Петр Кузнецов: Сергей Казарновский с нами на связи, он директор школы «Класс-Центр» и заслуженный учитель России. Сергей Зиновьевич, здравствуйте. Сергей Казарновский: Да, добрый день. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Вы знаете, мне в процессе подготовки где-то попалось такое убеждение: «Послушный ребенок может окончить школу с золотой медалью, но ему неинтересно будет жить». Вот вы бы какую картинку нашего медалиста сегодняшнего нарисовали? Сергей Казарновский: Понимаете, в чем дело, сейчас несколько другая ситуация, чем была прежде, и медали за особые успехи выдаются в основном за совершенно понятные какие-то критерии, грубо говоря, количество баллов по трем экзаменам, которое должно быть не меньше 200 по ЕГЭ, ну и т. д. Петр Кузнецов: Да-да-да, мы сейчас в самом начале перечисляли, даже слегка запутались уже... Сергей Казарновский: Да-да. И это, в общем, сейчас как-то более-менее понятно. То, что было прежде... По-моему, в 2013 году это все закрыли, всю эту историю... А то, что было прежде, – это такая штука... Можно про это говорить, обсуждать, но самое главное, что в сегодняшних критериях, в сегодняшнем предложении нет ни одного четко прописанного критерия про что? Обсуждают все хорошие какие-то вещи. В принципе, чем больше мы поощряем людей всегда, это хорошо: больше сказали человеку хорошее – прекрасно. Но если вспомнить, как это было прежде... Понимаете, вот реально, я на земле, в школе: человек идет на золотую медаль, он должен 2 года не иметь четверок, и начинает вся школа думать, как бы ему здесь поставить уже, тянуть... И все это такое... Столько раз это было фикцией такой очевидной совершенно и т. д. Сейчас появляются еще серебряные медали – ну хорошо, замечательно, давайте. Но смотрите, это для школы, если речь идет о поощрении каком-то, прекрасно, надо поощрять, но это поощрение делается, глобально все, будут издаваться приказы, будут считаться оценки, будут проверяться... В школе в этом году конкретно столько изменений происходит, одно, второе, третье: новые программы, новые предметы вводятся и т. д., еще новые системы оценивания... Я хочу сказать, я больше 40 лет в школе: такое количество постоянных реформаций говорит о том, что какие-то цели не очень точные. При этом еще сейчас идет, что театры в каждой школе, прошел во Пскове огромный форум, на котором я выступал, о музыке в школе, чтобы ее сделать человеческой... Представляете, это все в один год практически происходит. Поэтому вот с точки зрения технологий эта история, конечно, может быть, и не про это. Но, вообще-то говоря, во многих регионах России есть свои собственные возможности каким-то образом поощрять людей. В частности, там есть, кое-где остались и золотые, и серебряные медали, делают люди и т. д. Но сегодня при поступлении в вуз, например, если говорить, об этом, кстати, везде сказано, что никаких связей с вузом пока вообще... Про это даже не говорим. Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: Да-да. Сергей Казарновский: Но послушайте, каждая школа имеет возможность выстраивать так образование, чтобы можно было проследить за качеством работы. В частности, есть рейтинговая система, мы считаем, в частности мы, все успехи ребенка, какие у него были, и связанные с дополнительным образованием, и с выступлением там-то, там-то в рейтинговой системе... Вот 1 июня День защиты детей, мы будем торжественно на улице, джазовый будет концерт, неважно какой, мы будем вручать детям, победителям, и они получают: кто-то – поездки в какой-то лагерь, кто-то – возможности каким-то образом, сертификаты, чтобы продолжать образование, и т. д., причем с 1-го по будущий класс, параллели и т. д. Это праздник большой, это качество и т. д. Да, не все можно показать будет внукам, «вот у меня серебряная медаль была» и т. д. Поэтому, с одной стороны, это важная вещь, с другой стороны, надо понимать, что это может... Так же, как говорят, например: школа будет, вот сколько у нее медалей будет, показывать всюду и т. д. – и начнется битва за эти медали. Очень я боюсь этой истории, которая может все перевернуть. И еще одна очень важная вещь. Послушайте, вопрос идет о том, что вообще-то в школе нужно учиться, и это главное, для чего люди приходят в школу – не тусоваться, а учиться. Вспомните хоть один практически фильм наш, где говорилось о том, что вообще-то в школу приходят для того, чтобы учиться. «Тусня», любовь с учительницей, последняя перемена – там чего только нет, понимаете? Вы возьмите любой фильм замечательный про образование, ну западный, «Общество мертвых поэтов» – потрясающе. Только прошла первая линейка, ребята, нормальные пацаны, взяли закурили в своей комнате и один у другого спрашивает: «Ты какие предметы выбрал?» Он говорит: «Такие». – «А давай я вот тебе буду помогать по этому, а ты мне по этому?» С этого начинается кино. «Учитель на замену» там бьется и весь класс, чтобы сдать контрольную, и это круто, понимаете? Ни одного фильма вообще про то, что учиться... «Школу» Гай Германика сделала – там вообще про другое, там школа – это «полный отстой» и т. д. Мария Карпова: Сергей Зиновьевич, и в т. ч. и кино, и литература, вот я сейчас вспомнила, тот же «Гарри Поттер» на самом деле нам рисует такую картину, что троечники – они более успешные в жизни, они более приспособленные, они своей хитростью обходят какие-то правила и лучше себя ощущают в жизни. Вот вы со своим большим педагогическим стажем что скажете, какую картину нам нарисуете? Сергей Казарновский: Смотрите, мы знаем, что Эйнштейн учился на тройки, это известная история, никто это не скрывает. Тут другая история: школа – это институт с очень надолго отложенным результатом. И вот эти все вещи, тройки сегодня и т. д., не много о чем говорят. Но если в школе есть механизм, по которому может человек проявить свои какие-то лидерские качества... раньше была комсомольская организация и т. д., просто если это не будет так идеологизировано, это понятная и полезная вещь, проявить себя... то черт его знает, действительно, он может как-то по-другому идти. Но все равно сам факт... У нас есть много, в школе мы придумываем настоящий проект, где они могут придумать, что можно сделать какой-то собственный легкий детский бизнес, самый разный они делают, и вдруг человек проявляет себя в этом... Петр Кузнецов: Продавать медали, например. Сергей Казарновский: Что? А, да. То есть можно, есть механизмы, как сделать ученика успешным, счастливым своей учебой и т. д. без этой медали, ну мне так кажется. Хотя ничего плохого в том, что лишний раз будут поощрять детей... Я просто боюсь, по опыту большому, что это будет такой фигней, когда надо будет всем на ушах стоять, захотят все, и родители с ума сходить начнут... Мария Карпова: Да-да, особенно родители. Сергей Казарновский: Ну конечно, ну конечно: «А почему у этого столько баллов?», «А где подойти еще, давайте...» – это чокнуться можно будет. Петр Кузнецов: Сергей Зиновьевич, а давайте подведем итог. Все-таки, по-вашему, разберемся окончательно, идеальную картину пытаемся нарисовать по крайней мере здесь, на этой площадке, – нужны ли преференции за медали? И какими они должны быть, по-вашему? Сергей Казарновский: Я думаю, что нет, потому что... Сейчас уже за ГТО преференции начинают давать... Я скажу, по какой причине, – это несколько разные институты, школа и куда поступает человек, и есть возможность сегодня с портфолио посмотреть на человека. Ну правда, поступала девочка у нас в «Вышку» на математику, а у нее в портфолио написано, что она играет в джазовом оркестре на контрабасе. Они обалдели совершенно – конечно, это круто, это им интересно гораздо больше, чем все остальное. Это первое. Второе. Конечно же, пока люди, которые это придумали, не скажут... Может быть, у них действительно есть какие-то вещи, про которые мы не знаем, демографические, там еще какие-то, просто мы про это не знаем. Может быть, действительно есть какой-то другой стимул... Пусть скажут тогда про это, «давайте мы это сделаем», «давайте это заменим». А мы что должны делать? Но в принципе я вам говорю, что есть механизмы более тонкие сегодня, когда можно, если говорить для вуза... Мария Карпова: Спасибо, спасибо большое! Сергей Казарновский был с нами на связи, директор школы «Класс-Центр», заслуженный учитель России. Спасибо, Сергей Зиновьевич.