Сезон навигации
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/sezon-navigacii-68331.html
Антон Липовский: Продолжаем говорить в связи с открытием навигации в Москве о речном транспорте именно как о транспорте, как о средстве передвижения из пункта А в пункт Б, не о путешествиях. И сейчас первый эксперт с нами на связи, как и обещали, – Никита Голованов, главный специалист научно-исследовательской службы Музея Транспорта Москвы. Никита, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Никита Голованов: Доброе утро, добрый день.
Антон Липовский: Никита, скажите, мы вот взялись за возрождение вот таких водных маршрутов, водных путей. Расскажите, пожалуйста, как сейчас вы это видите на фоне того, что было, во-первых, насколько это возможно на сегодня, что у нас будет стоять на службе, какие суда, насколько это будет комфортно и доступно по цене.
Анастасия Семенова: Ведь во времена Советского Союза это ведь был очень популярный вид транспорта.
Антон Липовский: Стоило копейки в прямом смысле слова.
Анастасия Семенова: Да, ведь катера заходили в каждую деревню. Правда ведь?
Никита Голованов: Да, действительно, вы знаете, если обратиться к истории, даже немного раньше, чем к Советскому Союзу, к периоду до революции, к концу XIX – началу XX вв., то окажется, что именно тогда речной транспорт начал входить в жизнь москвичей. В 1858 году основали московское речное пароходство, но это скорее история про рейсы между городами.
А вот с 1880-х гг. в городе начинают появляться речные трамваи. Это были простейшие моторизированные катера, которые, как правило, связывали центр города и различные туристические достопримечательности и места отдыха. Самым популярным маршрутом в Москве той эпохи была линия от Болотной площади до Воробьевых гор или от Москворецкого моста до Николо-Перервинского монастыря.
Совершенно справедливо отметили ведущие, что встраивание речных трамваев в систему городского общественного транспорта началось в 1931 году, когда был открыт первый маршрут. Стоимость его составляла от 10 до 20 копеек в зависимости от длины маршрута и времени суток, и, конечно же, это было не очень дорого: если переводить на цены 2023 года, то окажется, что около 40–50 рублей стоил проезд на таком речном трамвае в 1930-е гг.
Постепенно сеть расширялась, добавлялись все новые маршруты, и уже в 1970-х гг. можно было прокатиться на экскурсионных линиях, на туристических, на внутригородских, а также воспользоваться переправой.
Антон Липовский: Скажите, пожалуйста, Никита, как вы считаете, сколько сегодня должен стоить вообще водный вид транспорта, для того чтобы стать таким популярным, доступным? И как вы видите его развитие? Понятно, мы сейчас увидели с Настей как бы одну ветку, но по-хорошему этих веток может быть много, как у метро, так, соответственно, на речной карте водного транспорта.
Никита Голованов: Ну, речной транспорт в этом плане, конечно, чуть больше ограничен, нежели метро, все-таки река у нас одна и протекает совершенно определенным образом...
Анастасия Семенова: Это да.
Никита Голованов: Тем не менее есть разные варианты по тому, как организовывать маршруты на этой реке, откуда будет начинаться такое речное путешествие, где оно будет заканчиваться, здесь возможны варианты. Начинаем с одного, но постепенно, я надеюсь и уверен, что придем к тому, что сеть маршрутов будет становиться все шире и шире.
Анастасия Семенова: А как складывается цена на такой трамвайчик? Если мы говорим... То есть невозможно, да, предсказать? А от чего это зависит? Потому что вот в Нижнем Новгороде, допустим, мы вот вчера, когда готовились, 500 рублей. Все говорят, что это очень дорого, получается, что это как электричка в принципе.
Никита Голованов: Вы знаете, мне кажется оптимальным уравнивание стоимости проезда на речном транспорте и на других видах транспорта, т. е. на метро, на наземном, так как только в этом случае получится действительно интегрировать речные трамваи в систему общегородского транспорта.
Анастасия Семенова: Ну то есть в принципе как поездка в метро, так и должен он стоить, если брать крупные города?
Никита Голованов: Да-да.
Антон Липовский: Ну а если брать междугородние маршруты, то, конечно, тогда... Может быть, в Нижнем Новгороде вот эти 500 рублей, но надо тогда рассматривать, что за маршрут: может быть, действительно дорогостоящий, нужно много топлива, это долго по времени и т. д.
Хорошо, Никита, спасибо вам большое! Никита Голованов, главный специалист научно-исследовательской службы Музея Транспорта Москвы, с нами был на связи.