Петр Кузнецов: Сергей Ромашкин, вице-президент Ассоциации туроператоров России, с нами сейчас на связи, наш эксперт по теме, с ним подведем итоги некоторые этих путешествий наших граждан. Мария Карпова: Сергей Анатольевич, здравствуйте. Петр Кузнецов: Здравствуйте. Мария Карпова: Сергей Анатольевич? Попробуем переподключиться... Петр Кузнецов: Наш эксперт нас не слышит, я думаю, видит, но не слышит. А теперь мы уже не слышим. Мария Карпова: Давайте еще раз. Нам есть что показать, есть много фотографий... Петр Кузнецов: Сергей Анатольевич? Нам подсказывают... Сергей Ромашкин: Да, я вас слышу, слушаю. Петр Кузнецов: Есть связь, да. Мария Карпова: Мне сказали, что это все из-за какого-то полнолуния, или что-то такое, сейчас с техникой все очень плохо. Здравствуйте еще раз, Сергей Анатольевич, вице-президент Ассоциации туроператоров России с нами на связи. Сергей Анатольевич, как вообще, в целом изменилась туристическая отрасль в 2023 году? Насколько она успевает за выросшим (по понятным причинам) спросом? Сергей Ромашкин: Нет каких-то радикальных изменений: все-таки мы видим поездки в привычные для туристов регионы. Лидер, по-прежнему наш бессменный лидер – Краснодарский край, на втором месте обе столицы, Москва и Санкт-Петербург, на третьем Крым, на пятом – Кавказские Минеральные Воды. Я бы скорее говорил о том, что действительно интерес к России растет, туристы путешествуют абсолютно во все регионы, осваивают такие территории, которые раньше казались немножко нетуристическими: это и Крайний Север, и наша новая туристическая звезда, Дагестан, которая в принципе была известна, но рост турпотока в эту республику за последние 2 года 50% в сумме за 2 года, и, конечно, это такая новая туристическая звезда. Мы открываем Россию по-новому, и она открывается нам с какой-то неожиданной стороны. Мария Карпова: Все-таки хочется небольшую ложку дегтя в эту бочку меда. Некоторые эксперты высказывают мнение, что рост, безусловно, есть, но в целом ожидания пока не оправдывает. Сергей Ромашкин: Вы знаете, массовый туризм, все-таки когда путешествуют, в этом году вот мы ожидаем 72 миллиона человек, ну конечно, есть какое-то количество туристов, которые попали как бы не в то место, не в то время, не в тот отель... Все-таки путешествия по России требуют планирования. Многие наши туристы едут, извините, так вот немножко наобум, совершенно не готовясь к этому путешествию, это неправильно. Мне кажется, они должны потратить час-два, посоветоваться с друзьями, с коллегами, с турбизнесом, с турагентами, туроператорами, и тогда все пройдет замечательно для туристов и проблем не будет. Если турист хочет, извините, пятизвездочного сервиса по цене глэмпинга, к сожалению, такое невозможно. Мария Карпова: Многие телезрители на нашем СМС-портале пишут, что очень дорого путешествовать. Есть небольшая статистика: средняя стоимость суточного размещения по стране составила чуть больше 4,5 тысяч рублей, это на 12% выше, чем в прошлом году. Средний чек бронирования вырос на 17%, это 13 тысяч за три ночи... Понятно, что для туриста рост цен – это всегда плохо, но для туротрасли это большой рост? Он вообще был ожидаем? Сергей Ромашкин: Туризм – часть экономики, и, конечно, когда все вокруг дорожает, ну мы не можем сохраниться в каком-то домике и защитить туриста от этого удорожания. Я бы сказал так, что самая затратная статья расходов в отеле – это персонал, а персонал хочет, как все мы, получать больше денег, получать бо́льшую зарплату, соответственно, это сразу сказывается на цене турпродукта, проживания в отеле. Дорожают продукты питания, ну и т. д., я не буду вдаваться сейчас в экономику этого процесса. Я скажу, что отели не зарабатывают супердоходы и не пытаются нажиться на растущем турпотоке. Наша задача – обеспечить... Мария Карпова: А можно сделать какой-то прогноз на будущий год? Так же будут расти цены? Сергей Ромашкин: Рост более скромный, в пределах 8–10%, потому что все-таки темп замедляется. Мы видим, что, например, новогодние туры в той же Красной Поляне подорожали где-то на 7–8%, т. е. нет такого среднего удорожания, которое было весь год. Петр Кузнецов: Сергей Анатольевич, мы можем быть уверены или в данном случае надеяться на то, что с ростом цен мы получаем и рост качества услуг и сервиса? И за счет чего это происходит? Сергей Ромашкин: Это действительно так. Если в отеле больше персонала, больше горничных, поваров, аниматоров, ну конечно, сервис становится лучше. Петр Кузнецов: Да, но не в количестве же дело, согласитесь. Сергей Ромашкин: Одна из проблем туристического бума в том, что... Я напомню, 2 года назад был ковид и последние ограничения были сняты в 2022 году. Это немного замедлило и такой инвестиционный процесс в туристическую отрасль, да, и какие-то кадровые вещи, не удавалось набрать персонал, и сейчас проблемы с персоналом, т. е. это болезни роста. Я думаю, что в течение следующего года, да, мы преодолеем, начнутся новые какие-то проекты, люди вернутся в отели и все будет замечательно для туристов. Мария Карпова: Что касается иностранных туристов, какая-то работа ведется в этом направлении, чтобы их как-то активнее привлекать? И к каким показателям здесь вообще нужно стремиться? Сергей Ромашкин: Въездной турпоток, как мы его называем, да, это прибытие иностранных туристов в Россию, сейчас на уровне 10–15% от того, что было в 2019 году перед коронавирусом. Основные страны, такие доноры туристические, это Китай, в целом Юго-Восточная Азия, Иран к нам поехал, Арабские Эмираты. И в связи с введением электронной визы, это такой механизм, позволяющий вам на сайте получить российскую визу, механизм заработал в августе этого года, мы видим, что Европа тоже начинает подтягиваться, это традиционные наши страны: Германия, Франция, Италия. Но, конечно, потоки несопоставимы с тем, что было. Мы ожидаем, что все-таки Китай поедет массово, тогда мы в следующем году достигнем где-то уровня... Скажем так, в следующем году мы ожидаем удвоения турпотока иностранных туристов, но все равно это будет далеко от тех максимумов, которые мы видели 4 года назад. Мария Карпова: Опять же, главное, чтобы инфраструктура с этим справилась, главное, чтобы всем места хватило, чтобы дороги были удобные для путешествий... Сергей Ромашкин: Вы знаете, иностранцы все-таки едут в основном в два-три города, это Москва, Санкт-Петербург, иногда Казань, иногда Ульяновск, поэтому здесь это города массового туризма, здесь множество отелей. Мы не сталкивались с проблемами в размещении, и сервис, как вы понимаете, в обеих столицах замечательный. Мария Карпова: Спасибо большое, Сергей Анатольевич! Петр Кузнецов: Спасибо большое! Мария Карпова: Сергей Ромашкин был с нами на связи, вице-президент Ассоциации туроператоров России.