сразу разберемся – правда ли, что есть категория водителей, которым просто не дано водить? Сергей Цыганков: Я не соглашусь с вами. Дано каждому водителю научиться управлять транспортным средством, просто не каждый этого хочет. Петр Кузнецов: Как вы работаете с таким видом учеников? Сергей Цыганков: Это очень сложно... Это моя любимая категория граждан. Петр Кузнецов: Я сейчас поясню, просто не совсем понятно. Это так же, кстати, как с аттракционами: ты идешь, но ты не особо хочешь, ты идешь учиться на права, но ты не особо хочешь. Ну то есть ты, видимо, хочешь, чтобы тебе сразу их выдали и поехал, наверное, так они себе представляют? Сергей Цыганков: Ну, немножко не так. В основном такую категорию граждан отправляют учиться родители, друзья, бойфренды, мужья... Очень часто мужья отправляют жен учиться водить автомобиль, чтобы ездить спокойно с бутылочкой пива с дачи на пассажирском сиденье. Мария Карпова: А-а-а... Петр Кузнецов: Ага. Мария Карпова: Я знаю, что еще очень сложно даются правила и вообще вождение людям в возрасте. Потому что иногда бывает, вот всю жизнь как-то без прав прожил, а вот решил на старости лет, значит, сдать на права, и вот тогда... Мне просто инструктор как раз рассказывал такую историю, что несколько лет (!) пыталась сдать женщина и никак. Сергей Цыганков: Да, я знаю такие ситуации. Я повторюсь: если человек очень хочет и ставит перед собой такую цель, то выучить можно все что угодно. У меня была ситуация, когда ученица приходила на практическое вождение и мы с ней не занимались практикой, а разбирали билеты, было и такое. Петр Кузнецов: Разбирали билеты? Сергей Цыганков: Да, билеты. Петр Кузнецов: Теоретическая часть. Мария Карпова: Так а разве не школа должна этим заниматься, не теоретическая часть? Петр Кузнецов: В классах, у нас было так. Сергей Цыганков: Согласен с вами, этим должен заниматься преподаватель по теории. Но чаще всего у автошкольных сотрудников замыливается глаз, у них пропадает энтузиазм преподавать, и кандидатам в водители будущие, приходя на занятия, не очень интересно. Они сидят на занятиях и засыпают по причине того, что преподаватель просто не любит свою профессию, он просто начитывает материал. А когда преподаватель любит, нравится ему его работа, он любит людей, естественно, он делает занятия настолько интерактивными и интересными, что люди каждое слово его ловят. Мария Карпова: Сергей, еще сейчас часто занятия проходят онлайн, есть целое отдельное направление, даже отдельные онлайн-автошколы. Вы замечаете эту разницу теперь в учениках, в их знаниях, когда они уже приходят к вам, садятся в машину? Сергей Цыганков: Да, это очень плохо. Нужно живое общение. Человек через онлайн-средства всевозможные не может передать весь пакет знаний, который необходим, жизненные истории – на это просто нет времени на онлайн-занятиях. Петр Кузнецов: Сергей, вы такой спокойный... В нашем, уж простите, мемном представлении инструктор ну настолько расшатан, знаете, как самая расшатанная в мире машина: столько стресса... Я к тому, что нужно сдать, как нужно доказать, показать, продемонстрировать свою профпригодность при трудоустройстве в автошколу? Помимо, естественно, хорошего вождения. Сергей Цыганков: Сейчас по нормам водитель должен иметь 3 года стаж и пройти обучение порядка 2 месяцев на то, чтобы стать автоинструктором, если вы об этом. Петр Кузнецов: Да. Я еще к тому, что мне кажется, что тут еще психологом нужно быть хорошим и для себя, и для того, кто сидит рядом. Сергей Цыганков: Это приходит со временем. Петр Кузнецов: Не надоело, Сергей? Мария Карпова: Не устаете, да? Петр Кузнецов: Были моменты, когда ну просто вот достали? Сергей Цыганков: Я вам скажу, повторюсь: свою профессию нужно любить. Я в этой профессии оказался чисто случайно, но я теперь не представляю себя без работы. Петр Кузнецов: Но очень много трудностей, я думаю, отрицать вы не будете, с автошколами, с уровнем подготовки, с этими программами, с объявленной реформой... Да, кстати, какие плоды она принесла, глобальная реформа автошкол? Какие изменения вы замечаете? И самое главное, что сейчас все-таки современным нашим автошколам не хватает? Сергей Цыганков: Пока, на данный момент, никаких последствий реформы я еще не вижу, потому что особо ничего не изменилось, пока мы как работали, так и работаем. Никаких нововведений пока до нас не дошло, за исключением некоторых допоборудований к автомобилю, но это мелочи. Петр Кузнецов: Допоборудование, каким оно должно быть. Сергей, не отпустим вас без вашей золотой фразы, то, что вы чаще всего ученикам своим любите повторять, чтобы они запомнили. Какое-то общее правило, которое подходит как раз для всех. Сергей Цыганков: Самое главное правило дорожного движения в нашей стране – это правило трех «Д». Мария Карпова: Ах, я знаю это правило! Петр Кузнецов: Дорога, дом, дерево? Мария Карпова: Нет! Петр Кузнецов: Я так езжу домой. Мария Карпова: «Дай дураку дорогу», да? Сергей Цыганков: Да, все верно. Петр Кузнецов: Ага, пропустить... Спасибо! Сергей Цыганков, автоинструктор. Мария Карпова: Спасибо!